Конспект занятия для детей с отклонениями в развитии по теме "Лесные приключения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи: Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса к окружающей действительности (признаки поздней осени, звери – внешний вид, повадки). Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга, логически мыслить. Формировать умение обобщать, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь, использовать в речи глаголы, существительные в единственном и множественном числе, прилагательные. Создавать эмоционально положительное настроение. Воспитывать у детей любовь к природе.

Словарная работа: поздняя осень, лес, звери, медведь, волк, лиса, заяц, еж, медвежата, волчата, лисята, зайчата, ежата, туловище, голова, морда, лапы, хвост, медведь – большой; волк - злой, голодный; лиса - рыжая, хитрая; заяц- трусливый; еж - колючий, маленький.

Оборудование:

  • картинка “Поздняя осень”,
  • разрезные картинки: медведь, волк, лиса, заяц, еж;
  • игрушки: медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, ежонок;
  • картинки с изображением детенышей: медвежата, волчата, лисята, зайчата, ежата;
  • спортивное оборудование: (мостик) - досточки - 6 шт., скамейка, елки, деревья, снежки (сугробы); шапочка медведя для подвижной игры;
  • музыкальная игра “По лесной тропинке”.

Художественное слово:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я ... (осень)

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыло серебром. (зима)

Пальчиковая игра

Снег руками собирали. Энергично сжимают и разжимают пальцы
Наши пальчики устали. обеих рук.
Мы их будем растирать, Энергично потирают ладонь о ладонь.
Мы их будем согревать.
Чтобы стали горячее, Делают массирующие движения пальцами.
Энергично разминать.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята послушайте и скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? Воспитатель зачитывает

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я ... (осень)

Правильно в этом стихотворении говорится об осени. Ребята, а сейчас, как вы думаете, осень или нет. Сейчас осень, но ее все называют “поздней”, почему?

Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени. Дети перечисляют: холодно, солнце стало редко появляться в небе и совсем не греет, бывают заморозки все чаще и чаще, часто падает снег, деревья все голые, не слышно птиц, потому, что они улетели в теплые края, скоро наступит зима. Послушайте стихотворение:

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыло серебром.

- Ребята, а вы когда-нибудь были в зимнем лесу? Сегодня мы с вами отправимся в лес и встретим там разных зверей. А вы знаете, кто живет в лесу, какие звери там живут? (Ответы детей)

- Чтобы попасть в лес нам нужно протоптать тропинку. Сейчас заиграет музыка и отправимся в лес. Звучит музыка и дети за воспитателем идут разными способами: по мостику, перешагивая через сугробы, заползая на горку, бегом с горы, пробираясь сквозь ветви (разводят руками), идут змейкой сквозь елки, деревья.

Останавливаются.

- Ребята, в лесу было холодно, давайте погреем руки. Сделаем гимнастику для пальчиков.

Снег руками собирали. Энергично сжимают и разжимают пальцы
Наши пальчики устали. обеих рук.
Мы их будем растирать, Энергично потирают ладонь о ладонь.
Мы их будем согревать.
Чтобы стали горячее, Делают массирующие движения пальцами.
Энергично разминать.

- Ребята, посмотрите, здесь что-то лежит. Конвертики (с разрезными картинками животных). Посмотрим. Каждый ребенок собирает картинку. Затем все вместе описывают животных по схеме:

Это медведь, он большой. У него есть туловище, голова, морда, четыре лапы, хвост. Он живет в лесу.

Это волк. Он злой, у него есть туловище, голова, морда, 4 лапы, хвост. Он живет в лесу.

Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее есть туловище, голова, морда, 4 лапы, пушистый хвост. Она живет в лесу.

Это заяц. Он белый, трусливый. У него есть туловище, голова, морда, 4 лапы, маленький хвостик. Он живет в лесу. Боится волка и лису.

Это еж. Он маленький, колючий. У него есть туловище, голова, мордочка, маленькие лапки, маленький хвостик. Он живет в лесу.

Молодцы, а сейчас давайте покажем повадки этих зверей, как они двигаются под музыку. Играем в хоровод “ По лесной тропинке”.

- Ой, ребята, слышите чей- то плач раздаются в лесу? Это детки потеряли своих мам. Поможем им? (дети берут по игрушке и расставляют их к картинкам).

- Ребята, а у меня есть еще вот такие картинки. Назовите, пожалуйста, кто здесь изображен? (воспитатель показывает картинки с изображением детенышей). Дети называют: “Это - медвежата, волчата, лисята, зайчата, ежата”. Воспитатель предлагает поиграть с ними в игру “Кого не стало?” Дети отворачиваются, воспитатель в это время убирает одну картинку. Дети отгадывают “Не стало: медвежат, волчат, лисят, зайчат, ежат).

Ребята, а кто знает, как звери готовятся к зиме? Медведь засыпает на зиму и еж. Лиса, волк и заяц роют себе норки.

- Молодцы. А сейчас давайте поиграем в игру с мишкой.

Проводится любая подвижная игра.

Сегодня на занятии вы хорошо занимались, рассказывали нам о внешнем виде животных, показали их повадки, называли их детенышей, играли с ними, и запомнили, что сейчас время года - поздняя осень, молодцы. А мишка принес вам за это угощение (раздает конфеты).