Цели урока:
- формировать умение, выделять согласные в слове;
- различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;
- развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочные, обосновывать написание проверяемого слова.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран или интерактивная доска, компьютер, тесты-карточки у каждого ученика, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам на урок пришли весёлые клоуны. Их зовут… Впрочем, вы сами можете узнать их имена расшифровав эти слова:
2 4 5 6 1 3 7
АКЕШМРА
Маркеша
– Соедините первые звуки следующих слов: Карандаш, улитка, звонок, ягода
Кузя
– Ребята, наши клоуны хотят научиться грамотно писать письма своим друзьям. Им нужно многому у вас научиться. Поможем им?
II. Актуализация прежних знаний
– Ребята, Кузя хочет загадать вам загадку:
Его не видно
В руки не взять
Но зато слышно. (Звук)
– Маркеша не умеет различать гласных звуков от согласных. Давайте поможем ему.
– Звуки, которые легко и свободно вырываются наружу, которые можно долго тянуть, называются гласными. (а-а-а, о-о-о, у-у-у,) А звуки, которые встречают преграду при произношении, – согласными. (б, п, в, ф, и т.д.)
III. Игра
Похлопайте столько раз – сколько гласных звуков в словах:
Барабан – 3
Курица – 3
Букварь – 2
Экскаватор – 4
Камыш – 2
Учительница – 5
– Что же мы знаем о согласных звуках? (Согласные
звуки могут быть и твердыми и мягкими)
– А теперь давайте составим букет и подарим их
нашим гостям. Выбираем цветы, в которых только
твердые согласные звуки.
– Еще на какие группы делятся согласные? (Делятся
на звонкие и глухие) Сколько же парных
согласных? (12)
– Найдите пары: глухие и звонкие согласные.
Выпишите их в тетрадь.
Д м з б т ж с п г к
Дети записывают в тетради:
Б В Ж Г Д З
П Ф Ш К Т С
IV. Физкультминутка
Мультимедийная зарядка с клоуном.
Под музыку: «Куда уехал цирк».
V. Новая тема
Сказка про глухих и звонких согласных звуках
В одном королевстве жили-были согласные
звуки. Однажды между звонкими и глухими
согласными произошел удивительный спор.
– В таких словах как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД
нужно писать на конце букву звонкого согласного
звука, – твердили звонкие согласные.
– Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, –
говорили глухие – попробуйте доказать, –
усмехались они.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого
главного – правила.
И тут на помощь им пришел сам король – всемогущее
ПРАВИЛО.
– Парные звонкие и глухие согласные надо
проверять. Для этого слово надо изменить так,
чтобы после согласного слышался гласный звук.
Например: дуб – дубы, обед – обеды, мороз –
морозы, – спокойно объяснил король ПРАВИЛО.
Звонкие поблагодарили короля за оказанную им
помощь и пошли мириться с глухими согласными.
– Запомните, ребята, правило нужно учить всегда.
Если вы не будете их знать, то вас может одолеть
любой враг, – сказало в заключении всемогущее
ПРАВИЛО.
Заучивание рифмовки
Парные согласные
Самые опасные
Парный в слове проверяй
Гласный рядом подставляй!
– Ребята, наши клоуны остались в затруднительном положении. Они не могут определить какой согласный надо писать на конце этих слов? Давайте подскажем им с помощью сигнальных карточек буквы, которые пишутся на конце этих слов-картин. (Дети показывают нужные буквы на сигнальных карточках и обосновывают свой выбор).
– А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.
Борт – порт
Сова – софа
Голос – колос
Тень – день
Жар – шар
VI. Закрепление пройденного
– Ребята, наши клоуны принесли с собой фокусы. Давайте их посмотрим.
1 фокус
Найдите проверочное слово в парах:
Бока – бок плоты – плот
Носы – носрога – рог
Плоды – плод снопы – сноп
Стога – стог тазы – таз
Ходы – ходножи – нож
2 фокус
– Какую песню зашифровал Маркеша?
«Шил-пыл у папужки зереньгий гослик»
– Ребята, какой шифр использовал наш гость? (Парные согласные звуки подменил своими парами)
3 фокус
Найдите потерянные буквы у этих слов:
Дру…
Тру…
Наро…
Мос…
Эта…
Моро…
4 фокус
– Многие считают, что правильно и грамотно писать необязательно. Но мы знаем что это не так. Вот Маркеша и Кузя тоже наделали много ошибок, давайте исправим их.
Фамалет Маразин Стакач Мозлята Пеливан Олотник |
Капусла Ченточка Пуловица Свег Шулавка Гавка |
Весня Апфека Ромната Лисвок Вокмал лумка |
VII. Итог урока
– Ребята, пришло время попрощаться с нашими гостями-клоунами. Надеюсь, вам было интересно вместе с ними научиться новым знаниям. И на прощанье они оставляют вам сюрприз – этих матрешек. Давайте расставим их по росту и прочтём, что они хотели нам сказать.
(На матрешках по росту написано слово «спасибо» – сами матрешки перепутаны местами)
Литература:
1. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова «И учеба, и
игра» М/2008г.
2. В.Волина «Учимся играя» М/1997.