Общешкольное мероприятие "Экологическая бродилка. Праздник сороки и день птиц"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: побуждение в детях интереса к русскому фольклору, знакомство учащихся с многообразием птиц, значением птиц в природе и жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с основными приметами прихода весны;
  • объяснить понятия «день весеннего равноденствия». «Сороки», «жаворонки», «День птиц»;
  • приобщить к традициям народного фольклора;
  • приобщение детей к истокам русской народной культуры;
  • расширение кругозора учеников о мире пернатых;
  • развитие наблюдательности, творческого потенциала учащихся.

ХОД ПРАЗДНИКА

При подготовке к празднику учащиеся 7-х классов участвовали в акции «Накорми птиц зимой»Для этого они  изготовили и развесили кормушки для птиц в окрестностях школы (Приложение 1)

Учащиеся 1-4 классов рисовали птиц, а учащиеся 5-9 классов изготовили стенгазеты, листовки о птицах (Приложение 2)

В библиотеке была устроена выставка , посвященная Дню птиц (Приложение 3)

 Перед праздником учащиеся1-4 выбирали птичку и готовили защиту о ней, а учащиеся 10-11 классов готовили лекторий , мастер классы и подбирали вопросы для орнитологической бродилки

Программа орнитологической бродилки

1. Лекторий «Священные птицы»

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

2. Вопросы мудрой совы (учащиеся отгадывали загадки о птицах)

Что за кузнецы в лесу куют?

(Дятел)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует.

(Воробей)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.

(Петух)

 

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...

(Cовы)

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

(Дятел)

Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.

(Петух)

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.

(Курица с цыплятами)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...

(Дятел)

3. О тех кто летает (учащиеся защищали выбранную ими птичку, рассказывали о ней, читали стихи, пели песни)

4. В гостях у леса (ребята показали свои знания правил поведения в природе)

Основные правила поведения в природе

!  Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.
!  Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся с взрослыми, можно ли употреблять их в пищу.
!   Во время наблюдения не стоит подходить близко к трух­лявым деревьям, они могут представлять опасность.
!   Прислушайся, если хочешь знать, какие звуки издает жи­вотное или растение. Рассмотри, если хочешь узнать поболь­ше об окраске или величине растения или животного; погладь, если хочешь узнать свойства поверхности. То, что ты увидел, запомни. Поделись тем, что узнал, с другими, чтобы взрослые и сверстники могли понять и порадоваться вместе с тобой.
! Обращай внимание на состояние животного, растения или человека. Если животное чем-то раздражено, не спеши брать его на руки – это довольно опасно. По состоянию рас­тения ты можешь определить, нужна ли ему твоя помощь.
!   Если можешь, зарисуй то, что узнал и увидел. кающей воздух, и не изящная шляпка из синтетики, а панамка из хлопка или шляпка из соломки, чтобы кожа головы дышала.

5. Следствие ведут знатоки (учащиеся познакомились со следами птиц; послушали и постарались отгадать пение птиц)

След белки                          След оленя

                след белки                                                             след оленя

След перепела              След глухаря

cлед перепела                                        след глухаря

6. Приметы старины глубокой (учащиеся называют весенние приметы, весенние заклички)

По окончании праздника каждый класс получил благодарность  за участие.
Между мероприятиями выступил отец Александр, поведавший учащимся о подвиге сорока Севастийских мучеников, в честь кого назван праздник Сороки

Приложение 4

Мастер-классы для учащихся 5-9 классов

Перед праздником учащиеся были разделены на группы и каждая группа выполняла определенные действия в соответствии с целью своего занятия

Лекторий «Священные птицы»

Знакомство с фантастическими, мифологическими птицами Сирин, Гамаюн, Феникс, Алконост и др.

Следствие ведут знатоки

Дети отгадывали  птиц по пению, учились изготавливать лебедей из бумаги методом оригами.

Пасхальная радость

Учащиеся-художники расписывали шаблоны яиц, знакомились с интересными рисунками для росписи пасхальных яиц.

Приметы старины глубокой

На этом мастер-классе учащиеся учились лепить жаворонков из теста, изготавливали журавликов на счастье.

Строим дом для птиц

Школьники под руководством старшеклассников изготовили скворечники.

По окончании были подведены итоги и каждый класс получил благодарность за участие.