Урок ОБЖ по теме "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей"

Разделы: ОБЖ


Цели урока.

1. Раскрыть роль доврачебной помощи при вывихах.

2. Научить отличать виды повреждений друг от друга.

3. Вспомнить о видах переломов и правилах оказания первой помощи.

4. Научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении,вывихах и других травмах.

Задачи урока.

Образовательные

    сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.

Развивающие

    развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательные

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование: таблицы “Скелет человека”, “Строение костей и типы их соединения, шины, жгут, медицинская аптечка, перевязочный материал, бинты, косынка, кушетка, статист.

Ход урока

Повторение ранее изученного материала

Опрос:

1. Какие типы костей вы знаете?

Дайте краткую характеристику.

2. Охарактеризовать типы соединения костей.

3. Каков химический состав костной ткани?

При ответе на третий вопрос ученик при рассказе использует результат опыта

Учитель:Давайте вспомним с прошлого урока,на примере какого опыта доказали,что в состав кости входят органические и минеральные вещества.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты.

Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

А теперь посмотрите внимательно на задание, которое написано на доске.

Приложение 1 (Для учащихся)

Приложение 2. ( для учителя)

Изучение нового материала

Беседа с элементами рассказа.

Учитель. Да! Природа наделила нас прочной и гибкой опорно-двигательной системой.Но как бы не были прочны и гибки кости,нам нужно быть осторожными по отношению к себе и друг другу.

В своей жизни вы наверное не раз встречались с такими ситуациями, когда при неловком движении получали травмы, которые возникали при беге прыжках и т.д.

Учитель. Мы поговорим сегодня о травмах опорно-двигательной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений научимся оказывать доврачебную помощь практически.

Вопрос: 1. Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?

Ответ: Учащиеся называют вывихи, растяжение связок, переломы.

А сейчас мы разделимся на 7 групп и практически будем оказывать первую помощь при переломах и различных травмах с объяснением, которые вы рассматривали в курсе ОБЖ.

Каждая группа получает задание и приступает к её выполнению пользуясь учебником.

Название таблицы: Первая помощь при травмах:

Название таблицы: Первая помощь при травмах (для учащихся).

№ п.п Типы травм Признаки травм Правла оказания первой медицинской помощи Не допускается
1 Повреждение,растяжение связок      
2. Вывихи суставов      
3. Перелом костей черепа      
4. Перелом позвоночника      
5. Перелом грудной клетки и рёбер      
6. Перелом ключицы      
7. Перелом конечностей      

Приложение 3 (ответы для учителя)

4. Закрепление.

Рефлексия.

Причины травматизма.

Нарушение правил поведения:

- дома,

- на улице, в школе,

- при занятиях физкультурой и спортом,

- из-за повышенной двигательной активности,

- невнимательность,

- нарушение техники безопасности из-за экономии сил и времени.

5. Оценка знаний учащихся.

6. Домашняя работа.

Д/З. Учебник “ОБЖ. 9 класс”, авторы: М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов.

§ 48, стр 150-153. Составить памятку на тему: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей”.

Литература

1. М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов. ОБЖ: 9 кл.: Учебник.

2. И.Ф.Богоявленский “Оказание первой медицинской первой реанимационной помощи на месте происшествиям в очагах чрезвычайных ситуаций”. Справочник.