Цель урока: познакомить с необычной сказкой С.Г. Козлова.
Задачи:
- помочь увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки;
- учить, используя сказку, составлять характеристику героя;
- развивать умения замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда;
- учить понимать важность добра и красоты;
- совершенствовать технику чтения;
- познакомить с разными видами искусства и их возможностью раскрыть идею сказки;
- воспитывать добрые качества: сочувствие, умение наслаждаться красотой, данную нам природой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.
2. Мотивация учебной деятельности
На уроке мы познакомимся с очень необычной сказкой московского писателя Сергея Григорьевича Козлова «Ежик в тумане». В чем же необычность сказки, вы постараетесь ответить в конце урока.
3. Первичное усвоение новых знаний
Ребята дома подготовили рассказ об авторе, давайте послушаем. (Презентация)
I ученик: Сергей Козлов – автор
современных детских сказок. Его герои – Ежик,
Медвежонок, Львенок, Черепаха стали персонажами
мультфильмов и пьес.
С.Козлов родился в 1939 году в Москве, где и сейчас
проживает. С детских лет сочинял стихи и
рассказы. В 1965 году окончил Литературный
институт, тогда молодого писателя привлек жанр
сказки. В 1967 году появились знаменитые Львенок и
Черепаха и их не менее знаменитая песенка «Я на
солнышке лежу».
II ученик: Сказки С.Козлова необычны. Его герои – Ежик, Медвежонок, Филин, Лошадь, Лиса, Ворон – не похожи на зверей из народных сказок. Зло, горе, смерть не проникают в их сказочный мир. Их мир – зачарован, всё, что может встретиться к нем, наполнено загадочной красотой и прелестью. Обыденные и привычные явления – лес, река, поле, трава, деревья, звезды – преображаются, когда мы видим их глазами Ежика или Медвежонка. Герои сказок С.Козлова обладают даром удивляться и видеть прекрасное.
Учитель: Кто из вас видел мультфильм
«Ежик в тумане»?
Послушайте об этом мультфильме. (Рассказ
ученика).
Ученик: В 1975 году появился
отечественный мультфильм «Ежик в тумане»
режиссера Юрия Борисовича Нордштейна. Автор
знаменитого мультфильма стал кавалером Ордена
Восходящего Солнца. На мультипликационном
фестивале, проводившемся в Токио, по мнению
критиков, он стал лучшим из 150 анимационных лент.
Мультфильм Юрия Нордштейна «Ежик в тумане»
получил от специалистов пальму абсолютного
первенства среди мультфильмов всех времен и
народов. Успех этого мультфильма «Ежик в тумане»
для многих так и остался загадкой.
Учитель: Может мы с вами, поймем, в
чем секрет мультфильма?
Сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане»
расскажет о желании главного героя видеть в мире
красоту, подмечать в нем то, что незаметно на
первый взгляд, а затем найти друга и поделиться с
ним своим открытием. Мы и станем с вами тоже
друзьями Ежика и увидим его открытие.
Сказка перед вами, а мультфильм вы хотите еще раз посмотреть? Мы устроим просмотр после прочтения сказки.
4. Первичное чтение сказки С.Козлова «Ежик в тумане»
Дети читают сказку вслух по цепочке.
5. Первичная проверка понимания прочитанного
Беседа на основе эмоционального восприятия текста. Выборочное чтение.
– Выскажите свои впечатления.
– Какие вопросы у вас возникли?
– Кто главный герой сказки?
– Почему?
– Как мы встречаемся с ежиком? Прочитайте.
– В чем его необычное поведение? (Ежик сидел на
горке и смотрел на освещенную лунным светом
долину, заполненную туманом.)
– Кто из вас видел туман? А чем здесь туман
необычен? (Лунный свет, затоплен).
– Какое состояние Ежика? (вздрагивал).
– А когда человек или животное может
вздрагивать? (Когда его пугают)
– А здесь от чего вздрагивал Ежик? Найдите в
тексте. (От красоты)
Когда мы видим что-то красивое,
затрагивающее вас, нам хочется с кем-то
поделиться с этим чувством, показать это или
рассказать другим.
– Найдите слова Ежика подтверждающие это. («Расскажу
– не поверят. Стал смотреть
внимательней, чтобы запомнить до последней
травинки всю красоту»).
– А что еще увидел Ежик? (Упала звезда).
