Урок русского языка по теме "Проверка написания слов с парными согласными на конце слова". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • формировать умение, выделять согласные в слове;
  • различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;
  • развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочные, обосновывать написание проверяемого слова.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран или интерактивная доска, компьютер, тесты-карточки у каждого ученика, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на урок пришли весёлые клоуны. Их зовут… Впрочем, вы сами можете узнать их имена расшифровав эти слова:

2 4 5 6 1 3 7
АКЕШМРА

Маркеша

– Соедините первые звуки следующих слов: Карандаш, улитка, звонок, ягода

Кузя

– Ребята, наши клоуны хотят научиться грамотно писать письма своим друзьям. Им нужно многому у вас научиться. Поможем им?

II. Актуализация прежних знаний

– Ребята, Кузя хочет загадать вам загадку:

Его не видно
В руки не взять
Но зато слышно. (Звук)

– Маркеша не умеет различать гласных звуков от согласных. Давайте поможем ему.

– Звуки, которые легко и свободно вырываются наружу, которые можно долго тянуть, называются гласными. (а-а-а, о-о-о, у-у-у,) А звуки, которые встречают преграду при произношении, – согласными. (б, п, в, ф, и т.д.)

III. Игра

Похлопайте столько раз – сколько гласных звуков в словах:

Барабан – 3
Курица – 3
Букварь – 2
Экскаватор – 4
Камыш – 2
Учительница – 5

– Что же мы знаем о согласных звуках? (Согласные звуки могут быть и твердыми и мягкими)
– А теперь давайте составим букет и подарим их нашим гостям. Выбираем цветы, в которых только твердые согласные звуки.

– Еще на какие группы делятся согласные? (Делятся на звонкие и глухие) Сколько же парных согласных? (12)
– Найдите пары: глухие и звонкие согласные. Выпишите их в тетрадь.

Д м з б т ж с п г к

Дети записывают в тетради:

Б В Ж Г Д З
П Ф Ш К Т С

IV. Физкультминутка

Мультимедийная зарядка с клоуном.
Под музыку: «Куда уехал цирк».

V. Новая тема

Сказка про глухих и звонких согласных звуках

В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор.
– В таких словах как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, – твердили звонкие согласные.
– Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, – говорили глухие – попробуйте доказать, – усмехались они.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
И тут на помощь им пришел сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
– Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого слово надо изменить так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: дуб – дубы, обед – обеды, мороз – морозы, – спокойно объяснил король ПРАВИЛО.
Звонкие поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
– Запомните, ребята, правило нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас может одолеть любой враг, – сказало в заключении всемогущее ПРАВИЛО.

Заучивание рифмовки

Парные согласные
Самые опасные
Парный в слове проверяй
Гласный рядом подставляй!

– Ребята, наши клоуны остались в затруднительном положении. Они не могут определить какой согласный надо писать на конце этих слов? Давайте подскажем им с помощью сигнальных карточек буквы, которые пишутся на конце этих слов-картин. (Дети показывают нужные буквы на сигнальных карточках и обосновывают свой выбор).

– А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.

Борт – порт
Сова – софа
Голос – колос
Тень – день
Жар – шар

VI. Закрепление пройденного

– Ребята, наши клоуны принесли с собой фокусы. Давайте их посмотрим.

1 фокус

Найдите проверочное слово в парах:

Бока – бок плоты – плот
Носы – носрога – рог
Плоды – плод снопы – сноп
Стога – стог тазы – таз
Ходы – ходножи – нож

2 фокус

– Какую песню зашифровал Маркеша?

«Шил-пыл у папужки зереньгий гослик»

– Ребята, какой шифр использовал наш гость? (Парные согласные звуки подменил своими парами)

3 фокус

Найдите потерянные буквы у этих слов:

Дру…
Тру…
Наро…
Мос…
Эта…
Моро…

4 фокус

– Многие считают, что правильно и грамотно писать необязательно. Но мы знаем что это не так. Вот Маркеша и Кузя тоже наделали много ошибок, давайте исправим их.

Фамалет
Маразин
Стакач
Мозлята
Пеливан
Олотник
Капусла
Ченточка
Пуловица
Свег
Шулавка
Гавка
Весня
Апфека
Ромната
Лисвок
Вокмал
лумка

VII. Итог урока

– Ребята, пришло время попрощаться с нашими гостями-клоунами. Надеюсь, вам было интересно вместе с ними научиться новым знаниям. И на прощанье они оставляют вам сюрприз – этих матрешек. Давайте расставим их по росту и прочтём, что они хотели нам сказать.

(На матрешках по росту написано слово «спасибо» – сами матрешки перепутаны местами)

Литература:

1. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова «И учеба, и игра» М/2008г.
2. В.Волина «Учимся играя» М/1997.