Урок риторики на тему "Письмо другу". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок развития речи, открытие нового знания.

Цели урока: дать представление об эпистолярном жанре, как о средстве коммуникации.

Задачи урока.

Обучающие:

  • знакомство с понятием эпистолярный жанр, с историей письма, с его структурой и построение алгоритма написания писем.

Развивающие:

  • развитие навыков письменной речи;
  • умения анализировать;
  • коммуникативных способностей.

Воспитывающие:

  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • формирование культуры письменной речи;
  • формирование гражданской позиции учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут) ученики в ходе урока.

Тема урока позволит учащимся познакомиться с эпистолярным жанром, представить письмо – как средство передачи внутреннего мира человека, формируются навыки работы над содержанием письма, его оформлением. При изучении данной темы воспитывается чувства сопричастности к истории своей Родины.

Групповая работа позволит строить свои взаимоотношения с членами группы, выдвигать идеи, доказывать свое мнение

Формы и виды работы на уроке содействуют формированию ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.

Подробный конспект урока

I. Постановка проблемы.

- На “Солдатском поле” в Волгоградской области находится композиция памятников, посвящённых солдатам Великой Отечественной войны. На экране мы видим одну из частей данной композиции… Это девочка Мила, которая держит в руках цветок – василёк. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на элемент странной формы, который расположен у ног девочки. (Демонстрируется слайд 1-3)

(Ставится перед детьми проблемный вопрос)

- Как вы думаете, что это?

- А почему оно такой необычной формы? (Письмо – треугольник с фронта)

Слайд 2-3

- Да, это действительно письмо, письмо с фронта, от отца Милы, гвардии майора Дмитрия Петракова. Написал он его своей дочери 18 сентября 1942 года.

Разрешите, я вам его зачитаю.

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василёк… Представь себе: идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растёт цветок… И вдруг очередной взрыв… василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком.

Д.А. Петраков

II. Постановка задач урока

- Какие эмоции и чувства у вас возникли, когда вы слушали это письмо?

- Ребята, а вы когда – нибудь писали письма?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока “Эпистолярный жанр. Письмо сверстнику в Сталинград. 1942 год”.

- Определите задачи урока. (Ребята называют задачи, а учитель схематично их отмечает) (Слайд 5)

(Схемы, обозначающие задачи урока, вывешиваются на доске.По ходу решения задачи убираются в сторону)

III. Работа над темой урока.

- Но я предлагаю вам написать не просто письмо, а письмо сверстнику.

- Письмо сверстнику… А кто из вас знает, кто же такие сверстники?

(Выслушиваются предположения детей)

- Предлагаю вам обратиться к толковому словарю… (Слайд 6)

- То есть детям, которым было примерно столько же лет, сколько вам сейчас. 8-9 лет в 1942 году.

IV. “Открытие” нового знания

- Я предлагаю вам сегодня на уроке попробовать написать письмо…, но письмо необычное, письмо в прошлое… детям войны, вашим сверстникам.

- А вы знаете как это правильно сделать?

- Существуют ли, на ваш взгляд, правила написания письма?

- Я предлагаю вам вернуться к письму Дмитрия Петракова и на его основе познакомиться с этими правилами.

- Ребята, к кому обращается автор письма? Как он называет свою дочь? В каждом письме обязательно должно быть обращение. (Ответ.Моя черноглазая Мила!)

- Следующей части письма автор рассказывает о событиях, которые происходят в его жизни.

- Что конкретно рассказывает Дмитрий Петраков своей дочери?

- Это основное содержание. Сюда входит рассказ о себе, о каких- либо событиях, которые происходят в жизни человека, так же могут задаваться вопросы…

-Третья часть письма – заключительная. В эту часть может входить обещания, пожелания, прощание.

- Что обещает отец своей дочери?

Структура письма

1. Обращение.

2. Основное содержание.

3. Заключительная часть.

- Со структурой письма мы познакомились. А сейчас, я хотела бы “окунуться” в историю письма.

Проводится физминутка: По периметру класса на высоте роста человека развешиваются картинки и фото с изображением писем разных исторических эпох.

