Урок литературного чтения. Сказка С.Козлова "Ежик в тумане". 4-й класс
Цель урока: познакомить с необычной сказкой С.Г. Козлова.
Задачи:
- помочь увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки;
- учить, используя сказку, составлять характеристику героя;
- развивать умения замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда;
- учить понимать важность добра и красоты;
- совершенствовать технику чтения;
- познакомить с разными видами искусства и их возможностью раскрыть идею сказки;
- воспитывать добрые качества: сочувствие, умение наслаждаться красотой, данную нам природой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.
2. Мотивация учебной деятельности
На уроке мы познакомимся с очень необычной сказкой московского писателя Сергея Григорьевича Козлова «Ежик в тумане». В чем же необычность сказки, вы постараетесь ответить в конце урока.
3. Первичное усвоение новых знаний
Ребята дома подготовили рассказ об авторе, давайте послушаем. (Презентация)
I ученик: Сергей Козлов – автор современных
детских сказок. Его герои – Ежик, Медвежонок, Львенок, Черепаха
стали персонажами мультфильмов и пьес.
С.Козлов родился в 1939 году в Москве, где и сейчас проживает. С
детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил
Литературный институт, тогда молодого писателя привлек жанр сказки.
В 1967 году появились знаменитые Львенок и Черепаха и их не менее
знаменитая песенка «Я на солнышке лежу».
II ученик: Сказки С.Козлова необычны. Его герои – Ежик, Медвежонок, Филин, Лошадь, Лиса, Ворон – не похожи на зверей из народных сказок. Зло, горе, смерть не проникают в их сказочный мир. Их мир – зачарован, всё, что может встретиться к нем, наполнено загадочной красотой и прелестью. Обыденные и привычные явления – лес, река, поле, трава, деревья, звезды – преображаются, когда мы видим их глазами Ежика или Медвежонка. Герои сказок С.Козлова обладают даром удивляться и видеть прекрасное.
Учитель: Кто из вас видел мультфильм «Ежик в
тумане»?
Послушайте об этом мультфильме. (Рассказ ученика).
Ученик: В 1975 году появился отечественный
мультфильм «Ежик в тумане» режиссера Юрия Борисовича Нордштейна.
Автор знаменитого мультфильма стал кавалером Ордена Восходящего
Солнца. На мультипликационном фестивале, проводившемся в Токио, по
мнению критиков, он стал лучшим из 150 анимационных лент.
Мультфильм Юрия Нордштейна «Ежик в тумане» получил от специалистов
пальму абсолютного первенства среди мультфильмов всех времен и
народов. Успех этого мультфильма «Ежик в тумане» для многих так и
остался загадкой.
Учитель: Может мы с вами, поймем,
в чем секрет мультфильма?
Сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане» расскажет о желании
главного героя видеть в мире красоту, подмечать в нем то, что
незаметно на первый взгляд, а затем найти друга и поделиться с ним
своим открытием. Мы и станем с вами тоже друзьями Ежика и увидим
его открытие.
Сказка перед вами, а мультфильм вы хотите еще раз посмотреть? Мы устроим просмотр после прочтения сказки.
4. Первичное чтение сказки С.Козлова «Ежик в тумане»
Дети читают сказку вслух по цепочке.
5. Первичная проверка понимания прочитанного
Беседа на основе эмоционального восприятия текста. Выборочное чтение.
– Выскажите свои впечатления.
– Какие вопросы у вас возникли?
– Кто главный герой сказки?
– Почему?
– Как мы встречаемся с ежиком? Прочитайте.
– В чем его необычное поведение? (Ежик сидел на горке и смотрел
на освещенную лунным светом долину, заполненную туманом.)
– Кто из вас видел туман? А чем здесь туман необычен? (Лунный
свет, затоплен).
– Какое состояние Ежика? (вздрагивал).
– А когда человек или животное может вздрагивать? (Когда его
пугают)
– А здесь от чего вздрагивал Ежик? Найдите в тексте. (От
красоты)
Когда мы видим что-то красивое, затрагивающее вас, нам
хочется с кем-то поделиться с этим чувством, показать это или
рассказать другим.
– Найдите слова Ежика подтверждающие это. («Расскажу –
не поверят. Стал смотреть внимательней, чтобы
запомнить до последней травинки всю красоту»).
