В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.
Перед собой мы ставили цель — создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.
С этой целью мы ставили следующие задачи:
1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:
- формирование у детей волевых качеств;
- устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
- формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
- коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.
2. Преодоление недостатков в речевом общении:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование навыков и умений связного высказывания;
- формирование первоначального навыка письма и чтения.
3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие графо-моторных навыков;
- формирование чувства ритма.
4. Формирование высших психических функций:
- развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
- развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
- развитие творческих способностей: воображения, фантазии.
5. Формирование ведущих видов деятельности:
- развитие сюжетно-ролевой игры;
- подготовка к овладению учебными видами деятельности.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.
Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.
Поподробнее остановимся на некоторых из них.
Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками — метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия — рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).
Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:
- создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
- оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.
На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.
Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.
Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков», а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская»).
По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.
Занятие-игра средствами изобразительного искусства
1) «Домик для лесовичков»
Цели:
- сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
- развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
- стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
- развивать мелкую моторику.
Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).
В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.
На занятиях используем следующие приемы:
- прослушивание музыкальных произведений;
- ритмические движения под музыку;
- сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
- пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Воздействие через восприятие музыки способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений;
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции;
- нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.
Игры-упражнения через восприятие музыки
1. «Музыка и эмоции»
Цели:
- учить передавать эмоциональное состояние;
- развивать образное мышление;
- развивать слуховое внимание и восприятие;
- обогащать словарь качественными прилагательными.
Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки - «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.
2. «Танец игрушек в магазине»
Цели:
- снять мышечные зажимы;
- активизировать творческое мышление и воображение;
- производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.
Описание: Дети - «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.
3. «Огуречик»
Цели:
- развивать чувства темпа и ритма;
- развивать выразительное интонирование.
Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя — упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.
Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике...».
Игры-упражнения с использованием элемента танца
1. «Разминка»
Цели:
- закрепить умения детей соотносить предлоги — НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
- снять телесные зажимы;
- эмоционально сблизить детей.
Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов — НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога — НА, два раза — схему предлога — ПОД.
2. «Гусеничка»
Цели:
- закреплять эмоциональные контакты;
- стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
- развивать чувства ритма.
Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.
3. «Поймай-ка»
Цели:
- развивать общую моторику;
- развивать интонированное произношение стихотворения;
- развивать чувство ритма.
Описание: Дети стоят в кругу, один в центре — он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.
Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.
Упражнения с использованием коррекционной ритмики
1. «Я движенья покажу, а что значит - не скажу»
Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.
Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.
2. «Конь»
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения — бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.
В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.
Упражнения с использованием психогимнастики
- «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
- «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
- «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
- «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
- «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки — А, Э).
На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.
Упражнения с использованием минирелаксации
1. «Сон на траве»
Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.
Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.
2) «Кулачок»
Цели:
- помочь осознать эффективные формы поведения;
- учить детей мышечной релаксации.
Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело — то тело расслаблено, нам хорошо.
В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.
При развитии ручного праксиса, мы используем:
- игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
- специальные упражнения без речевого сопровождения;
- игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.
Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.
Работая в этом направлении, сделали следующие выводы:
- игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
- развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.
На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).
Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.
С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.
Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения
1. «Бабка-ежка»
Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.
Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:
Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.
«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».
2. «Детский футбол»
Цели:
- стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
- снять мышечное напряжение;
- добиваться эмоциональной разрядки.
Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.
Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).
В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.