Урок обучения чтению по теме "Твердый согласный звук [ш], буква Ш, ш"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с согласным звуком [ ш ], буквами Ш,ш.

Задачи:

  • сформировать представление о звуке [ ш ] как о твёрдом согласном;
  • развивать фонематический слух, мышление, память, внимание и речь.
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, слогового чтения;
  • воспитывать любознательность, интерес к предмету

Образовательные ресурсы: телевизор, компьютер, предметные картинки, сигналы, кассы, лента букв, учебник, тетрадь для печатания, сказочная героиня Шапокляк , диск к учебнику.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш ], буквами Ш,ш, развитие речи, памяти, мышления.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) устанавливают, что звук [ ш ] всегда твёрдый, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ши; раскрывают значение многозначных слов.

Личностные результаты: проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.

УУД (метапредметные): регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ ш ].

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования, работают в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины. Согласный звук [ ш ], твердый; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ш; правописание ши; многозначные слова.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
И книжки, и тетрадки, и мысли – всё в порядке.
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Азбуку мы открываем и порядок проверяем:
Ручка, карандаш, тетрадь, чтоб учиться нам на пять,
Сигналы, учебник и закладка, всё на месте, всё в порядке!

- Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

А) Работа с лентой букв:

-Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

-Назовите буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука.

-Назовите буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.

-Назовите буквы, которые обозначают два звука.

-Какие это буквы? Назовите их.

-Когда они обозначают два звука?

-Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки?

-Назовите буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки?

Б) Работа в парах.

Чтение слогов по слоговой таблице и оценивание работы сигналами.

В) Чтение слогов с доски хором и индивидуально.

3. Постановка темы и цели урока.

А) Сегодня к нам на урок пришла старуха Шапокляк.

Она приготовила для вас загадку:

Твой хвостик я в руке держала.

Ты полетел, я побежала. (Шарик)

-Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

-Сформулируйте тему урока.

-Отталкиваясь от темы – сформулируйте цель и задачи урока.

4. Работа над новым материалом.

А) Развитие речевого аппарата.

-Дыхательная гимнастика упражнение “Тишина” (сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш)

-Артикуляционная разминка, упражнение “Пчела” (глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж).

Б) Характеристика звука после слого-звукового анализа слов шкаф и карандаш (используем звуковые модели).

-Дайте характеристику этого звука. Вывод: (согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий)

В) Шапокляк пришла в вещах, в названиях которых встречается новый звук. Назовите их, определите место звука ш в этих словах: шапка, шуба, шарф, шнурки.

-Придумайте слова с новым звуком.

-Где слышим, какой он?

-Особенность этого звука? (Всегда твёрдый).

Г).Работа по электронному приложению, слайд №1.

-Послушайте сказку и назовите слова со звуком ш.

Д) Физминутка с движениями под песню “Про Чебурашку” (презентация, слайд №2)

-Кто услышал слова со звуком [ш]?

Е) Знакомство с буквой ( найти букву в кассе, объяснить, почему их две, затем найти её на ленте букв)

-На что походит буква ш?

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша. (см. иллюстрацию “Ковш экскаватора”)

Посмотри на букву Ш!
Буква очень хороша!
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё!

Ё) Работа по электронному приложению, слайд №2

Смотрим на экран, печатаем в тетрадях по три буквы строчной и прописной.

Ж) Работа по электронному приложению, слайд №3

Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ш.

З) Работа по учебнику с.16

-Рассмотрите иллюстрацию, кто на ней изображен?

-Прочитайте пословицы под рисунком друг другу (работа в парах).

-Обсудите с другом смысл пословиц.

Анализ пословиц после обсуждения.

И) Чтение текста на с.17

-Подчеркните слова с буквой Ш.

-Где встречается эта буква?

- Какой звук она обозначает? (глухой, твёрдый)

Шапокляк на урок принесла рисунки.

-Что изображено на них? (машина, шиповник, шишки,груши)

-Что лишнее? Почему?

-Какую гласную пишем в слоге ши?

-Как произносим? (твёрдо)

5. Сочетание ши в русском языке пишется всегда с буквой и.

-Прочитайте правило на с.17.

В нём говорится, как нужно писать сочетание ши.

Это нужно помнить всегда!

-Составьте звуковую модель слова груши.

-Проверьте друг у друга.

-Покажите сигналами, у кого правильно, у кого нет.

-Удалось ли тебе выполнить работу самостоятельно или работа была выполнена с помощью товарища? Были ли в твоей работе недочёты или всё выполнено правильно?

Чтение текста с.18

Анализ слова кисть (многозначность слова).

Чтение и анализ стихотворения В.Берестова “Петушки”.

-Найдите и подчеркните сочетание ши.

-С какой гласной пишем? А как произносим? (твердо)

Повторное чтение с постановкой логического ударения:

-хором;

-“цепочкой”;

- в парах.

-Оцените действия товарища сигналами (красный, желтый, зелёный).

-Что запомнили о букве Ш, читая это стихотворение?

-Как по другому можно было озаглавить это стихотворение?

-Ребята, как вы думаете, почему к нам сегодня на урок приходила именно старуха Шапокляк?

(В её имени звук, с которым познакомились на уроке)

6. Рефлексивно-оценочный.

-По какой теме мы сегодня работали?

-Какие задачи мы сегодня поставили на уроке?

-Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Кто доволен сегодня своей работой?

-Кто хотел бы сегодня что-то исправить ? Что?

-Оцените свою работу сигналами (красный, желтый, зелёный).

Старуха Шапокляк отмечает учеников, которые аккуратно и красиво писали буквы, составляли модели; правильно читали слова и объясняли их лексическое значение, анализировали; дружно работали в паре, были активны на уроке и вручает им шарики.

7. Д/з читать с.16-18, выучить стихотворение (по желанию).