Мастер-класс. Работа с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Разделы: Начальная школа


Мастер-класс: работа с текстом.

Технологии: Продуктивное чтение, проблемный диалог, оценивание собственных действий.

Методы: кластер, составление плана, чтение с пометками INSERT,чтение с остановками, ключевые термины, если бы, тонкие и толстые вопросы, перепутанные логические цепочки, работа в парах,

Оборудование: конверты с текстом, мультимедийный проектор, компьютер, карточки у детей, “разбросанные фразы на доске”.

Цель урока: показать методы и технологии работы с текстом, способствующие формированию УУД обучающихся.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас не простой урок. Вам написал один очень известный сказочный герой.

(Приложение 1) Но он забыл подписать конверт. А вместо марки он приклеил свой портрет.

(Сл.1) Догадались, кто этот герой?

Ребята, а давайте подумаем, о чем мог написать нам Барон Мюнхаузен? (составление кластера)

И т.д.

Ну а теперь откроем конверт. Как вы думаете, все ли в письме Б.М. будет правдой? И вот, чтобы отличить правду от выдумки, мы должны внимательно изучить письмо. Давайте составим план, как мы будем изучать письмо барона?

  1. Внимательно прочитать
  2. Делать пометки (+ знал, – не знал, * – это для меня новая информация)
  3. Выделить где правда, а где ложь
  4. Отметить самое интересное
  5. Ответить на письмо Барона.

Итак, откроем письмо. (Приложение 4) Сколько частей в тексте?

Чтение 1 части.

Здравствуйте, дорогие дети.

Пишет вам барон Мюнхгаузен. Вы наверное знаете, что со мной случалось очень много невероятных историй. Например, я летал на ядре, вытаскивал себя за волосы из болота, стрелял в оленя вишневой косточкой, и потом у него вместо рогов выросло вишневое дерево. Но вы знаете, что я самый правдивый человек на свете, поэтому моим историям вы конечно поверили Так вот, недавно я отправился в очередное путешествие, и снова попал в приключения. Итак…..

Ребята, а почему в конце этой части стоит многоточие? А правда ли, что барон попадал в невероятные приключения? Какие? Как по вашему, кто такой Мюнхгаузен: лгун или фантазер?

(Прием ключевые термины) Ребята прочитайте слова (Сл. 2), как вы думаете, в связи с чем будут использованы эти слова в тексте?

– Ну что ж, продолжим читать.

(Чтение с остановками) Сначала я в качестве транспортного средства выбрал себе жирафа.(Сл.3) (Ребята, а почему барон выбрал именно жирафа)А что? Он довольно быстрый, высокий и два горба на спине позволяют ему долго жить без пищи. Я назвал своего жирафа Чапа, и мы почапали с ним по пустыне. (Сл.4) Вокруг раскинулась березовая роща. (мы в пустыне) А на ветках деревьев росли замечательные овощи: помидоры, капуста, картофель, арбузы(на березах не растут овощи, арбуз не овощ) Но мой жираф не ел овощи, он же хищник! (жираф не хищник)Но так как мы шли по пустыне, животных вокруг не было, мы поймали в ручейке щуку, леща и чайку.(в пустыне нет воды, чайка не рыба). Чапа остался доволен.

– Ребята, как звали жирафа барона? А описывая своего жирафа, не допустил ли барон ошибки? А что правда? (он высокий и быстрый)

А как вы думаете, что было бы, если бы у жирафа действительно был бы такой горб, как у верблюда? (прием если бы). Ребята, в этой части есть слова, которые Мюнхгаузен подчеркнул. Почему барон Мюнхгаузен их выделил?(жи-ши, ча-ща)

Физминутка. Идем по пустыне.

– Ну что ж, продолжим читать письмо.

Так шли мы долго-долго, около часа. Точно не знаю, сколько это минут. Закончилась пустыня, появились высокие горы. Когда мы подошли к подножию горы, которая вся была покрыта снегом. Я спросил старика, который невдалеке пас оленей, как называется гора, и он ответил, что это спящий вулкан – Эльбрус. (Сл.5). Мы преодолели горы, показались непроходимые леса, а за ними весело плескалось море. Я отпустил Чапу и сел на корабль, который назывался “Морской ветер”. (Сл.6) Капитана звали Натипак. (Сл.7)(кто догадался почему?) Дружно работали моряки: они сидели на палубе, играли в шахматы и шашки, весело пели песни. В общем, работа кипела. Плыли мы в заморские страны, по водной глади. Я решил подуть на море и сильный ветер, подул так сильно, что поднялся сольный ветер, и наш корабль взлетел. Я потерял сознание от страха.

