Важной задачей для современного учителя истории является правильное соотношение различных каналов подачи информации – аудиального, визуального и тактильного. К сожалению, тактильный способ подачи на уроках истории практически не приемлем, и не используется, так как история как предмет не подразумевает ни лабораторных, ни каких либо опытов. Основной упор в подаче информации современный учитель делает на аудиальный канал – информация проговаривается и дополнительно к этому фиксируется. Такая схема типична, но она дает недостаточный процент усвоения информации. Визуальная подача информации используется довольно часто, но достаточно фрагментарно – используются карты, схемы и небольшие видеофайлы в рамках презентаций. Наукой уже давно признанно, что большую часть информации человек получает через визуальный канал посредством глаз. У современного учителя истории в запасе есть огромный фонд готовой информации, который, к сожалению, используется не совсем систематически. Речь здесь пойдет о художественных фильмах – этом огромном источнике исторической информации, уложенной в видео образы. Рассмотрим преимущества и недостатки использования художественных фильмов на уроках истории.
Несомненным плюсом является тот факт, что ребёнка очень интересует именно просмотр фильма и конкретный сюжет. Через него он способен воспринимать образы, факты и реалии того времени практически в «живую». Он становится невольным свидетелем событий, в дальнейшем фильм может стать ступенью к тому, чтобы ребенок в дальнейшем увлекся данной темой и историей вообще.
Основной проблемой при использовании данного источника является то, что фильм зачастую носит большой процент художественного вымысла, в угоду зрителю и продюсеру. К тому же фильм длится в среднем 2 часа, а у учителя в распоряжении всего 45 минут. И самая главная проблема – задача самостоятельной работы ученика в течении урока, так как он не должен просто сидеть и смотреть фильм.
В данном случае я говорю именно о ситуации построения урока вокруг фильма. Фильм и работа с ним – это основа урока, а не дополнение к нему. Речь идет о принципиально новой схеме работы, который не совместим со старыми методами. Обычно учителя используют два вида кинопросмотра – небольшой видеофайл, с целью наглядного освещения исторического события, либо ситуация включения и просмотра кинофильма учениками дополненная комментариями учителя. Идеальный вариант же подразумевает, что фильм является основой урока, но в то же время, к нему дополнительно закрепляется блок заданий, которые ученик выполняет в течение урока, развивая те или иные свои универсальные учебные действия. В данном случае предлагается совмещение исторических знаний и математических методов – создание и заполнение информационных таблиц, в которые в сжатом виде ученик укладывает новые полученные знания. От учителя требуется большой пласт подготовительной работы – правильная кадровая компоновка нужных моментов фильма и создание своих комментариев. К тому же он должен на всех этапах контролировать работу учеников и помогать им.
Для примера мы представим методическую разработку для 8 класса – урок посвященный теме «Реставрация Мэйдзи в Японии.
Открытый урок истории «Реставрация Мэйдзи в Японии».
Предмет: Всемирная история
Класс: 8 класс
Цель урока: Изучение особенностей Японской модернизации в начале ХХ века.
Задачи:
- Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия.
- Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из разных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.
Оборудование: доска, проектор, компьютер, учебники.
Планируемый результат: Освоение учениками новой темы, перенос традиционных реалий Японии на современную японскую цивилизацию.
Этап урока |
Время |
Цель |
Содержание материала |
Методы и приемы работы |
Формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный | 1 |
Проверка готовности обучающихся к уроку | Приветствие учеников, проверка их готовности к уроку | Приветствие учителя, подготовка к уроку | |||
Постановка темы и цели урока | 4 |
Подведение детей к формулировке темы. Постановка проблемы | На доске оформляется название темы, фиксируются понятия и проблема | Асоциативная трансляция материала. Работа с первой частью путевой карты. | Фронтальная работа | Организация диалога, направление работы по началу оформления путевой карты, конкретизация целей | Формулировка основной проблемы, целей и задач урока. |
Освоение нового материала | 25 |
Просмотр отрывков фильма и поиск необходимой информации | Демонстрация отрывков художественного фильма. | Работа – поиск и фиксация информации, представленной в видеофайлах. | Фронтальная работа | Настрой детей на просмотр фильма, краткое описание сюжета фильма и его комментарии. | Просмотр фильма с поиском и фиксацией информации в таблицу путевой карты. |
Закрепление нового материала | 8 |
Проверка усвоенной информации и навыков в поисках новой | Исходя из возможностей кабинета истории и наличествующих ресурсов идет поиск новой информации по конкретной тематике. | Обмен информацией и личными знаниями, заполнение таблицы | Групповая работа | Организация работы групп, помощь в качестве консультанта при проверке материала и его поиске | Групповая работа по поиску новой информации, её обмену и грамотному изложению в рамках таблицы |
Подведение итогов | 7 |
Соотнесение поставленных задач и результатов, фиксация нового знания | Рефлексия постановка задач на следующие уроки | Написание развёрнутого ответа по вопросу. Самофиксация уровня достигнутых результатов. | Фронтальная работа | Постановка тем самостоятельной работы, проверка результатов и умения применения новой информации. Постановка домашнего задания. | Написание развернутого ответа на изначально поставленную проблему, выражение своего мнения по поводу урока. |
Для работы с данной методикой на конкретном уроке разработана специальная таблица – путевая карта.
Путевая карта. Урок истории «Япония на пути модернизации».
Фамилия Имя, класс
1. Особенности Японии.
Традиции Новации
2. Проблемный вопрос.
3. Япония в начале 19 века. «Последний самурай».
Экономика | Сельское хозяйство | |
Промышленность | ||
Внутренняя политика | Форма правления | |
Проводимые реформы | ||
Внешняя политика | Страны-союзники | |
Форма сотрудничества | ||
Культура | Материальная культура | |
Обычаи и традиции |
4. Групповая работа. Группа «Экономика».
Сельское хозяйство Японии. | |
Основные сельскохозяйственные культуры | |
Орудия труда | |
Технологии обработки земли | |
Виды выращиваемого скота | |
Промышленность Японии. | |
Основные виды промышленности | |
Производимая продукция | |
Технические инновации |
5. Самостоятельная работа.
Что нового для себя я узнал за урок. | Почему Японии удаётся умело сочетать традиции и инновации. |
Таким образом, в данной методике решается основная поставленная задача – применение метода визуализации и использовании на уроках, в конкретном случае, уроке, посвященном Японии.