УМК: «Школа 2100»
Учебник: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова «Математика»
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода.
Основные цели:
- сформировать представление о новой единице измерения длины – дециметре, и его соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром;
- сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в дециметрах; умение сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах десяти;
- содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова; компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный материал: эталоны.
Раздаточный материал: модель сантиметра:
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа творческих работ учащихся;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Мы начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. Я желаю вам удачи! (Эмоциональный настрой детей)
На доске открыт девиз урока: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится! (Презентация)
– Прочитайте девиз урока. «Без труда
не вытащишь и рыбку из пруда» Как вы его
понимаете?
– В чем заключается ваш труд? (В учении)
– А что для вас означает учение (Открытие новых
знаний.)
– Как должны действовать на уроке, когда
открываете новое знание? (Мы должны сделать два
шага: понять, чего мы не знаем, и самим открыть
способ) (слайд)
– Я хочу пожелать не бояться работы на уроке и
тогда у вас все получится (слайд)
– Ребята, нам нужно заказать новые парты в класс.
Скажите, а что для этого надо?
– Правильно! Для того чтобы заказать новые парты,
нужно знать точные размеры их.
– А какие единицы длины мы уже знаем? Назовите.
(см)
– Что нужно, чтобы открыть новое знание?
(Вспомнить раннее изученное, что важно для этого
урока)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Цели:
- повторить запись, сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах десяти, приёмы измерения и построения отрезков;
- активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Построение и сравнение длин отрезков.
– Вспоминаем то, что важно для урока (слайд)
Работа по учебнику с 72 №1 (в парах)
– Ребята, что нужно сделать в данном номере? (Измерить
отрезок).
– А теперь начертите этот отрезок у себя в
тетради с объяснением.
(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 ставлю первое ограничение, отмеряю 10 сантиметров, ставлю второе ограничение и провожу отрезок, равный 10 см.).
– А теперь друг с другом поменяйтесь тетрадками, возьмите эталоны и проверьте их с чертежами.
Проверка по эталону.
Самооценка пар.
– С этим мы справились.
2) Задание для пробного действия.
– А сейчас нам необходимо измерить длину и ширину вышей парты.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
- создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;
- организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Давайте думать. Чем это задание похоже на
предыдущее? (В обоих заданиях надо сравнить
отрезки.)
– Чем отличаются эти задания? (В предыдущем
задании мы измеряли короткие отрезки, а эти –
длинные.)
– Что же в этом задании для вас новое? (Надо
измерить длинные отрезки.)
– Какой единицей измерения мы можем
пользоваться? (см)
– Возьмите модели 1 см, поработайте парами, 2 пары
начинают мерить ширину и длину парты. (Время
ограничено)
– Пары готовы?
– Расскажите, как вы измеряли отрезки, и когда
почувствовали неудобство? (Мы прикладывали
мерку и считали, сколько раз она уложится в
отрезке…
– Отрезки очень длинные, а модель сантиметра
короткая, поэтому мерить неудобно, долго,
получается неточно…)
– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать
бoльшую единицу измерения длины.)
– В чём же причина вашего затруднения? (Нам
неизвестна бoльшая единица измерения длины.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;
- согласовать тему урока;
- создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Кто знает, как называется следующая за
сантиметром единица измерения длины? (Дециметр.)
– Это – тема нашего урока: «Дециметр».
– Вспомните, наши действия при измерении парты.
– Как вы думаете, какая бы единица измерения
длины помогла бы им это сделать? (дм) Почему?
– Как вы думаете, где удобно использовать
дециметр в жизни? (На уроках труда при
построении чертежей, строителям при измерении
дверей, окон, при измерении длинных отрезков и
т.д.) (слайд)
– Проверим себя! Слайд-проверка
– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой
единице измерения длины – дециметре, научиться
измерять дециметром длины бoльших отрезков,
сравнивать и т.д.)
– Выберем способ для того, чтобы узнать о новой
единице измерения длины – дециметре.
– Какой? (Личный опыт, учебник, учитель может
помочь)
5. Реализация построенного проекта
Цели:
- организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением дециметра;
- зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Начинаем действовать. Как вы думаете, из
скольких сантиметров удобно образовать новую
укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10
сантиметров.)
– Прочитайте правило на стр.72 в рамке.
– Что же вы узнали о дециметре? (Это единица
измерения длины, в 1 дециметре 10 сантиметров)
– Для чего нужен дециметр? (Для измерения
длинных отрезков; для измерения больших
расстояний)
Практическая работа с. 72 №2: (в парах)
Измерьте отрезки и постройте и начертите их в тетради.
Проверка по эталону.
Самооценка пар.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Чтобы ваши знания о дециметре стали
более прочными, что надо сделать? (Надо
потренироваться.)
– Выполним задание на стр.72 № 3 (с объяснением)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторить решение задач на нахождение целого.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Скажите, а где вам могут пригодиться
знания о дециметре? (При решении задач.)
– Решим задачу. № 5 , стр. 72. (на слайде)
– Прочитайте задачу.
– Что вам известно?
– Что неизвестно?
– Как называется такой вид задач? (На
нахождение целого)
– Начертите схему этой задачи, решение и ответ в
тетрадях.
(Проверка по эталону)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Теперь настало время проверить, сможете ли вы
применить новое знание о дециметре в сам работе.
На выполнение задания даётся ~ 2 минуты.
– Выполним задание на стр.72 № 4
– Проверьте себя по эталону. (слайд)
– Какие возникли затруднения? (Запутались в
соотношении единиц длины.)
– Повторите его. (1 дм = 10 см.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;
- создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
- зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
- организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– А сейчас блиц-опрос
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать
новую единицу измерения длины.)
– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы
достигли цели, т.к. познакомились с дециметром и
узнали, что в одном дециметре 10 сантиметров.)
– Где в жизни могут пригодиться знания единиц
длины?
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу.
Домашнее задание: придумать задачу, применяя единицу длины дециметр.