Урок географии по теме "Атмосферные осадки. Вода и атмосфера"

Разделы: География


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: географическое описание.

Цель: изучить виды атмосферных осадков.

Образовательные и воспитательные задачи:

  • обучать пониманию окружающего мира;
  • познакомить с разными видами атмосферных осадков;
  • научить различать форму облаков;
  • научить описывать природное явление – грозу, используя научное и художественное описание;
  • учить выражать собственные мысли и представления в словесной форме;
  • учить составлять логически связанный и целостный текст;
  • повторить понятия «ветер» и «сила ветра»;
  • развивать представления памяти и воображение;
  • воспитывать наблюдательность;
  • прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: осадкомер, фотографии и презентация  атмосферных осадков, словарь по физической географии,  репродукция картины Джоржа  Морленда «Приближение грозы», мультимедийный проектор и компьютер.

Ключевые термины: водяной пар, влажность, конденсация  водяного пара, атмосферные осадки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Проблемная ситуация: загадки об атмосферных осадках.(ориентировочный этап)

1. Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт? (Гроза)

2. Серебряные нити сшивают землю и небо? (Дождь)

3. И не снег и не лёд, а серебром деревья убирает? (Иней)

4. На дворе переполох:
С неба сыплется  горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь – ангина. (Град)

– О чём эти загадки? (О природных явлениях)
– А как их называют метеорологи? (Атмосферные осадки)
– Что такое атмосферные осадки? Найдите определение в учебнике. (Атмосферные осадки это  вода, выпадающая из атмосферы на Землю в жидком или твёрдом состоянии.)
– Какие ещё вы знаете атмосферные осадки? (Дождь, снег, туман, морось, метель, гололёд, град, роса).
– Все ли осадки выпадают из облаков? (Нет, не все)

Задание №1.

Учебная задача на описание природного явления, которое учащиеся могут наблюдать в своей местности (планирование деятельности)

– Каждый, наверняка наблюдал росу. Опишите росу, опираясь на свои собственные наблюдения.

Учитель: Напоминаю вам, что описать росу – значит назвать присущие этому  явлению природы признаки, сумев разделить их на существенные и варьирующие.
Какие признаки росы вы можете назвать?

Ответы учеников:

– роса – это капельки воды на траве и железных предметах;
– роса – это капельки воды на самой земле, возникающие рано утром;
– роса бывает летом;
– роса – это атмосферные осадки;
– роса исчезает незаметно, т.е. испаряется.
– роса – капли воды, образующиеся при конденсации водяного пара на почве, траве и наземных предметах при охлаждении их вследствие излучения.

Учитель: А теперь  найдите в параграфе и прочитайте, как образуется роса.

(Дети читают на странице 124 учебника  Т.П.Герасимовой в теме «Атмосферные осадки»)

РОСА – выделяется из насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями.

– А какие ещё осадки образуются подобным образом? (Иней)

Учитель: Это вы  перечислили почти все существенные признаки росы  и сформулировали определение по учебнику, т.е. использовали научное описание. Найдите определение росе в словарях.

(Дети нашли определение в словаре.  Ю.П. Пармузин, Г.В.Карпов Словарь по физической географии. М., «Просвещение» 1994г.)

РОСА – атмосферные осадки в виде мелких капелек воды на поверхности земли.

Учитель: А теперь назовите варьирующие признаки росы, т.е. изменяющиеся и это будет наше художественное описание росы.

– Расскажите, в какое время суток наблюдается роса? Какая бывает роса?

Ответы учеников:

– Росу можно увидеть ночью и утром до восхода солнца.
– Бывает, очень  много капелек росы, а бывает немного.
– Бывает крупная роса и мелкая.
– Роса – блестит на траве как бриллианты.
– В лучах, восходящего солнца, роса переливается всеми цветами радуги.
– Роса бывает обильная.
– Росинки – как слезинки травы.

Учитель: А теперь всё что вы сказали надо записать в тетрадь в  виде таблицы.

(Варианты ответов учеников записаны  в таблице)

Описание  природного явления – роса

 Научное описание росы (существенные признаки)

 Художественное описание росы  (варьирующие признаки)

– роса – это капельки воды на траве и железных предметах;
– роса – это капельки воды на самой земле, возникающие рано утром;
– роса бывает летом;
– роса – это атмосферные осадки;
– роса исчезает незаметно;

РОСА – выделяется из насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями.
Роса – капли воды, образующиеся при конденсации водяного пара на почве, траве и наземных предметах при охлаждении их вследствие излучения.

