Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: географическое описание.
Цель: изучить виды атмосферных осадков.
Образовательные и воспитательные задачи:
- обучать пониманию окружающего мира;
- познакомить с разными видами атмосферных осадков;
- научить различать форму облаков;
- научить описывать природное явление – грозу, используя научное и художественное описание;
- учить выражать собственные мысли и представления в словесной форме;
- учить составлять логически связанный и целостный текст;
- повторить понятия «ветер» и «сила ветра»;
- развивать представления памяти и воображение;
- воспитывать наблюдательность;
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: осадкомер, фотографии и презентация атмосферных осадков, словарь по физической географии, репродукция картины Джоржа Морленда «Приближение грозы», мультимедийный проектор и компьютер.
Ключевые термины: водяной пар, влажность, конденсация водяного пара, атмосферные осадки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Проблемная ситуация: загадки об атмосферных осадках.(ориентировочный этап)
1. Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт? (Гроза)
2. Серебряные нити сшивают землю и небо? (Дождь)
3. И не снег и не лёд, а серебром деревья убирает? (Иней)
4. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь – ангина. (Град)
– О чём эти загадки? (О природных
явлениях)
– А как их называют метеорологи? (Атмосферные
осадки)
– Что такое атмосферные осадки? Найдите
определение в учебнике. (Атмосферные осадки
это вода, выпадающая из атмосферы на Землю в
жидком или твёрдом состоянии.)
– Какие ещё вы знаете атмосферные осадки? (Дождь,
снег, туман, морось, метель, гололёд, град, роса).
– Все ли осадки выпадают из облаков? (Нет, не
все)
Задание №1.
Учебная задача на описание природного явления, которое учащиеся могут наблюдать в своей местности (планирование деятельности)
– Каждый, наверняка наблюдал росу. Опишите росу, опираясь на свои собственные наблюдения.
Учитель: Напоминаю вам, что
описать росу – значит назвать присущие этому
явлению природы признаки, сумев разделить их на
существенные и варьирующие.
Какие признаки росы вы можете назвать?
Ответы учеников:
– роса – это капельки воды на траве и
железных предметах;
– роса – это капельки воды на самой земле,
возникающие рано утром;
– роса бывает летом;
– роса – это атмосферные осадки;
– роса исчезает незаметно, т.е. испаряется.
– роса – капли воды, образующиеся при
конденсации водяного пара на почве, траве и
наземных предметах при охлаждении их вследствие
излучения.
Учитель: А теперь найдите в параграфе и прочитайте, как образуется роса.
(Дети читают на странице 124 учебника Т.П.Герасимовой в теме «Атмосферные осадки»)
РОСА – выделяется из насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями.
– А какие ещё осадки образуются подобным образом? (Иней)
Учитель: Это вы перечислили почти все существенные признаки росы и сформулировали определение по учебнику, т.е. использовали научное описание. Найдите определение росе в словарях.
(Дети нашли определение в словаре. Ю.П. Пармузин, Г.В.Карпов Словарь по физической географии. М., «Просвещение» 1994г.)
РОСА – атмосферные осадки в виде мелких капелек воды на поверхности земли.
Учитель: А теперь назовите варьирующие признаки росы, т.е. изменяющиеся и это будет наше художественное описание росы.
– Расскажите, в какое время суток наблюдается роса? Какая бывает роса?
Ответы учеников:
– Росу можно увидеть ночью и утром до
восхода солнца.
– Бывает, очень много капелек росы, а бывает
немного.
– Бывает крупная роса и мелкая.
– Роса – блестит на траве как бриллианты.
– В лучах, восходящего солнца, роса переливается
всеми цветами радуги.
– Роса бывает обильная.
– Росинки – как слезинки травы.
Учитель: А теперь всё что вы сказали надо записать в тетрадь в виде таблицы.
(Варианты ответов учеников записаны в таблице)
Описание природного явления – роса
Научное описание росы (существенные признаки) |
Художественное описание росы (варьирующие признаки) |
– роса – это капельки воды на
траве и железных предметах; РОСА – выделяется из насыщенного
водяным паром воздуха при его соприкосновении с
охлаждёнными поверхностями. |
– росу можно увидеть ночью и
утром до восхода солнца. |
Ученики могут рассказать о значении росы, например:
– роса увлажняет поверхность земли,
в том числе и почву;
– в пустынях, благодаря росе, выживают многие
растения и животные, она спасает от жажды.
