Учебник Н.Я. Виленкина «Математика 6 класс».
Цели урока:
- Развивающие цели: обеспечить усвоение учащимися понятие взаимно обратных чисел, развивать навыки нахождения взаимно обратных чисел для натуральных чисел, неправильных дробей, для десятичных дробей. Развивать у учащихся навыки применения аналогии, обобщения, память, мышление.
- Образовательные цели: изучить понятие взаимно обратные числа, закрепить навыки нахождения взаимно обратных чисел, сформулировать правило взаимно обратных чисел, применить при более сложных ситуациях, отрабатывать умение решать уравнения нового типа.
- Воспитательные цели: через коллективно-творческий труд на уроке воспитать чувство ответственности, собранности, радости, сопереживания успехам своих одноклассников, усердие.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид урока: комбинированный.
Виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, документ-камера.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Мотивация учащихся к уроку, постановка целей и задач урока)
2. Анализ контрольной работы. (Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок)
3. Устная контрольная работа (Задание практикуется через документ-камеру на интерактивную доску. Ученики записывают только ответы под соответствующим номером. Проверить в парах (взаимопроверкой) и демонстрировать на доске.)
4. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым понятием взаимно обратных чисел.
5. Изучение нового материала:
- Вычислить:
- Игра: вставьте пропущенное число.
Два числа, произведение которых равно единице,
называются взаимно обратными.
Приведите примеры взаимно обратных чисел.
Какое число будет взаимно обратным к правильной
дроби, к неправильной дроби, натуральному числу?
Как найти взаимно обратное число к десятичной
дроби?
Как записать число, обратное числу ?
Какие условия должны соблюдаться для чисел a, b
? (a ≠ 0; b ≠ 0)
Записать в тетрадях:
– взаимно
обратные числа, так как
6. Закрепление изученного материала:
1. № 577 (а-в) стр. 94 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).
– Как доказать, что данные числа
являются взаимно обратными? ( Выполнить
умножение, если произведение этих чисел
равно 1, то числа являются взаимно обратными. )
(Ответ: а) да; б) нет; в) да. )
2. № 580 стр. 95 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях).
– Что неизвестно в уравнении? (Второй
множитель.)
– Как найти неизвестный множитель? (Произведение
разделить на известный множитель.)
– Возникла проблема: мы не умеем делить на
дробные числа.
Как по-другому можно решить это уравнение? (Так
как произведение равно единице, то второй
множитель будет являться числом, обратным
первому множителю.)
Решение уравнений д) и е) основано
насвойстве единицы при умножении.
Ответ:
7. Физкультминутка: Ребус.
Отгадайте ребус:
(Дробь )
Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить!
8. Работа над задачей:
Завод изготовил сверх плана 120 телевизоров. этих телевизоров отправлено строителям гидростанции, а 80% остатка – в рисоводческий совхоз. Сколько телевизоров было отправлено в рисоводческий совхоз?
– Запишем краткую запись:
Ответ: 24.
9. Самостоятельная работа:Дидактические материалы.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
№ 131 (стр. 12) |
№ 131 (стр. 39) |
Собрать тетради !!!
10. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что осталось непонятным?
- Объявить оценки
11.Домашнее задание: §16, выучить правило; № 590 (б), № 592 (а-в), № 593 (стр. 96)
Дополнительно: Написать эссе по словам Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь, числитель которой…»
Литература.
- Математика, 6 класс. (Учебник Н.Я. Виленкин и др.)
- Поурочные разработки по математике, 6 класс (В.В. Выговская )
- Дидактические материалы по математике, 6 класс (А.С. Чесноков и др.)