Проектная лаборатория "Мои жизненные планы"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

 Каждый год тысячи юношей и девушек, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством.  Причинами этих затруднений является то, что подавляющая часть школьников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» сказано: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации». Мой опыт работы показал необходимость создания проектной лаборатории, так как сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач школьного образования. Выпускники школ должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами и сформированными компетентностями, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Предполагаемые занятия по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов рассчитаны на 17ч в год. Для более эффективной подготовки учащихся к обоснованному выбору профиля целесообразно сочетать данные занятия с предпрофильными курсами профессионального самоопределения. Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в определении форм, методов, приемов работы в данном направлении.

В процессе преподавания используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, круглый стол, дискуссионный клуб, индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, презентации профессий, интерактивные тесты и др.

Цель занятий – способствовать обоснованному выбору школьниками различных видов деятельности и форм занятости,  оптимально соответствующим  их личным склонностям, интересам, способностям, а также потребностям рынка труда в Поволжье, способствующим повышению учебной мотивации, развитию аналитического и творческого мышления, эффективному профессиональному самоопределению, планированию карьеры.

Задачи:

  • Повышение профессиональной грамотности школьников через:
  • Вовлечение в модельные (творческие, исследовательские) и игровые ситуации, раскрывающие характер профессиональной деятельности и профессиональных требований;
  • Реализация индивидуальных  проектов профориентационного содержания; 
  • Подготовка школьников к адекватному профессиональному самоопределению; формирование у них положительного отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности построению карьеры;
  • Развитие способности в профессиональной адаптации, формирование навыков уверенного поведения в современных социально-экономических  условиях; повышение конкурентно способности выпускников школ;
  • Развитие творческих способностей к исследовательской деятельности через активизацию учебно-практической и научно-исследовательской деятельности школьников;
  •  Пропаганда научных знаний через совершенствование методики исследовательской и проектной деятельности;

Тематический план курса

№п/п Наименование темы Количество часов
Теория

 

Практика

 

1 Введение: понятие учебного проекта. Методический паспорт учебного проекта. 1  
2 Методика осуществления учебного проекта 0,5 1
3 Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений» 1 1
4 Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций   2
5 Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы» 1 3
6 Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» 1 2
7 Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты ( буклета) в соответствии с запросами рынка труда».   2,5
8  Презентация работ.   1
    4,5 12,5
  Итого: 17 часов

Содержание курса

Тема 1. Введение (1ч.)
Цели и задачи курса. Специфика занятий. История возникновения и развития метода учебных проектов. Основные понятия. Методический паспорт учебного проекта. (Приложение 1).
Тема 2. Методика осуществления учебного проекта (1,5ч.).
Этапы работы методом проектов. Погружение в проект. Обеспечение осуществления учебного проекта. Формы презентаций.
Тема 3.  Мини-проект «Карта индивидуального развития коммуникативных умений» (2ч.).
Памятка планирования деятельности для развития коммуникативных умений.  Методика Т. В. Черниковой «Личностное портфолио старшеклассников». Мониторинг развития коммуникативных способностей в течение 6 месяцев (по материалам журнала «Школа и производство» №1/2012г. Приложение 2).
Тема 4. Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций. Актуализация значимых проблем. Вопросы ценностно-смыслового самоопределения на современном рынке труда, вопросы профессионального самоопределения.
Тема 5. Мини-проект «Схема построения личной профессиональной перспективы» (4ч.)
Конкретизация понятия «профессиональное самоопределение». Схема построения ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ (ЛПП), предложенная Е.А. Климовым и модифицированная Н. С. Пряжниковым. Обработка результатов (работа в группе, индивидуально) (Приложение 3).
Тема 6. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». (3 ч.)
Алгоритм проекта: исследовательский; технологический этап;  рефлексивно-оценочный этап. (Приложение 4).
Тема 7. Мини-проект «Разработка и создание образовательной карты (буклета) в соответствии с запросами рынка труда» (2,5 ч.).
Система профессионального образования в Поволжье. Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения.  Разработка и создание образовательной  карты (буклета).
Тема 8. Презентация работ (1 ч.).

Оценка оказанного воздействия (предполагаемый результат).

Готовность учащегося к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Диагностика профессионального самоопределения учащихся по Г. К. Селевко:

  • Анкетирование по профессиональному самоопределению с целью получения информации об интересах учащихся;
  • Определение личностных изменений учащихся (самооценка, самостоятельность);
  • Диагностика и мониторинг уровней сформированности у учащихся профессиональной направленности;
  • Мониторинг ценностных установок;
  • Расширение пространства социальной реализации учащихся (участие в различных публичных презентациях: научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов в социально-значимых программах разного уровня);
  • Увеличение % поступления учащихся в учебные заведения профессионального образования.

Список литературы

1. Журнал «Школа и производство» №1 2012 год – М.: «Школа-Пресс».
2. Журнал «Профильная школа» Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Просихина О. Ю. Дневник профессионального самоопределения школьника 8-9 классы – М.: «Глобус», 2008.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.– М.: АРКТИ, 2008.
6. Профессиональная ориентация учащихся/А.Д.Сазонов, В.Д.Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов.– СПб., 2003.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 1996.
8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: «ВАКО», 2008.
9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.– 2-е изд.– М.: Генезис, 2008.
11. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006.
12. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков СПб.: Питер, 2007.
13. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности //Народное образование. – 1995. – № 8.
14. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. – Ярославль: ИПК, 1996.
15. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников М.:Издательство: ИЦ Академия, 2007.