– росу можно увидеть ночью и утром до восхода солнца.
– бывает, очень  много капелек росы, а бывает немного.
– бывает крупная роса и мелкая.
– роса – блестит на траве как бриллианты;
– в лучах, восходящего солнца, роса переливается всеми цветами радуги;
– роса бывает обильная;
– росинки – как слезинки травы.

Ученики могут рассказать о значении росы, например:

– роса увлажняет поверхность земли,  в том числе и почву;
– в пустынях, благодаря росе, выживают многие растения и животные, она спасает от жажды.

Задание №2.  Работа в группах

Творческая работа на основе живописного художественного произведения.
Работа по картине Джоржа  Морленда «Приближение грозы» Государственный Эрмитаж
Западноевропейская живопись. Издательство «Аврора» Ленинград,1987. Автор – составитель Ю.И.Кузнецов. (Приложение 1)

Составьте  устный рассказ  по картине Д.Морленда «Приближение грозы»,  характеризующий признаки состояния природы перед грозой (определение будущего содержания).

Учитель: Что такое гроза?

Ученики: Сильный дождь с громом и молнией, и ветром.

Учитель: Сначала  назовите эпитеты характеризующие  небо, а я запишу их на доске.

Ученики: Хмурое, серое, облачное, грозовое, низкое, мерцающее, всё в кучево-дождевых облаках;

Учитель: Теперь, подберите глаголы, передающие действия растений;

Ученики: Клонятся, колышутся, рвутся, треплются, шелестят, наклоняются, неистовствуют, гнутся, приклоняются, трепещут;

Учитель: А,  что такое ветер и как его можно охарактеризовать?

Ученики: Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер бывает сильный, слабый, штормовой, ураган, шквалистый.

Учитель:  Почему художник так назвал эту картину?

 (Даётся время группам на составление рассказа. Затем представители от группы рассказывают всем свой рассказ. Вторая группа, не повторяет предыдущий рассказ, а дополняет своё.)

Вариант ответа

Сочинение-рассуждение по картине Д.Морленда «Приближение грозы».
Почему художник  так назвал картину?  (Последовательность  изложения)

Глядя на картину, я вспомнил  летнюю грозу. Был солнечный, жаркий, летний день. Как вдруг, подул, сначала, слабый ветерок, а затем он стал усиливаться. Листва на деревьях зашелестела, затрепетала. Трава сначала, колыхалась, а потом всё сильнее гнулась и приклонялась к земле. На небе появились кучевые  и слоистые облака светло серого цвета. Ветер всё усиливался, стал шквалистым. Небо всё заволокло слоисто-дождевыми и кучево-дождевыми облаками. Сверкнула молния, позже разразился гром, но дождя ещё нет. Ветер гнёт деревья, треплет и рвёт листву. Небо, как – будто, опустилось и стало очень тяжёлым из-за огромных, тёмно синих туч. Кажется, целый океан воды несут эти облака. В воздухе запахло дождём. Все эти воспоминания пришли ко мне, глядя на эту картину. Художнику удалось передать красками состояние природы перед грозой, поэтому он её так назвал – «Приближение грозы».

– Как определяют количество выпавших осадков и какое это имеет значение?

Прочтите в учебнике на стр.125. (демонстрация прибора – осадкомера)

 – Теперь вы без проблем назовёте этот прибор – это осадкомер.

Задание 3. Практическая работа

Обучение работе с диаграммой количества осадков  в городе Абердин, в Великобритании.
По диаграмме определите:

а) количество осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает больше всего осадков;
в) месяц с самым маленьким  количеством осадков.
Вывод: ежемесячно в городе Абердин выпадают осадки от 50 до 80 мм. Самый влажный месяц – декабрь. За год выпадает – 749 мм осадков.

3. Рефлексия.

Тест.

1. Водяной пар – это…

А)  вода, находящаяся в твёрдом состоянии;
В) вода, находящаяся в кипящем состоянии;
Г) вода, находящаяся в газообразном состоянии;

2. Атмосферные осадки – это…

А) вода, выпадающая из атмосферы на Землю в жидком или твёрдом состоянии;
В) водяной пар;
Г) количество воды в осадкомере;

3. Конденсация – это…

А) туман, роса, иней;
В) превращение водяного пара в капельное состояние;
Г) испарение воды.

Ответы : 1 – Г, 2 – А, 3 – В. (Используется взаимопроверка и самооценка знаний)

4. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Зачем надо знать об осадках?
– Эти знания пригодятся вам в жизни?

5. Домашнее задание – творческое. Описать  один из видов атмосферных осадков в нашей местности по плану:    

1. Название?
2. Как возникает или образуется?
3. Его значение для людей и природы?