– А что еще увидел Ежик? (Упала звезда).
– Ежик начинает размышлять, сам себе задавать вопрос – ему
интересно, для него все это становится тайной «Что будет с
лошадью?» И он отправляется за тайной, спрятанной в
тумане.
Найдите в тексте отрывок, прочитайте. («Стал медленно
спускаться с горы, чтобы не упасть в туман и посмотреть, что там
внутри».)
– Что он видит в тумане? Прочитайте.
– Вдруг Ежику стало страшно, он совсем один. Он мечтает
отыскать белую лошадь в тумане, и вдруг он почувствовал… Что?
Прочитайте.
– Предложение заканчивается словом «Бултых» и многоточие.
Почему?
– Ежик теряет ориентир и куда-то летит. Вода. Прочитайте его слова.
(«Я в воде! – …»).
– Ежику страшно, холодно. Темно, не знает, где берег – и со всем
этим он старается сначала бороться, а потом что Ежик решает для
себя? Прочитайте.
– Он одинок, промок, пусть все так и будет, течет само собой, и я
буду плыть по течению, ничего, не делая. Но ведь так не должно
быть, чтобы тайна, которую он хотел узнать, была не раскрыта, не
поделиться тем, что видел.
– С каких слов начинается следующий эпизод? (со слов
«Вдруг…»).
– Почему? Что происходит? (Помощь неизвестного существа,
спасение Ежика).
– Кто-то беззвучно помог и пропал, сделав добро.
– Прочитайте последнее предложение.
– Почему Ежик так говорит? (Он не верит, что это произошло с
ним, целая история, разве, кто поверит. И размышляя, Ежик не
откажется от своей мечты «Узнать тайну, что там – в тумане»,
поэтому он снова отправляется в туман. И слова автора «И заковылял
в туман» помогают нам это понять.)
– Мы прочитали сказку. Почему автор назвал это произведение
сказкой?
– В этом произведении есть элементы сказки и жизненная правда.
Понравилась вам эта сказка? Чем? Почему?
6. Физминутка
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Отмахиваемся от комаров.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову, идём вразвалочку.)
Вдруг мы видим:
У куста птенчик выпал из гнезда. (Взмахи руками.)
Тихо птенчика берём (Наклон.)
И в гнездо его кладём. (Подняться на носочках.)
Чтобы хитрая лиса
Не достала до птенца. (Погрозить пальцем.)
7. Первичное закрепление
Работа над образом главного героя. Работа в парах.
– Главный герой Ёжик – необыкновенное существо.
Я предлагаю поработать в парах и выяснить особенности характера
Ёжика.
Вот Ежик – лесной житель, а у нас Ежик сказочный.
РОМАНТИЧНЫЙ
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ГРУСТНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ пассивный, погруженный в бездеятельное наблюдение, ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С КЕМ-ТО СВОИМИ ОТКРЫТИЯМИ
– Зная особенности нашего героя, прочитаем текст по ролям.
Чтение по ролям: автор, Ежик, неизвестное существо.
За Ежика будут читать 2 ученика – стр. 6 и стр 7. Сравним, кто
лучше представляет героя сказки.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– А были ли у вас в жизни такие события, что-то такое красивое
или необычайно красивое вы увидели, что вас поразило, вы замерли,
не удержались от возгласа, затаили дыхание, и вам тут же очень
захотелось рассказать об этом? (Как опускается за деревьями
солнце, как ложится на землю тьма, а над верхушками деревьев,
выплывает золотая долька луны или….).
– А мы с вами живем в Мурманской области, где наша
северная природа необычайно красива во все времена года, и кто
приезжает к нам изумляется этой красотой. Я сейчас покажу только
небольшую часть этой красоты.
Слайды с природой Мурманской области.
– Своей сказкой и героем Ежиком Сергей Козлов хотел донести до нас,
читателей, свою главную авторскую идею: в жизни важнее всего –
добро и красота, понимание и умение замечать и ценить то, что
незаметно с первого взгляда, так же – цель, к которой
стремишь.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание вы можете выбрать сами. Я предлагаю варианты:
– Найти рассказ, в котором автор описывает красоту нашей природы
(А.Чехов «Рассказы для детей),
– Описать в мини-сочинении, что вы видели красивое,
– Найти картинку, фотографию, на которой запечатлено что-то
необычно красивое.
10. Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане