Ручной труд при обучении иностранному языку учеников начальной школы

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования. [1] Современная система образования направлена на развитие личности обучаемых. Это связано с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей.

Личностно-ориентированный подход, являющийся в данное время приоритетным, в связи с предъявляемыми требованиями ФГОС, направлен на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Данный подход выражается в первую очередь в учете психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста: особенностях восприятия, памяти, мышления, воображения.

В качестве одной из составляющих деятельностного характера обучения концепция личностно ориентированного обучения предлагает использование ручного труда (crafts) на уроках английского языка.Учащиеся имеют возможность создать реальный предмет, следуя инструкциям учителя или учебника. При этом идет развитие таких когнитивных и мета-когнитивных стратегий как планирование процесса работы над заданием, группировка, структурирование, использование образов, движений и т.д. Кроме этого, ручной труд позволяет создать реальную коммуникативную ситуацию: в первую очередь учащиеся должны понять устные или письменные инструкции и, создавая предмет отреагировать на них. При этом, контроль за деятельностью осуществляется довольно просто – достаточно взглянуть на продукт труда. Затем этот предмет можно использовать в коммуникативных играх. Игры становится личностно-ориентированными, т.к. этот предмет сделан самим ребенком. Например, при прохождении темы “Цвета”учащиеся должны сделать волчок. Для этого они должнысначала нарисовать круг, разделить его на сектора, раскрасить в соответствии с предложенным примером или их выбором; наконец вырезать его из бумаги и проткнуть зубочисткой. Дети могут в парах: расспрашивать об использованных цветах, затем, покрутив волчок, они спрашивают о том, какие цвета получаются.

Занятия с использованием элементов ручного труда можно организовывать в разных режимах: индивидуальная работа, парная или групповая. Последние виды взаимодействия наиболее эффективны для реализации такого важного понятия, как сотворчество. Сотворчество участников образовательного процесса обладает важной воспитательной функцией. Реализация идеи сотворчества предусматривает развитие креативных способностей на основе развития сотруднических отношений между участниками образовательного процесса.

Необходимыми условиями сотворчества являются:

  • Совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы.
  • Определение путей достижения общего и индивидуальных результатов.
  • Совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностямикаждого участника деятельности.
  • Совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности [2]

Возможно, что для тех, кто только начинает работать с младшими школьниками будут полезны следующие практические советы по организации урока иностранного языка с использованием ручного труда.

  • Полезно показать учащимся пример конечного продукта всех трудов. Тогда они четко поймут, что именно им нужно сделать. Стоит сначала самому попробовать сделать запланированное на урок. Убедитесь, что занятие не слишком сложное и не отнимает чересчур много времени.
  • Имейте несколько запасных наборов для ручного труда, как правило, всегда имеется несколько человек, которые забыли принести их в класс
  • Чтобы максимизировать использование английского языка на уроке, выучите и отработайте нужную для подготовки и использования готовой работы лексику заранее:
    • Can I have the scissors please?
    • tear
    • fold
    • glue
    • it's your turn, etc.

(Подсказывайте учащимся, если необходимо)

  • Важно подготовить какое-нибудь занятие для тех, кто рано закончит задание. Эти ученики могут начать делать домашнюю работу, почитать книгу или помочь остальным. Старайтесь включать упражнение на подведение итогов или обратную связь. Если учащиеся сделали что-то для выставки, выписывайте на доску их комментарии о работах. Например:
    • Fantastic
    • It'sok
    • I don't really like this one

Затем учащиеся наклеивают стикеры с комментариями.

  • Учитывайте время на уборку. Оставьте на это минут пять в конце каждого занятия и распределите ученикам задания. В группе малышей может быть своя 'tidyingup' песенка. Например, напевание под любую мелодию 'tidy up, tidy up, tidy up' или 'put the rubbish in the bin, in the bin' хорошоускоряетпроцессуборки.
  • Важно помнить, что некоторые люди стесняются рисовать. Подумайте насчет журнальных вырезок и распечаток из Интернета.

Ручной труд на уроке английского – это широкое разнообразие видов деятельности, от простых (вырезание, составление коллажей) до более сложных, таких как создание из папье-маше маракаса на школьную постановку. Такие занятия соответствуют возрасту учащихся, а их подготовка и простота используемого языка обеспечивает удачное проведение урока и легкую, веселую атмосферу в классе.

Многочисленные идеи для творчества можно найти в таких УМК как Millie (издательство “Титул”), Spotlight (издательство “Просвещение”), а также на сайтах http://enchantedlearning.com, http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/make, http://onestopenglish.com, и многих других.

Список литературы

1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. -120 с.

2 .Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казаченок Н.В. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителейобщеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011. -127 с.

3. Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И. В. и др."Английский язык, первый год обучения". Описание концепции ИУМК. Книга для учителя. – Обнинск: Титул, 2008. -228 с.

4. ТроубриджСэллиArtsandcraftswithyounglearners//http://www.teachingenglish.org.uk/russia-articles/arts-crafts-young-learners-21.01.13

5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. -56 с.