Характеристика методической разработки
Методическая разработка урока по предмету “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии “Бухгалтер”. В данной разработке раскрываются способ практического применения программы Power Point через создание учебного пособия по теме бухгалтерского учета “Первичные документы по кассовым операциям”. Данная разработка может быть интересна преподавателям, использующим компетентностно-ориентированные задания в проектной деятельности учащихся.
Цель методической разработки:
- представить один из возможных вариантов проведения урока ИТПД с использованием компетентносто-ориентированных заданий;
- познакомить с элементами педагогической технологии проектной деятельности студентов.
Рекомендации по проведению урока
Данная разработка учебного занятия предназначена для преподавателей информационных технологий, работающих в учреждениях НПО и СПО, учителей профильных классов в общеобразовательных школах.
Целевая аудитория
Разработка урока может быть использована для учащихся профильных классов 10-11 кл. средних общеобразовательных школ, учащихся 1, 2 курсов учреждений НПО и СПО, изучающих “Основы бухгалтерского учета”.
Учащиеся должны уметь:
- работать на компьютере (уметь создавать презентации в программе Microsoft Power Point, редактировать и форматировать текстовый документ в Microsoft Word, оптимизировать графические файлы через Microsoft Office Picture Manager, искать и уметь сохранять найденную информацию из Интернета),
- выделять нужную информацию из текста,
- уметь самостоятельно работать,
- делать выводы.
Технические условия учебного кабинета
- проектор, интерактивная доска
- компьютеры – 15 шт.,
- подключение к Интернет,
- локальная сеть,
- ученические парты и стулья.
Программное обеспечение:
Текстовый редактор - Microsoft Word 2003-2010
Программа создания презентаций - Microsoft Power Point 2003-2010
Приложение Microsoft Office Picture Manager
Разработка урока рассчитана на 45 мин.
План учебного занятия
Тема урока: “Создание гипертекстовой презентации по теме “Оформление первичной документации кассовых операций”
Цель урока: показать практическое применение программы PowerPoint через создание учебного пособия “Оформление первичной документации кассовых операций”.
Задачи урока:
- закрепить тему по бухгалтерскому учету “Заполнение кассовых документов”;
- обучить различным приемам работы с программой Power Point;
- создать интерактивную презентацию о первичных документах кассовых операций;
- развивать коммуникативные способности.
Тип урока: применение знаний на практике.
Методы обучения: наглядный, исследовательский.
Педагогическая технология: технология проблемно-развивающего обучения.
Форма организации деятельности студентов: фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: бухгалтерский учет, русский язык.
Формируемые общие и профессиональные компетенции, определенные стандартом (ФГОС):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ПК. 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
Результат: Презентация “Первичные документы по кассовым операциям”.
Комплексно-методическое обеспечение урока:
Демонстрационная презентация. (Приложение 1)
Шаблон проекта для учащихся. (Приложение 2)
Раздаточный материал:
- Памятки для учащихся (Приложения 3, 4, 5);
- шары разных цветов.
Этапы урока.
- Организационный момент, мотивация.
- Определение цели и содержания проекта.
- Выдача задания на самостоятельное творческое решение проблемы.
- Организация самостоятельной деятельности учащихся.
- Подведение итогов урока (защита проекта).
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемый результат |
Организационный момент, мотивация. | Приветствие учащихся,
знакомство. Постановка проблемы. |
Готовность к совместной деятельности | |
Определение цели, задач и содержания проекта | Объяснение содержания проекта. Актуализация знаний учащихся. | Участие в формулировке цели
проекта. Анализируют знания по заданной теме. Систематизируют информацию. |
Активная учебная деятельность |
Выдача задания на самостоятельное творческое решение проблемы | Объяснение заданий по проекту.
|
Слушают | |
Организация самостоятельной деятельности учащихся | Организация работы по группам. | Самостоятельная работа в
группах: - обработка изображений, - редактирование текста, - создание структуры проекта, - совместная работа по подгруппам над проектом |
Результативная работа в группах |
Подведение итогов урока (защита проекта) | Подводит итоги. Прослушивают доклад. |
Слушают и отвечают на вопросы. | Анализируют полученные знания. |
Домашнее задание | Объяснение творческого домашнего задания | Слушают. | Формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию |
Рефлексия | Дает оценку собственной деятельности на уроке | Дают оценку собственной деятельности и деятельности преподавателя | Принцип выбора цвета |
Структура урока
Организационный момент, мотивация:
- Изучая тему по бухгалтерскому учету “Учет кассовых операций”, вы сталкиваетесь с необходимостью оформления кассовых документов. На данном уроке мы узнаем, как можно больше о кассовых документах, и порядке их заполнения.
- Для этого вы будете создавать проект “Первичные документы кассовых операций” с помощью программы создания презентаций. (Приложение 1)
Постановка проблемы и побуждение учащихся к самостоятельному её решению:
а) Коллективное обсуждение проекта:
- формулирование цели проекта – Как вы думаете, какова будет цель данного проекта? (Познакомить с первичными документами по кассовым операциям)
- Какая информация должна содержаться в вашем проекте?
- Составьте схему вашего проекта.
- Прежде чем приступить к работе давайте вспомним как оформляются данные ПКО и РКО (показ на презентации с помощью интерактивной доски)
- Вам предложен шаблон проекта (Приложение 2), вы можете его изменить или оставить таким же.
- Я предлагаю вам сегодня поработать в микрогруппах. Для этого вы объединитесь по 3 человека. Пересядьте, пожалуйста. Посмотрите дуг другу в глаза. Вам приятно друг с другом работать и от каждого зависит успех вашего дела.
Выдача задания на самостоятельное творческое решение проблемы:
- Что вам понадобиться, чтобы создать данный проект? (Картинки документов, образцы, текст с заполнением, структуру презентации)
- Определите, кто из вас будет работать с изображениями, кто с текстом, а кто будет создавать схему презентации.
А) Работа с изображениями:
- Иллюстрации к проекту можно скачать с Интернета или сфотографировать образец, но при этом позаботьтесь о его качестве и оптимальном размере.
Для этого внимательно изучите инструкцию. (Приложение 3)
Б) Работа с текстом:
- Информацию в виде текста, подбирайте со справочников из Интернета, ресурсы вам указаны, можете воспользоваться учебниками, дополнительной литературой или просто своими знаниями. (Приложение 4)
В) Работа со структурой:
- Самая ответственная работа, создать заготовку гипертекстовой презентации.
Ваша презентация должна содержать титульный лист, содержание организованное гипертекстом и информационные слайды. Например (показ одного перехода) Вам предлагается инструкция, (Приложение 5) как создаются интерактивные презентации и требования к их оформлению. Возникнут вопросы, поднимайте руки.
Г) Совместная работа
После подготовительных работ вы создаете общий проект и делаете его вместе уже за одним компьютером.
Организация самостоятельной деятельности учащихся
- Пересаживайтесь за компьютеры и начинайте работать. Распределите время на индивидуальную работу и на совместную. На всю работу вам 25 минут.
Подведение итогов урока (защита проекта) (Пример проекта учащихся. Приложение 6)
- Кто готов представить пособие по теме “Первичные документы кассовых операций”. В своем выступлении расскажите о средствах, которыми вы пользовались при создании презентации, сделайте акцент на индивидуальности вашей презентации.
Домашнее задание
- Создайте такое же пособие, но по документам с расчетными операциями.
Рефлексия
- Оцените свой вклад в проект своей группы шарами разных цветов, красный цвет – вы работали с удовольствием и ваш проект удачен, светлый цвет – вам было тяжело.
Спасибо за Внимание.