Тип урока: практическая работа.
Цели и задачи:
- выяснить как развивались революционные события Февраля 1917 года в Воронеже и Воронежской губернии;
- формировать навыки самостоятельного труда;
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
“О февральской революции 1917 г. в нашем крае одним из первых узнал воронежский губернатор Д. Ершов. 28 февраля (13 марта) 1917 г. он получил известие по телеграфу о победе восстания в Петрограде, но не хотел верить в то, что царя в России больше нет. Обязав уездных исправников не допускать распространения сведений о событиях в Петрограде, М. Д. Ершов стал ожидать вестей о подавлении восстания в столице. Одновременно губернатор отдал распоряжение начальнику военного гарнизона Воронежа генералу Тимковскому привести войска в боевую готовность.
Вслед за воронежским губернатором о революции в стране узнали представители различных буржуазных организаций
Воронежа: земского Союза, городской думы, союза городов и других. 1 (14) марта 1917 г. они создали "комитет общественных организаций", который объявил себя местной властью.
Слухи о свержении царя и победе восстания в Петрограде доходили также до воронежских рабочих и солдат. Однако получить точную информацию им удалось только 3(16) марта 1917 г., когда поездом из Москвы были привезены центральные газеты с сообщением о революции. Так и не дождался воронежский губернатор желаемого известия. Людской поток захлестнул городские улицы. Городская полиция и жандармерия были разоружены, политические заключенные получили свободу. Но разобраться воронежским рабочим в создавшейся ситуации было не просто. Меньшевики и эсеры убеждали их в необходимости участвовать в работе "Комитета общественных организаций", а большевики - в необходимости создать свой рабочий орган власти - Советы рабочих депутатов. 4(17) марта 1917 г. на площади Никитина состоялся общегородской митинг. По призыву большевиков и по примеру рабочих Петрограда и Москвы в тот же день в Воронеже был создан Совет рабочих депутатов, в который вскоре вошли и представители от солдат воронежского гарнизона. В уездах создавались Советы крестьянских депутатов. К лету 1917 г. в разных уездах Воронежской губернии насчитывалось уже 64 Совета крестьянских депутатов. Старые органы местной власти повсеместно уничтожались. Однако это не означало, что после февральских событий 1917 г. рабочие и крестьяне Воронежа и Воронежской губернии сразу стали на сторону большевиков. Наоборот, небольшие группы большевиков были рассредоточены по отдельным предприятиям. Не было общегородской и тем более губернской большевистской организации. Общая численность воронежских большевиков в начале марта 1917 г. составляла всего 50 человек”. (В.И. Панова. История Воронежского края. Воронеж, 1995. , с.93)
II. Практическая работа.
1. Прочитайте стр.93-95
Задание: Заполните таблицу.
Органы власти большевиков
Состав (сословия, партии) |
|
1. | |
2. |
2. Двоевластие:
1…..
2…..
-------------------------------------------------
3. Заполните таблицу.
|
|
В практической деятельности опирались на… |
4. Дополните предложения.
1. О февральской революции 1917 г. в нашем крае одним из первых узнал ...
2. 28 февраля (13 марта) 1917 г. он получил известие по телеграфу о ... в Петрограде, но не ...…., что царя в России .....
3. Обязав уездных исправников не …... о событиях в Петрограде, ...… стал ожидать вестей о …...в столице.
4. Одновременно губернатор отдал ...…… военного гарнизона ... генералу ... привести войска в .....
5. Вслед за воронежским губернатором о революции в стране узнали ...……
Воронежа: …….., городской думы, ... и других.
6. 1 (14) марта 1917 г. они создали …... который объявил себя .....
7. Слухи о свержении …… и ...… в Петрограде ...…… рабочих и солдат. Однако получить точную информацию им удалось только ...., когда поездом из Москвы были привезены ……...с сообщением о ...…
8. Так и не ……. воронежский губернатор желаемого …….. Людской поток захлестнул ……... Городская полиция и жандармерия были ..., политические заключенные получили ..... Но разобраться ..... в создавшейся …….. было не просто. 9. Меньшевики и эсеры убеждали ... участвовать в работе .....", а большевики - в ... свой рабочий орган власти - ...…
9. 4(17) марта 1917 г. на площади ……. состоялся ...... По призыву большевиков и по примеру рабочих ... и ....в тот же день в Воронеже был создан ...., в который вскоре вошли и …….. от солдат ......
10. В уездах создавались Советы ...К лету 1917 г. в разных уездах Воронежской губернии насчитывалось уже ... крестьянских депутатов. Старые органы местной власти ...…...
11. Однако это не означало, что после …….. 1917 г. рабочие и крестьяне Воронежа и Воронежской губернии сразу стали на ... Наоборот, небольшие группы большевиков были рассредоточены ...... Не было общегородской и тем более губернской ...Общая численность ...… в начале марта 1917 г. составляла всего …….человек.
5. Задание: Объясните смысл высказывания.
Уже в начале июня 1917 г. большинство рабочих воронежских предприятий и солдат местного гарнизона шло за большевиками. Председатель полкового комитета 58-го запасного полка в Воронеже эсер А. Сысоев в телеграмме военному и морскому министру сообщал в июле 1917 г.: "У всех на уме только одна мысль, как бы скорее закончить войну", и что "идеи Ленина, или, как принято называть у нас, "большевизм", принимают угрожающие размеры".
Обобщающий вывод учителя.
III.Рефлексия.