Пояснительная записка
Каждый год тысячи юношей и девушек, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. Причинами этих затруднений является то, что подавляющая часть школьников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» сказано: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации». Мой опыт работы показал необходимость создания проектной лаборатории, так как сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач школьного образования. Выпускники школ должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами и сформированными компетентностями, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Предполагаемые занятия по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов рассчитаны на 17ч в год. Для более эффективной подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля целесообразно сочетать данные занятия с предпрофильными курсами профессионального самоопределения. Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в определении форм, методов, приемов работы в данном направлении.
В процессе преподавания используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, круглый стол, дискуссионный клуб, индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, презентации профессий, интерактивные тесты и др.
Цель занятий – способствовать обоснованному выбору школьниками различных видов деятельности и форм занятости, оптимально соответствующим их личным склонностям, интересам, способностям, а также потребностям рынка труда в Поволжье, способствующим повышению учебной мотивации, развитию аналитического и творческого мышления, эффективному профессиональному самоопределению, планированию карьеры.
Задачи:
- Повышение профессиональной грамотности школьников через:
- Вовлечение в модельные (творческие, исследовательские) и игровые ситуации, раскрывающие характер профессиональной деятельности и профессиональных требований;
- Реализация индивидуальных проектов профориентационного содержания;
- Подготовка школьников к адекватному профессиональному самоопределению; формирование у них положительного отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности построению карьеры;
- Развитие способности в профессиональной адаптации, формирование навыков уверенного поведения в современных социально-экономических условиях; повышение конкурентно способности выпускников школ;
- Развитие творческих способностей к исследовательской деятельности через активизацию учебно-практической и научно-исследовательской деятельности школьников;
- Пропаганда научных знаний через совершенствование методики исследовательской и проектной деятельности;
Тематический план курса
№п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Теория
|
Практика
|
|||
1 | Введение: понятие учебного проекта. Методический паспорт учебного проекта. | 1 | ||
2 | Методика осуществления учебного проекта | 0,5 | 1 | |
3 | Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений» | 1 | 1 | |
4 | Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций | 2 | ||
5 | Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы» | 1 | 3 | |
6 | Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» | 1 | 2 | |
7 | Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты ( буклета) в соответствии с запросами рынка труда». | 2,5 | ||
8 | Презентация работ. | 1 | ||
4,5 | 12,5 | |||
Итого: | 17 часов |
Содержание курса
Тема 1. Введение (1ч.)
Цели и задачи курса. Специфика занятий. История
возникновения и развития метода учебных
проектов. Основные понятия. Методический паспорт
учебного проекта. (Приложение 1).
Тема 2. Методика осуществления учебного проекта
(1,5ч.).
Этапы работы методом проектов. Погружение в
проект. Обеспечение осуществления учебного
проекта. Формы презентаций.
Тема 3. Мини-проект «Карта индивидуального
развития коммуникативных умений» (2ч.).
Памятка планирования деятельности для развития
коммуникативных умений. Методика Т. В.
Черниковой «Личностное портфолио
старшеклассников». Мониторинг развития
коммуникативных способностей в течение 6 месяцев
(по материалам журнала «Школа и производство»
№1/2012г. Приложение 2).
Тема 4. Дискуссионный метод: обсуждение
специально подготовленных ситуаций.
Актуализация значимых проблем. Вопросы
ценностно-смыслового самоопределения на
современном рынке труда, вопросы
профессионального самоопределения.
Тема 5. Мини-проект «Схема построения личной
профессиональной перспективы» (4ч.)
Конкретизация понятия «профессиональное
самоопределение». Схема построения ЛИЧНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ (ЛПП), предложенная
Е.А. Климовым и модифицированная Н. С.
Пряжниковым. Обработка результатов (работа в
группе, индивидуально) (Приложение
3).
Тема 6. Мини-проект «Мой вариант продолжения
образования». (3 ч.)
Алгоритм проекта: исследовательский;
технологический этап; рефлексивно-оценочный
этап. (Приложение 4).
Тема 7. Мини-проект «Разработка и создание
образовательной карты (буклета) в соответствии с
запросами рынка труда» (2,5 ч.).
Система профессионального образования в
Поволжье. Экскурсия в начальные
профессиональные образовательные
учреждения. Разработка и создание
образовательной карты (буклета).
Тема 8. Презентация работ (1 ч.).
Оценка оказанного воздействия (предполагаемый результат).
Готовность учащегося к осуществлению
осознанного выбора индивидуальной траектории
последующего профессионального образования.
Диагностика профессионального самоопределения
учащихся по Г. К. Селевко:
- Анкетирование по профессиональному самоопределению с целью получения информации об интересах учащихся;
- Определение личностных изменений учащихся (самооценка, самостоятельность);
- Диагностика и мониторинг уровней сформированности у учащихся профессиональной направленности;
- Мониторинг ценностных установок;
- Расширение пространства социальной реализации учащихся (участие в различных публичных презентациях: научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов в социально-значимых программах разного уровня);
- Увеличение % поступления учащихся в учебные заведения профессионального образования.
Список литературы
1. Журнал «Школа и производство» №1 2012 год – М.:
«Школа-Пресс».
2. Журнал «Профильная школа» Бобровская Л. Н.,
Сапрыкина Е. А., Просихина О. Ю. Дневник
профессионального самоопределения школьника 8-9
классы – М.: «Глобус», 2008.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.:
Просвещение, 1991.
4. Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения.– М.: Издательский центр
«Академия», 2004.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении. Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов.– М.:
АРКТИ, 2008.
6. Профессиональная ориентация учащихся/А.Д.Сазонов,
В.Д.Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов.– СПб.,
2003.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и
личностное самоопределение. М.: 1996.
8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и
колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы,
ПТУ и колледж. – М.: «ВАКО», 2008.
9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология
труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003.
10. Резапкина Г. В. Психология и выбор
профессии: программа предпрофильной подготовки.
Учебно-методическое пособие.– 2-е изд.– М.:
Генезис, 2008.
11. Современные методы психологической
экспресс-диагностики и профессионального
консультирования. – СПб.: Речь, 2006.
12. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для
подростков СПб.: Питер, 2007.
13. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности
//Народное образование. – 1995. – № 8.
14. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. –
Ярославль: ИПК, 1996.
15. Чистякова С.Н. Педагогическое
сопровождение самоопределения школьников:
Методическое пособие для профильной и
профессиональной ориентации и профильного
обучения школьников М.:Издательство: ИЦ Академия,
2007.