– Ежик начинает размышлять, сам себе задавать
вопрос – ему интересно, для него все это
становится тайной «Что будет с лошадью?» И он
отправляется за тайной, спрятанной в тумане.
Найдите в тексте отрывок, прочитайте.
(«Стал медленно спускаться с горы, чтобы не
упасть в туман и посмотреть, что там внутри».)
– Что он видит в тумане? Прочитайте.
– Вдруг Ежику стало страшно, он совсем один. Он
мечтает отыскать белую лошадь в тумане, и
вдруг он почувствовал… Что? Прочитайте.
– Предложение заканчивается словом «Бултых» и
многоточие. Почему?
– Ежик теряет ориентир и куда-то летит. Вода.
Прочитайте его слова. («Я в воде! – …»).
– Ежику страшно, холодно. Темно, не знает, где
берег – и со всем этим он старается сначала
бороться, а потом что Ежик решает для себя?
Прочитайте.
– Он одинок, промок, пусть все так и будет, течет
само собой, и я буду плыть по течению, ничего, не
делая. Но ведь так не должно быть, чтобы тайна,
которую он хотел узнать, была не раскрыта, не
поделиться тем, что видел.
– С каких слов начинается следующий эпизод? (со
слов «Вдруг…»).
– Почему? Что происходит? (Помощь неизвестного
существа, спасение Ежика).
– Кто-то беззвучно помог и пропал, сделав добро.
– Прочитайте последнее предложение.
– Почему Ежик так говорит? (Он не верит, что это
произошло с ним, целая история, разве, кто
поверит. И размышляя, Ежик не откажется от своей
мечты «Узнать тайну, что там – в тумане», поэтому
он снова отправляется в туман. И слова автора «И
заковылял в туман» помогают нам это понять.)
– Мы прочитали сказку. Почему автор назвал это
произведение сказкой?
– В этом произведении есть элементы сказки и
жизненная правда. Понравилась вам эта сказка?
Чем? Почему?
6. Физминутка
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Отмахиваемся от комаров.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову, идём вразвалочку.)
Вдруг мы видим:
У куста птенчик выпал из гнезда. (Взмахи руками.)
Тихо птенчика берём (Наклон.)
И в гнездо его кладём. (Подняться на носочках.)
Чтобы хитрая лиса
Не достала до птенца. (Погрозить пальцем.)
7. Первичное закрепление
Работа над образом главного героя. Работа в парах.
– Главный герой Ёжик – необыкновенное
существо.
Я предлагаю поработать в парах и выяснить
особенности характера Ёжика.
Вот Ежик – лесной житель, а у нас Ежик сказочный.
РОМАНТИЧНЫЙ
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ГРУСТНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ пассивный, погруженный в бездеятельное наблюдение, ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С КЕМ-ТО СВОИМИ ОТКРЫТИЯМИ
– Зная особенности нашего героя, прочитаем текст по ролям.
Чтение по ролям: автор, Ежик, неизвестное
существо.
За Ежика будут читать 2 ученика – стр. 6 и стр 7.
Сравним, кто лучше представляет героя сказки.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– А были ли у вас в жизни такие события, что-то
такое красивое или необычайно красивое вы
увидели, что вас поразило, вы замерли, не
удержались от возгласа, затаили дыхание, и вам
тут же очень захотелось рассказать об этом? (Как
опускается за деревьями солнце, как ложится на
землю тьма, а над верхушками деревьев, выплывает
золотая долька луны или….).
– А мы с вами живем в Мурманской области, где
наша северная природа необычайно красива во все
времена года, и кто приезжает к нам изумляется
этой красотой. Я сейчас покажу только небольшую
часть этой красоты.
Слайды с природой Мурманской области.
– Своей сказкой и героем Ежиком Сергей Козлов
хотел донести до нас, читателей, свою главную
авторскую идею: в жизни важнее всего – добро и
красота, понимание и умение замечать и ценить то,
что незаметно с первого взгляда, так же – цель, к
которой стремишь.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание вы можете выбрать сами. Я предлагаю варианты:
– Найти рассказ, в котором автор описывает
красоту нашей природы (А.Чехов «Рассказы для
детей),
– Описать в мини-сочинении, что вы видели
красивое,
– Найти картинку, фотографию, на которой
запечатлено что-то необычно красивое.
10. Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане