Урок окружающего мира по теме "Личная гигиена". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели деятельности учителя: показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытьё рук).

Тип урока: итог работы над проектом.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: предметы гигиены (мыло, зубная паста и щётка), макет зубов человека, выставка “Предметы гигиены”, посылка с вещами от Мойдодыра

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера. (Дети садятся на места). Слайд 2

Учитель:

Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?

- Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь.

Попрошу вас ровно встать
И команды выполнять:
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна
-Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Слайд 3

. Солнышко здоровается с нами и дарит нам лучики здоровья! А что это за лучики здоровья?

Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.

(1 ученик работает по электронному пособию “Окружающий мир” 1 класс, один ученик – у доски - работа с моделью “Здоровье”, а остальные – на карточках) Слайд 4

– Внимание на экран. (Просмотр фрагмента мультфильма “Мойдодыр”)

– Почему от    мальчика  сбежали вещи? 

– А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля.)

– Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика? (Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

– Молодцы! В течение недели мы работали с вами над проектом секрет здоровья- “ Правила гигиены”. И сегодня мы с вами постараемся раскрыть секрет здоровья? Слайд 5

Откуда же произошло слово “ Гигиена”? Слайд 6

Гигиея — в греческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия. С именим этой богини связывают происхождение слова “гигиена”. Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины — чаша со змеей.

В толковом словаре:

· Гигиена - Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

· Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья. Слайд 7

Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Слайд 8

Ученик: Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту своего тела. В древнем Риме строились общественные бани – термы. Люди приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.

Слайд 9

Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали также баню, но их бани намного отличались от “римских”. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на улицу и сразу бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. Эта традиция сохранилась и по сей день.

. - Какие пословицы о чистоте вы знаете?

III. Открытие нового знания .

Внимание на экран. Слайд 10

Фрагмент из мультфильма Королева зубная щётка. Слайд 11

- Давайте девочку научим правильно умываться.

Вспомним алгоритм мытья рук.

(Работа в парах-с разрезной схемой мытья рук)

- Ребята, а в каких случаях нужно мыть руки? Слайд 13

Сейчас я проверю. Помогите разрешить следующую ситуацию.

Тебя назначили дежурным. Нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. В каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки ?(ходьба- идем мыть руки)

- перед чтением книги;

- перед посещением туалета:

- после посещения туалета;

- после того, как поиграл с кошкой;

- перед едой;

- перед тем, как идти гулять. Слайд 14

Видеорлик “Моем руки в столовой”.

- Какие ошибки допустил ученик?

Физкультминутка.

Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.

Аудиозапись песни “Веселая зарядка”. Слайд 15

- Что может случиться, если не умываться и не мыть руки? Слайд 16

(Фрагмент мультфильма Витя и Микробус). Слайд 17

Ученик:

- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда мы бегаем, прыгаете и нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Слайд 18

Сказка про микробы.

“Сказка о микробах”.

Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов. Особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках и думают: – Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

- Что помогает нам победить микробов. Слайд 19

Ученики читают стихи про гигиену

- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы

IV. Предметы личной гигиены.

- К нам в класс пришла посылка . Давай те узнаем от кого эта посылка.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.

Ваш Мойдодыр

Слайд 20

- Отгадайте, что там лежит?

Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было – Что, ребята? (Мыло)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)

Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище. (Платяная щетка.)

Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

- Все эти предметы личной гигиены.

(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)

Щеток целых три! Для чего они нужны?

- Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?

V. Первичное закрепление

1. Работа в парах по учебнику. Слайд 21

Страница 59

- Расскажите, зачем нужны эти предметы?

Работая над проектом, мы узнали - какими предметами должен пользоваться только один человек, а какими может пользоваться вся семья?

Слайд 22

Игра “Общее и личное” (играют 2 человека)

Проверка - сигнальными кругами.

Полотенце, и расческа.
И стакан, зубная щетка
Быть всегда должны своими -
Ты не пользуйся чужими!

VI. Физкультминутка. Слайд 23

- Кто умеет чисто мыться?

2. Игра “Что с чем дружит” в группах. Слайд 24

Проверка. Слайд 25

- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?

Результаты своей работы покажите сигнальными кругами.

- А вы дружите с зубной щёткой.

Почему надо чистить зубы?

Слайд 26

Ученик: На зубах постоянно образуется налёт . Он состоит из микробов и остатков пищи . Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

- Давайте откроем секрет - как правильно чистить зубы.

3. Учимся чистить зубы.

Практическая работа - сценка “Чистим зубы”. Слайд 27

- Сколько раз надо чистить зубы? (Два раза в день: утром и вечером)

- Почему мы чистим зубы именно зубной пастой, а не мылом?

Зубная паста содержит фтор – специальное вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса. Слайд 28

Мы чистим, чистим зубы
И весело живем.
А тем, кто их не чистит
Мы песенку поем:
Эй, давай, не зевай!
Снизу вверх, сверху вниз!
Чистить зубы не ленись!

- Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.

- К акие предметы нужны, чтобы умыться? (Мыло и полотенце)

- А какие предметы нужны чтобы почистить зубы? (Зубная щётка и зубная паста)

Игра “Советы Мойдодыра”

Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.

Содержание игры: учащиеся получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены. Задача играющих — прочесть эти правила:

Слайд 29

1. Умываться по утрам и вечерам.

2. Чистить зубы нужно 2 раза в день. (Утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

3. Ежедневно расчесывать волосы.

4. Стричь вовремя ногти.

Слайд 30

Решите примеры и составьте слово.

9 – 3 = 3 Д  7 – 0 = 7 О 12 – 2 = 10 Е  6 – 2 = 4 В
2 + 7 = 9 З  5 + 3 = 8 Р  10 + 4 = 14 О  5 + 1 = 6 Ь

9 3 7 8 14 4 6 10

З Д О Р О В Ь Е

Получен от природы дар
- Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз
- Здоровье.
Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
Секрет здоровья - чистота!

Слайд 31

V. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, работая над проектом, мы узнали и открыли для себя много нового и интересного.

Я понял..

Я узнал…

Я открыл для себя..

Мне трудно было…

Песня “О чистоте” (из мультфильма “ Маша и медведь”).

(Презентация и др. материалы находятся у автора статьи.)