Ребята, барон Мюнхгаузен не смог сказать, сколько в 1 часе минут? А кто из вас знает?

Что из слов барона по вашему выдумка, а что правда?(Правда – Эльбрус, спящий вулкан. Пояснить, что такое спящий). Почему барон снова выделил слова?

Посмотрите на доску, вы видите первое слово вопроса. Пользуясь первым словом, попробуйте задать своим товарищам вопросы. (Прием толстых и тонких вопросов, но т.к дети еще пишут еще медленно, выполняем работу устно) (Сл.8)

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

Дыхат. Гимнастика – ребята, барон подул на море и поднял сильный ветер.
Мы тоже попробуем подуть как он (увеличивая силу)

– И продолжаем читать текст дальше.

  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Когда я очнулся, то я увидел, что нахожусь в прекрасном парке. Рядом находится источник, из которого люди пили целебную минеральную воду. Выйдя из парка, я попал в центр города, посетил концертный зал имени Шаляпина, музей имени Шпаковского. Долго гулял по улицам и читал их названия: Кисловодская, Советская, Октябрьская, Белоугольная и другие. Но вот беда, я так и не узнал названия города. Может быть вы поможете мне?

Ребята, вы узнали, что это за город? А помогут вам фотографии на стенах нашего класса.

(Приложение 3). А как вы думаете, придумал ли барон что-нибудь, или его рассказ в этой части письма правдивый?

– И что же пишет нам барон в заключении?

Ну и в заключении, хочу обратиться к вам с просьбой. Я улетаю домой, получив массу удовольствия. Но очень хотелось бы, рассказать о вашей школе моим друзьям (кто из сказочных героев может быть другом барона Мюнхгаузена), но я очень мало о ней знаю. Расскажите мне о своей школе, а я передам ваши слова свом друзьям, и надеюсь, что они захотят прилететь к вам в гости.

Ребята, посмотрите на доску. На доске записаны фразы. У вас есть такие же фразы на карточке.

(Приложение 2) В правильном ли порядке написаны фразы? Расположите их в правильном порядке. (Прием перепутанные логические цепочки). Сейчас вы со своим соседом по парте вместе расположите в правильном порядке фразы, пронумеруйте их цифрами. (Работа в парах)

Вдруг подул сильный ветер, и наш корабль взлетел

Я улетаю домой, получив массу удовольствия.

Плыли мы в заморские страны, по водной глади.

Сначала я в качестве транспортного средства выбрал себе жирафа.

Так вот, недавно я отправился в очередное путешествие, и снова попал в приключения.

– Вот и закончили мы изучать письмо Барона Мюнхгаузена. Вы делали пометки. Так что нового для себя вы узнали, что вас удивило? Скажите, а мог ли на самом деле существовать барон Мюнхаузен. (Сл.9)

На самом деле – барон Мюнхгаузен настоящий исторический персонаж, (Сл.10)немецкий барон, жил около 300 лет назад. Некоторое время жил в России, затем снова вернулся в Германию. Таим он очень любил рассказывать невероятные истории о своих похождениях и историях соседям.

А потом писатель Рудольф Распе (Сл.11)написал книгу о приключениях барона Мюнхгаузена. И имя его стало символом выдумки и фантазии. Сегодня издаются книги, снимаются мультфильмы и кинофильмы о похождениях барона Мюнхгаузена. Ему установлено множество памятников.

Вот такой интересный герой написал нам сегодня письмо.

Скажите, удалось ли нам выполнить пункты плана, который мы составили в начале урока?

Что вам было трудно делать, а какая работа вам удалась и вы делали её с удовольствием?

Отметьте круги у вас в дневниках.

И в конце письма он обращался к нам с просьбой. С какой? Ребята, дома я предлагаю вам придумать рекламу нашей школы, благодаря которой друзья Барона захотят прилететь к нам в гости. (Эвристический прием придумывания.)