Конспект занятия по развитию логического мышления посредством блоков Дьенеша у детей старшего дошкольного возраста. Математический КВН

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие логического мышления, посредством блоков Дьенеша.

Программные задачи:

1. Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

2. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать ити свойства от других, следовать определенным правилам.

3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, закрепить понятия “верхний”, “нижний”, “правый”, “левый”.

4. Развивать умение рассуждать.

5. Воспитывать желание и умение сотрудничать, закреплять дружеский стиль общения, умение работать в микрогруппах.

6. Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение оказывать друг другу помощь.

Материал: наборы блоков Дьенеша по количеству детей, демонстрационный материал к заданиям, 6 обручей, Эмблемы команд, фишки для подведения итогов, шоколадные медальки – награда.

Ход занятия

- Сегодня мы с вами поиграем в КВН. Но сначала нужно разделиться на две команды. А как же нам разделиться? А поможет нам в этом чудесный мешочек. В мешочке эмблемы команд.

- Ребята, вы по одному, не глядя, будите брать из мешочка одну эмблему. Чьи эмблемы совпадают, они присаживаются за один стол.

Дети с помощью мешочка распределяются, получается две команды.

- Теперь выбирите сообща капитана команды, а её название вы уже знаете. (картинка на эмблеме)

- Каким должен быть капитан? (Высказывания детей. Высказывания могут быть любыми, некоторые выбирают, потому, что кто-то умный, физически сильный и т.д.) Дети выбирают капитанов.

- Кто капитан вашей команды? (Капитаном команды мы выбрали …)

- Как называется ваша команда и какой у вас девиз?

Два капитана представляют свои команды.

Команда “Плюсики”

Девиз:

Наши плюсы-малыши,
Очень-очень хороши!
Дружно за руки возьмемся
И с задачей разберемся!

Команда “Колобки”

Девиз:

На свете нет еще пока
Команды лучше Колобка!
Соперники, поверьте нам
Вам Колобок не по зубам!

- Я вам буду давать задания, а вы будите выполнять их. За каждый правильный ответ даются фишка. В конце занятия подведем итог, та команда, которая наберет больше фишек и будет победителем.

А оценивать то, как вы будите выполнять задание, будет жюри. Его мы сейчас и выберем. (Выбираются 2-3 члена жюри)

- Первый конкурс “Разминка” и называется он “Назови соседа”. Я вам раздам медальки, на которых изображены геометрические фигуры. Оденьте их на шею. Под музыку вы бегаете по группе, как только музыка прекратиться, вы должны построиться в круг. Дети выполняют.

- Кирилл, кто стоит слева от тебя? А кто справа? (Примерные ответы детей: “Слева от меня стоит большой синий треугольник, а справа - маленький желтый круг”.)

- Катя, назови своих соседей. (Примерные ответы детей: “ Мой сосед справа маленький зеленый прямоугольник, а мой сосед слева – большой красный овал” и т.д.). Игра проводится два раза. Жюри подводит итог, раздает фишки.

- Для выполнения следующего задания вам необходимо сесть за столы. Задание называется “Рассели жильцов”. Для каждой фигуры в доме имеется своя квартира. Вам необходимо правильно расселить блоки в доме. Дети выполняют задание. <Приложение № 1>

- Куда ты поселила красный круг? (Красный круг я поселила на 4 этаже в квартире №3) и т.д. Жюри подводит итог.

Следующий конкурс называется “Конкурс капитанов”. Именно они и будутв нем участвовать и будут решать математические задачи. Каждая команда будет помогать своему капитану. Первая задача для капитана команды “Плюсики”.

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (Грибы)

- Как ты узнал? (“Если Лиза не собирала грибы, значит она собирала ягоды, а Петя грибы”.)

Теперь задача для команды “Колобки”.

Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?

А что под березой? (“Под елкой растет грибок, а под березой цветок).

Жюри подводит итог конкурса.

- А сейчас немного отдохнем.

Физминутка. (Проводит ребенок.)

За столами мы сидели.
На воспитателя глядели.
А теперь тихонько встанем
И зарядку делать станем.
1-2-3-4-5
Надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком.
Глянем весело в окошко.
И за стол опять пойдем.
Дети садятся за столы.

- Задание называется “Найди фигурам место”. На образце вы увидите расположение фигур, но там нарисованы не сами фигуры, а их кодовое обозначение. Вы должны расшифровать фигуры и найти им место на своем листе бумаги. Дети выполняют задание. <Приложение №2>

- Лера, какая фигура находится у тебя в левом нижнем углу? В верхнем правом? Посередине листа? Спросить 3-4 детей. Жюри подводит итог, раздают фишки.

Следующее задание называется “Цепочка из обручей”. <Приложение № 3> Дети выполняют задание. Жюри подводит итог, раздаёт фишки.

- Ребята, вот и закончился наш математический КВН. Сейчас будут подведены окончательные итоги, поэтому слово предоставляется жюри. (Итоги КВН, награждение.)