Развитие речи детей средней группы. Тема: "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками



Цель: закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закреплять знания детей о приметах зимы.
    • учить отгадывать загадки.
    • учить работать в коллективе.
  • Развивающие:
    • развивать диалогическую речь.
    • закреплять произношение гласных звуков [а, о, у, и, ы].
    • развивать артикуляционный аппарат.
    • знакомить с новыми словами и их значением.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к природе.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».

Оборудование: Конверт с письмом, костюм сороки, магнитофон, запись голоса сороки, запись спокойной музыки. Зеркала по количеству детей. Незаконченная коллективная аппликация «Дерево зимой», клей-карандаш, кусочки ваты.

Предварительная работа:

  • Беседа о зиме, о том, какие изменения происходят в природе.
  • Рассматривание иллюстраций «Природа зимой».
  • Рассматривание альбома «Птицы».
  • Знакомство с гласными звуками.
  • Коллективная аппликация «Дерево зимой».

Ход НОД.

1. Игра «Превращения» (дети «стайкой» стоят около воспитателя)

Воспитатель:
– Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращения». Давайте превратимся в пчёлок. Как они жужжат? (ж-ж-ж).
– Скажите и покажите как дует ветер? (ш-ш-ш).
– А давайте превратимся в комариков. Как они звенит? (з-з-з).
–Теперь превратимся в воздушные шары. Как они сдуваются? (ш-ш-ш).
– Полетим как самолёты (л-л-л).
– Послушайте, водичка бежит (с-с-с).
– Молодцы, хорошо умеете превращаться.

2. Раздаётся стук в дверь (звучит фонограмма голоса сороки).

Воспитатель:
– К нам кто-то стучит? Чей это голос? Как вы думаете?
Влетает «сорока».
Сорока:
– Здравствуйте, дети (дети здороваются)
– Я, Сорока-белобока летала в тёплые страны в гости. Там всегда тепло и мои друзья, птицы и звери совсем не знают что такое зима. А вы знаете? (Да)
Воспитатель:
– А мы сейчас проверим. Отгадайте загадки:

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Белая морковка
Зимой растёт. (Сосулька)

Сорока:
– Молодцы, все загадки о зиме отгадали. Вот бы друзья мои из тёплых стран узнали всё о зиме.
Воспитатель:
– Дети, как мы можем рассказать друзьям сороки о замечательном времени года – зима? (послать фотографии, написать письмо, открытку, нарисовать рисунки…)
– А давайте напишем письмо о зиме, а сорока отнесёт его в теплые края своим друзьям. Присаживайтесь на стульчики и отвечайте на мои вопросы.
– За осенью идёт что? (зима)
– Дует студёный… (ветер). А что значит «студёный», кто скажет? (холодный, морозный, ледяной …)
– Стали совсем короткими … (дни)
– На улице метёт… (метель) Скажите, пожалуйста, что такое метель? (это сильный ветер со снегом…)
– На реках и озёрах толстый и прозрачный… (лёд) Что такое лёд? (вода, которая замёрзла…)
– По земле несётся белая… (позёмка). Как вы понимаете слово позёмка? (ветер дует и по земле снег сдувает…)
– Кружатся лёгкие и пушистые… (снежинки…)
– Вот какое письмо у нас получилось, помогайте мне его рассказать: « За осенью наступила зима. Дует студёный ветер, метёт метель и несётся по земле белая позёмка. На реках и озёрах толстый и прозрачный лед. Кружатся лёгкие, пушистые снежинки…»
Сорока:
– Какое замечательное письмо. Слова такие красивые – снежинки, позёмка…
Воспитатель:
– Уважаемая сорока, наши дети знают и вот такое стихотворенье.

Дети становитесь в круг.

Физкультминутка

– Солнце землю греет слабо (руки вверх)
– По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
– Во дворе у снежной бабы (повороты)
– Побелел морковный нос (ладонью прикрыть нос)
– В речке стала вдруг вода
– Неподвижна и тверда (прыжки на месте)
– Вьюга злится, снег кружится (кружатся)
– Заметает всё кругом
– Белоснежным серебром (движения руками из стороны в сторону).

3. Дидактическое упражнение «Забавные звуки»

Воспитатель:
– А сейчас мы с вами вспомним гласные звуки. Возьмите зеркала.
– Посмотрите в зеркало и скажите звук [А]. Это красивый звук (широко откройте рот).
– Теперь покажите звук удивления [О] (губы округляем).
– Скажите, как гудит паровозик [У] (губы трубочкой).
– Покажите радостный звук [И] (губы растягиваем в улыбку).
– Как мы сердимся? [Ы] (нижнюю челюсть опускаем вниз)
– Спасибо, мы с вами вспомнили гласные звуки.

4. Коллективная работа. Аппликация «Дерево зимой».

Воспитатель:
– Сорока-белобока, а ребята сейчас изготовят картину о зиме в подарок для твоих друзей. У нас есть незаконченная работа «Дерево зимой». Дети, чего не достаёт в этой работе? (Снега). А из чего мы сделаем снег? На что он похож? Давайте возьмём кусочки ваты и приклеим и на веточки, и под деревом…
Воспитатель:
– Уважаемая сорока, письмо и подарок для твоих друзей мы приготовили.
Сорока:
– Спасибо, ребята. Я обязательно отнесу ваш подарок и письмо в тёплые страны. Мои друзья узнают о прекрасном времени года – зима. До свидания, ребята!