Цель занятия:
- развивать у детей стремление к познанию, умение сравнивать, анализировать, обобщать
- формировать представление о культуре Индии
- познакомить с яркими представителями фауны Индии: слон, тигр, павлин, кобра и другие
- обогатить словарный запас дошкольников
- развивать умение управлять своим телом, координацию движений
- формировать навык расслабления и концентрацию внимания
- укреплять мышечный корсет
- развивать гибкость и пластику тела
- воспитывать осмысленное отношение к собственному здоровью
Предварительная работа:
- Чтение произведений Р. Киплинга: «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави».
- Просмотр мультипликационных фильмов: «Слоненок», «Почему у носорога шкура в складках», «Битва», «Ракша».
- Презентация видеопроекта: «Экскурсия по Индии».
- Знакомство с национальными индийскими костюмами.
- Совместная работа воспитателя с семьей: конкурс-выставка работ: «Чудесные традиции Индии». («Укрась священную корову», «Новогодний оберег из риса», «Самое модное сари» и т.д.).
- Создание коллажа, как итога накопления знаний в ходе «Недели Индии».
- «Что в имени твоем», занятие о самых интересных и необычных именах индийцев.
- Дети посещали студию «Йожики» 3 месяца.
Инвентарь: коллаж «Эта удивительная Индия», кукла в национальном индийском костюме, контурное изображение животных, кувшин с индийским орнаментом, грим для бинди, коврики для занятий йогой, ремни, памятные медали с изображением животных индийской фауны, национальные индийские костюмы для взрослых, фрагменты национальных индийских костюмов для детей, музыка для релаксации.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входит в зал.
Воспитатель обращается к гостям: Я
приветствую вас в том месте где встречаются, наши
сердца, намастэ.
Дети здороваются с гостями: Намастэ.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по сказочно-красивой, очень древней стране, в которой вечно царит лето – Индии. Что вы можете мне рассказать об Индии? Что интересного вы узнали? Вспомните, какие праздники больше всего любит индийский народ? (Ответы детей).
– Правильно, любимый праздник, это Холи, праздник сбора урожая. Это самый яркий и веселый праздник, потому, что в этот день люди обсыпают себя и других разноцветными красками. Украшают своих слонов и коров. А зачем же украшать коров? (Ответы детей).
– Да, ребята, потому что в Индии корова считается священным животным. Люди с уважением относятся к ним, считая их своими кормильцами. В Индии корову нельзя обижать даже словом, и наказание за это может быть очень суровым.
– А кто помнит любимый праздник индийских детей? (Ответы детей). Пенгал, молодцы! А почему? (ответы детей). Четыре дня можно делать, что угодно и ругать их ни кто не будет. Вот бы нам такой праздник, согласны?
– Ребята, а что вам запомнилось из достопримечательностей Индии? (Храм Тадж-Махал, он был построен очень богатым купцом в честь любви к своей красавице жене, и строил он этот храм 22 года, и главное украшение 22 купола. Очень красив храм Лотоса, он построен в виде цветка лотоса)
– Ребята, а как называется платье индийской
женщины? (Ответы детей). Правильно, сари. Сари
стараются сшить из ткани яркого цвета и украшают
его различными способами: лентами, бусинами,
вышивкой, цветами.
Индийские дети, так же как и вы, очень любят
играть. Я предлагаю вам, поиграть в веселую игру,
«Поймай дракона за хвост» (Ребята становятся в
колонну, друг за другом, руки кладут на плечи
впереди стоящему. Первый, водящий игрок – голова
дракона, последний в колонне ребенок – хвост
дракона. Голова пытается поймать хвост.)
– Отлично поиграли.
– А сегодня мы отправимся в индийские джунгли, и повстречаемся с самыми яркими представителями животного мира. А кто они вы узнаете сами. Внимание на экран. (Игра – «Трафареты». Контурное изображение животных: индийский слон, тигр, обезьяна, кобра, азиатский лев, носорог, пантера, антилопа). В джунглях обитает много животных, но все они тут перепутались, я не могу никого узнать, помогите мне. Кого вы узнали? (Ответы детей).
– Народ Индии заботится, охраняет, поклоняется своим животным, и стремятся быть такими же сильными, гибкими, ловкими, терпеливыми. Для того чтобы быть такими, индусы занимаются йогой. Ребята, а вы хотите побывать в Индии и стать йогами? (Ответ детей). Закроем глаза и произнесем волшебное заклинание:
Инди-минди, хинди-чпок,
Появись пред нами йог!
Звучит индийская музыка, и из-за кувшина-декорации появляется Йог.
Йог: Намастэ, уважаемые дети! Намастэ, дорогие гости! Я слышала, ваше желание стать сильными, гибкими, ловкими. И с удовольствием посвящу в йогов! За ваше стремление, я награжу вас одним из главных украшений индусов – бинди.