- Предлагаю совершить небольшую экскурсию в историю возникновения письма. Встаньте, пожалуйста, все возле своих мест. Найдите и развернитесь лицом к рисунку с цифрой 2. Это клинопись. Одно из самых первых писем. Появилось оно примерно 3-4 века до новой эры. Писали подобные письма на глиняных табличках, хорошо заточенными клинышками.

Найдите и развернитесь к рисунку с цифрой 2. Это берестяная грамота.

- Кто знает, что на Руси называли берестой. (Ответ.Кора березы.)

- На Руси в 5 -6 веке нашей эры писали на бересте.

- Найдите и развернитесь лицом к рисунку с цифрой 3. Это пергамент. Писали такие письма на хорошо обработанной телячьей коже.

- Развернитесь к рисунку с цифрой 4. Это, что за письма?

- Под цифрой 6, вы конечно догадались, что это наши современные письма.

- Еще раз внимательно рассмотрите рисунки с изображением писем, запомните место их расположение и цифру обозначения.

(Далее ребятам предлагается, например, правой рукой показать рисунок с цифрой 5, двумя руками рисунок с изображением берестяной грамоты, только глазами клинопись и так далее)

V. “Погружение в тему урока”

- И так, мы пишем письмо в прошлое, детям войны.

- А как вы думаете, было ли у этих детей счастливое детство?

- Наверное, трудно писать письмо тому, кого не знаешь вообще. Поэтому, я хотела бы вас познакомить с жизнью некоторых детей, которые жили в Сталинграде в годы войны.

(Презентация о детях войны. Звуковое сопровождение.Слайды 9-14)

(Приложение 1)

Практическая работа в группах. (Для обеспечения максимальной эффективности работы и соблюдения условий здоровьесбережения, группы комплектуются с учётом факторов, обеспечивающих психологический комфорт для учащихся)

- Я предлагаю каждой группе выбрать героя из презентации и попробовать написать ему письмо. (Вывешиваются фото)

- Так как вы это делаете впервые, приготовила для вас небольшие заготовки - помощники. (Раздаются заготовки)

(Заготовки можно разрезать, чтобы дети самостоятельно собрали части письма, перед тем как заполнить их).

Хотелось бы рассказать о нашем детстве __________________________________ Держитесь! Война 9 мая 1945 закончится. Мы будем помнить, вас и всё, что вы для нас сделали.
Разреши, задать тебе вопрос. ________________________

Здравствуй, ________!

Пишут тебе ребята 2 класса школы №_________. Низкий тебе поклон за то, что

(Полученный результат заготовки, высвечивается на экране)

- Время работы ограничено. Поэтому пока звучит музыка, вы работаете, как только прозвучит сигнал и начнётся отчёт метронома, вы должны дописать до точки и остановиться. На этом ваша работа будет закончена.

(Письма зачитываются группами)

- Литературный жанр, в котором мы с вами сейчас работали, называется эпистолярным.

- Ребята, а как вы считаете, может быть мы зря потратили время на уроке для знакомства с этим жанром. Может время писем уже ушло?

- Скажите, пожалуйста, а интернет-переписки и смс – сообщения – это письма?

- Если вы не против, мне бы хотелось, ваши письма доставить адресату. Конечно, многих детей войны в живых уже нет, но у нас в Волгоградской области существует организация “Дети Сталинграда”. И думаю, они очень рады прочитать и сохранить ваши письма.

(Выражение благодарности ребятам за работу)

VI. Итог.

- Существуют ли правила написания письма?

- Какие части письма вы знаете?

- Как называется литературный жанр, в котором мы с вами сегодня работали?

- Какие из поставленных задач удалось решить на уроке?

Объясните, почему схему “Научиться писать письма” мы не убрали? (Ответ. Не овладели навыками письма. Действовали по алгоритму. Необходимо продолжить работу)

VII. Домашнее задание.

Задание на выбор.

  • Написать письмо другу, родителям самостоятельно.
  • Написать письмо другу, родителям с помощью “заготовки”. (Приложение 2)

Список используемой литературы:

http://письмасфронта.рф/

http://fotki.yandex.ru/users/gull-tiana/view/415630/?page=1

http://lori.ru/910549

http://www.molodguard.ru/forum/viewtopic.php?f=28&t=306

http://www.vlg.rodgor.ru/art_images/109/vmuseum.gif