Задание №2. Работа в группах
Творческая работа на основе живописного
художественного произведения.
Работа по картине Джоржа Морленда
«Приближение грозы» Государственный Эрмитаж
Западноевропейская живопись. Издательство
«Аврора» Ленинград,1987. Автор – составитель
Ю.И.Кузнецов. (Приложение 1)
Составьте устный рассказ по картине Д.Морленда «Приближение грозы», характеризующий признаки состояния природы перед грозой (определение будущего содержания).
Учитель: Что такое гроза?
Ученики: Сильный дождь с громом и молнией, и ветром.
Учитель: Сначала назовите эпитеты характеризующие небо, а я запишу их на доске.
Ученики: Хмурое, серое, облачное, грозовое, низкое, мерцающее, всё в кучево-дождевых облаках;
Учитель: Теперь, подберите глаголы, передающие действия растений;
Ученики: Клонятся, колышутся, рвутся, треплются, шелестят, наклоняются, неистовствуют, гнутся, приклоняются, трепещут;
Учитель: А, что такое ветер и как его можно охарактеризовать?
Ученики: Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер бывает сильный, слабый, штормовой, ураган, шквалистый.
Учитель: Почему художник так назвал эту картину?
(Даётся время группам на составление рассказа. Затем представители от группы рассказывают всем свой рассказ. Вторая группа, не повторяет предыдущий рассказ, а дополняет своё.)
Вариант ответа
Сочинение-рассуждение по картине
Д.Морленда «Приближение грозы».
Почему художник так назвал картину?
(Последовательность изложения)
Глядя на картину, я вспомнил летнюю грозу. Был солнечный, жаркий, летний день. Как вдруг, подул, сначала, слабый ветерок, а затем он стал усиливаться. Листва на деревьях зашелестела, затрепетала. Трава сначала, колыхалась, а потом всё сильнее гнулась и приклонялась к земле. На небе появились кучевые и слоистые облака светло серого цвета. Ветер всё усиливался, стал шквалистым. Небо всё заволокло слоисто-дождевыми и кучево-дождевыми облаками. Сверкнула молния, позже разразился гром, но дождя ещё нет. Ветер гнёт деревья, треплет и рвёт листву. Небо, как – будто, опустилось и стало очень тяжёлым из-за огромных, тёмно синих туч. Кажется, целый океан воды несут эти облака. В воздухе запахло дождём. Все эти воспоминания пришли ко мне, глядя на эту картину. Художнику удалось передать красками состояние природы перед грозой, поэтому он её так назвал – «Приближение грозы».
– Как определяют количество выпавших осадков и какое это имеет значение?
Прочтите в учебнике на стр.125. (демонстрация прибора – осадкомера)
– Теперь вы без проблем назовёте этот прибор – это осадкомер.
Задание 3. Практическая работа
Обучение работе с диаграммой количества
осадков в городе Абердин, в Великобритании.
По диаграмме определите:
а) количество осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает больше всего
осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством
осадков.
Вывод: ежемесячно в городе Абердин
выпадают осадки от 50 до 80 мм. Самый влажный месяц
– декабрь. За год выпадает – 749 мм осадков.
3. Рефлексия.
Тест.
1. Водяной пар – это…
А) вода, находящаяся в твёрдом состоянии;
В) вода, находящаяся в кипящем состоянии;
Г) вода, находящаяся в газообразном состоянии;
2. Атмосферные осадки – это…
А) вода, выпадающая из атмосферы на Землю в жидком или твёрдом состоянии;
В) водяной пар;
Г) количество воды в осадкомере;
3. Конденсация – это…
А) туман, роса, иней;
В) превращение водяного пара в капельное состояние;
Г) испарение воды.
Ответы : 1 – Г, 2 – А, 3 – В. (Используется взаимопроверка и самооценка знаний)
4. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Зачем надо знать об осадках?
– Эти знания пригодятся вам в жизни?
5. Домашнее задание – творческое. Описать один из видов атмосферных осадков в нашей местности по плану:
1. Название?
2. Как возникает или образуется?
3. Его значение для людей и природы?