Цели и задачи урока:
- повторить написание слов с парной согласной на конце слова;
- закрепить знания детей в написании слов с приставками и написание слов с предлогами;
- продолжать отрабатывать умение находить главные члены предложения;
- развивать орфографическую зоркость; повторить алфавит;
- воспитывать любовь к произведениям русского народного творчества.
Оборудование: фрагменты из мультфильма «Гуси-лебеди», карточки с числами, обозначающими место буквы в алфавите, костюм сказочницы, платочки-раскраски, конфеты чупа-чупсы.
ХОД УРОКА
Учитель проводит урок в костюме сказочницы.
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются с гостями).
– А как вы думаете, почему я сегодня так оделась?
(Ответы детей).
– Сегодня я буду сказочницей, и мы с вами отправимся в путешествие по сказке. А вот по какой сказке мы с вами будем путешествовать, вы отгадаете сами. Для этого нам с вами надо будет вспомнить алфавит, и отгадать, какое слово зашифровано.
На доске прикреплены карточки с цифрами 4, 21, 19, 10
Дети называют буквы, которые соответствуют этим номерам в алфавите. Учитель записывает названные буквы. Получается слово «гуси».
– Кто из вас догадается, в какой сказке рассказывается про гусей?
(Ответы детей)
– Правильно, мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Гуси-лебеди». Давайте с вами вспомним, что это за сказка. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
– Молодцы. С какого звука начинается слово «гуси»?
(Ответы детей)
– Дайте характеристику этому звуку.
(Ответы детей)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук?
(Ответы детей)
2. Минутка чистописания
Дети пишут в тетрадях сочетания гуг до конца строчки.
– Давайте подберем с вами однокоренные слова к слову «гуси».
(Дети подбирают и записывают на следующей строчке однокоренные слова)
Гуси – гусенок – гусята
– Какой корень в этих словах?
(Ответы детей)
– Как образовалось слово гусенок?
(Ответы детей)
– А как образовалось слово «гусята»?
(Ответы детей)
– Так для чего нужны приставки?
(Ответы детей)
– Молодцы. Ну а теперь мы с вами отправляемся в путешествие.
…Жили-были мужик да баба. И были у них дочка Машенька и сынок Ванечка. Поехали как-то раз отец и мать в город на ярмарку, а дочке наказывали за братцем приглядывать. Не послушалась девочка, заигралась с подружками и не углядела за братцем… (Фрагмент мультфильма)
…Унесли гуси-лебеди братца. Побежала Машенька его искать…
(Фрагмент мультфильма с яблонькой). Яблонька дает Машеньке задание, вставить пропущенные буквы.
(На доске висит изображение яблони и на нем яблоки с парными согласными. Ученики, которые выходят к доске, сначала снимают яблоко с нужной буквой и записывают букву в конце слова)
Моро…, горо…, вдру…, карандаш…, ле…, стол…
– Ребята, как вы думаете, почему эти слова объединили в одну группу?
(Ответы детей)
– Давайте вспомним, как можно проверить парную согласную.
(Ответы детей)
– А какие слова здесь лишние?
(Ответы детей)
– Как вы думаете, почему эти слова лишние?
(Ответы детей)
– Молодцы, ребята. Вы выполнили задание и теперь мы с вами дальше отправимся искать братца. Но сначала, мы с вами отдохнем.
3. Физкультминутка
Вышли гуси на луг
Зажужжал майский жук
Гуси шею выгибали
Клювом перья расправляли.
Ветер ветви закачал.
Шарик тоже зарычал.
Зашептал в воде камыш.
И опять настала тишь.
4. Продолжение
…Побежала Машенька дальше (Фрагмент
мультфильма, где Машенька встречает печку)
Печка дает задание раскрыть в предложении
скобки.
На доске записано предложение:
(До)летели гуси (до) леса.
Ученик у доски раскрывает скобки и объясняет, почему он так написал.
– А теперь давайте найдем главные члены предложения.
(Это задание выполняет следующий ученик. Дети записывают предложение в тетради и выполняют задания)
…Показала печка Машеньке, куда полетели гуси-лебеди. Побежала Машенька дальше. Встретилась ей речка…
(Фрагмент мультфильма). Речка дает Машеньке задание раскрыть скобки и исправить ошибки. На доске записано предложение:
С хватила машенька своего братца ванечку и по бежала дамой.
Ученик у доски исправляет ошибки, и дети записывают предложение в тетради. Печка показывает дорогу.
Машенька забирает братца и возвращается домой (Фрагмент мультфильма).
…А тут, и отец с матерью вернулись и привезли детям подарки… (Ученикам раздаются раскраски платочка и конфеты).
5 часть Итог урока
– Понравился ли вам урок?
– Что больше всего понравилось?
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Вы, ребята, молодцы. Все активно работали и
помогли Машеньке. Наш урок закончен. Давайте
попрощаемся с нашими гостями.