Звучит музыка, происходит обряд посвящения (йог рисует бинди каждому ребенку), во время которого происходит беседа между детьми и педагогом.
– Ребята, а вы знаете, что это за украшение,
бинди? (Ответы детей). Правильно это
небольшая точка на теле. Ее рисуют. Это может быть
украшение из драгоценных металлов, наподобие
маленькой брошки. Я вам рисую бинди синего цвета,
а у меня красного. Вы знаете почему? (Ответы
детей). Правильно, у взрослых женщин это
украшение красного цвета, а у ребят синего.
– А теперь, мои друзья, мы приготовимся к занятию.
Главным нашим помощником станет коврик для
занятий йогов.
Дети берут коврики и расстилают, садятся в Сукхасану (удобную позу).
Дыхательные упражнения и асаны, используемые в занятия даны в Приложении 1.
Йог: Дорогие ребята, я хочу вам рассказать сказку. Про одну кошечку. Ее звали старинным индийским именем… каким? (Предложить детям дать имя кошечке, например Ранни)
1. Жила была кошечка. И звали ее Ранни. Однажды проснулась она от того, что солнечные лучики стали припекать ей шерстку. Воздух был чист и свеж. И ей захотелось вдохнуть его (дыхательные упражнения).
2. Кошечка вышла из своего дома, и обрадовалась. «Какая ясная погода и яркое солнце». Она решила поприветствовать солнышко (Выполняется комплекс «Сурья Намаскар» – «Приветствие солнцу»).
3. Отправилась кошечка в путешествие, и вдруг... увидела, как в траве кто то ползет. Это была кобра. Кобра раскрыла свой капюшон, чтобы поздороваться с кошечкой («Кобра», Бхуджангасана).
4. Вступила кошечка в траву, и спугнула кузнечиков, которые весело отпрыгнули от нее («Кузнечик», Шалабхасана).
5. Весело стало кошечке, и она отправилась дальше. На ее пути протекала широкая река Ганг. И она увидела своих старых друзей. Красивых и величавых птиц – Лебедей («Лебедь», вариация Шалабхасаны, с разведенными в сторону руками.)
6. Очень захотелось кошечке поздороваться с лебедями. Она решила сесть в лодку и поплыть к ним («Лодка», Навасана )
7. Прыгнула кошечка в лодку, но промахнулась и оказалась в воде. Рассердилась кошечка. Но потом передумала, потому что уж очень у нее было хорошее настроение («Кошечка», Бидаласана).
8. Пока кошечка плыла в лодке, она видела как рыбаки вытаскивали сети с рыбой (упражнение с ремнями).
9. Рыбаки поймали много рыбы. А кошечка очень любила лакомиться рыбкой. И рыбаки угостили ее («Рыба», Матсьясана).
10. Вдруг в воздухе раздался громкий рык. Царь зверей – лев, вышел на охоту («Лев», Симхасана ).
11. Испугалась кошечка и побежала куда глаза глядят. Бежала, бежала и встретила… Сделать позу раньше, чем назвать ее, предложить детям догадаться самим («Корова», Гомукхасана ).
12. Пожелала кошечка хорошего дня корове, и отправилась дальше. Вдруг она услышала странное шипение. Это коварная змея ползла в траве, искала свою норку. (Скручивание).
13. Кошечка была очень смелая, но встрече со змеей была не рада и очень быстро забралась на дерево. («Поза дерева», Врикшасана).
14. А на дереве жила старая знакомая кошечки – обезьянка. Она очень любила танцевать. Она была просто, королева танцев («Король танцев», Натараджасана ).
15. Сидя на дереве, кошечка оказалась ближе к небу. Она подняла глаза и увидела орла, высоко парящего под облаками. Орел подлетел к кошечке, чтобы поздороваться («Поза орла», Гарудасана).
16. Кошечка рассказала орлу о своих приключениях. Орел похвалил ее и сказал: «У тебя сегодня был очень хороший день, наверное ты устала?». «Да», ответила кошечка. «Мне надо отдохнуть». Кошечка легла на травку, закрыла глаза и подумала: «Как же хорошо на свете жить» (Дети ложатся на спину, и отдыхают под спокойную музыку.)
Йог: Вы действительно настоящие йоги. Мне было очень приятно заниматься с вами. Я внимательно смотрела на вас и хочу вас всех похвалить и наградить.
Каждому ребенку наклеить на футболки самоклеющиеся значки. «Сильный, как индийский слон»; «смелый, как азиатский лев»; «стремительный, как бенгальский тигр»; «настойчивый, как индийский носорог»; «стойкий, как красный волк»; «изворотливая, как бенгальская лиса»; «изящная, как индийская пантера»; «быстрая, как королевская кобра»; «грациозная, как индийская антилопа»; «маневренная, как мандаринка».)
Йог, дети, воспитатель прощаются с гостями и уходят.