Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока. Закрепление знаний.

Представление о результатах.

Личностные:

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, к умению определять падеж и склонение существительных;
  • осознание значимости данного умения для правильного написания безударного окончания существительных.

Метапредметные результаты:

  • познавательные и регулятивные – целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
  • умение структурировать знание;
  • коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • систематизировать знания о типах склонения и о способах проверки безударных падежных окончаниях;
  • развивать речь учащихся, мышление;
  • воспитывать аккуратность в работе

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности через обобщение знаний о безударном окончании существительных

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для индивидуальной работы, игра «Спринт», тренажер по русскому языку, Начальная школа Кирилла и Мефодия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент Проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний

На доске

Белый снег пушистый,
В воздух_ кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…

Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугроб _ горе,
А ребятам смех

3. Сообщение темы и задач урока Прочитать стих.
Что здесь нужно сделать?
Значит тема нашего урока. Правописание безударных окончаний существительных.
Что нужно знать, чтобы написать окончание существительных?
Сегодня на уроке мы должны:
  • обобщить знания о склонении и падежах существительных;
  • о способах проверки;
  • развивать навыки самостоятельной работы.
4. Минутка чистописания

магнитофон

Кто написал это стихотворение?
Сс
Суриков
Писать слова и буквы будем под музыку известного композитора Чайковского.
5. Словарная работа

На доске

н о я б
о к е р
л а г ь
о б е д
с и н а

В этом «волшебном квадрате» спрятаны словарные слова. Найти эти слова. Записать в тетрадь, определить склонение. Поставить слова в П.п.

6. Синтаксический разбор предложения Составьте с одним из словарных слов предложение.
(В декабре снег пушистый летит на дворе.)
У дома растёт осина.
7. Закрепление

Работа у доски

На улице зима, Летят белые снежинки. И мы сегодня будем ловить эти снежинки. Кто поймает больше – оценка выше.

(на доске)

Итак, первые снежинки.

Стоять у рек…
Играть на площадк..
На краю деревн…
О родном город..
Около опушк…
Любимой мам…

Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание?

Повторение склонения

Работа по группам

1 гр. – у доски
2 гр. – за компьютером

Выписать существительные 1 скл. 2 скл. 3 скл. в три столбика

На флейт_ на роман_ по мишен_
К походк_ о дворник_ в мебел_
В суматох_ в беседк_ у двер_

Вставить орфограммы (безударные гласные)

Были допущены ошибки. Как вы думаете, почему?
Чередующие корни и непростые слова будете изучать в 5 классе.

8. Физминутка для глаз «Зарядка для ума»  
9. Самостоятельная работа с взаимопроверкой 1 группа: списать пословицы, вставить окончание; определить склонение и падеж.

Грамот_ учиться - всегда пригодится.
Не спрашивай у кошк_ лепешки.
По пташк _ и клетка.

2 группа: измени словосочетания так, чтобы имена существительные стояли в Д..п.

Бежал от калитки -------
Бегают у стадиона ----
Идёт на перрон ----
Стучит о стол -----

Взаимопроверка (индивидуальная работа по карточкам) Обменялись тетрадями и по образцу проверили.

1. Грамоте_ учиться - всегда пригодится.
Не спрашивай у кошк _ лепешки.
По пташке _ и клетка

2. Бежал от калитки -------бежал к калитке
Бегают у стадиона ----бегают по стадиону
Идёт на перрон ----идёт по перрону
Стучит о стол -----стучит по столу.

А какой есть ещё способ проверки написания окончаний?

10. Коллективная работа Просклонять существительные (устно)

Лиса кот печь

Эти слова с каким окончанием?
Они могут быть проверочными? Почему?

Вставить окончание и записать в тетрадь.

Падежи 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. ы-и а-я и
Д.п. е у-ю и
П.п е е и
11. Игра «Спринт»  (с самопроверкой)

Написать окончание

(на асфальт_, по дорог_, в город_, в зелен_, от бол_...)
1) из пустын_
4) о жизн_
7) о честност_
2) о вечер__
5) о дружб __
8) в темнот__
3) на тропинк_
6) о помощ –
9) по дедушк_ в песн_
12. Работа над орфографической зоркостью Исправить ошибки.

За ошибкой около доярке
о цыгане в Казане
в халати за удачей

Списать.

13. Резерв урока Составь и запиши словосочетание

Звено (цепь), ветка (Облепиха), лист (тетрадь), ходили ( веранда), шли (тропинка), играл (шахматы)

Вставить окончание. Проговорить скороговорки.

Списать по вариантам.

Повтори без запинк_:
На осинк_ росинк_
Засверкали утром
Перламутр_.
Из-под пилк_ сыплются опилк_

14. Итог урока Вывод.

На уроке я научился ___________
повторил ____________
закрепил_____________
У меня получилось____________
не получилось_______________