Лекарственные растения

Разделы: Начальная школа


Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: 

  1. Знакомить с лекарственными растениями нашего края.
  2. Знакомить с особенностями их использования в лечебных целях.
  3. Развивать речь учащихся, знакомить со стихами кубанских поэтов.

Регулятивные УУД:

  1. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
  2. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать.
  2. Формировать умение договариваться, находить общее решение.
  3. Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Личностные УУД:

  1. Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Оборудование: Интерактивная доска, Презентация “Лекарственные растения” (по ходу ведения урока), презентация “Лекарственные растения” (детская работа), пульты для голосования, тетради по кубановедению.

Ход урока

I. Мотивация

Приложение 1 (1 слайд): заставка.

(2 слайд): поле.

– Давайте настроимся на работу.

(2 слайд): стихотворение.

Кубанская природа,
родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
а может больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
для Родины должны.

II. Работа по теме урока

(3 слайд): заставка.

1. Актуализация.

Проверка домашнего задания (тетрадь, стр. 19).

Рассказы о растениях своей местности.

По ходу работы учитель записывает названия растений, о которых рассказывают дети.

2. Выявление места и причины затруднения.

– Мы уже говорили, что в природе нет ничего лишнего. Всё взаимосвязано. А для чего и кому нужны растения?

3. Построение проекта выхода из затруднения.

– Есть ли среди этих растений те, которые люди используют для того, чтобы лечиться?

– Как называются такие растения? Объясни почему. (Лекарственные, потому что используются как лекарство).

4. Реализация построенного проекта.

– Кто уже понял, какая тема нашего урока? (Лекарственные растения).

(3 слайд): тема (анимация).

– Наша тетрадь поможет нам узнать о некоторых лекарственных растениях.

Работа по тетради стр. 20.

– Внимательно прочитайте первый абзац текста.

– Что относят к народным лекарственным средствам? (Сушёные травы, настойки корней, кора, цветы, листья и соки растений).

(4 слайд): народные лекарственные средства.

Далее работа ведётся по рядам в парах:

– Каждый ряд получает на карточке свой список вопросов, на которые учащиеся должны найти ответ и подготовится к выступлению.

1 ряд: (5 слайд): подорожник.

– Как называют подорожник?

– Почему подорожник не боится вытаптывания?

– Где появляется подорожник?

– Что напоминает подорожник своими прожилками?

– Как правильно пользоваться подорожником?

2 ряд: (6 слайд): крапива.

– Как правильно использовать крапиву?

– Какую пользу она приносит?

– Почему крапива обжигает?

– Кому ещё полезна крапива?

– Какое стихотворение написал о крапиве кубанский поэт Владимир Нестеренко?

3 ряд (7 слайд): сбор трав.

– Где можно приобрести лекарственные растения?

– Что важно знать, если заготавливаешь растения сам?

– В какое время суток собирают лекарственные растения?

– Почему нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах города, в скверах?

– Когда собирают цветки растений? Листья? Корни? Кору?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Приложение 2

Презентация учащихся и рассказ о некоторых растениях.

(Репейник, ромашка, липа, дуб, мята, кукуруза).

6. Включение в систему знаний и повторение.

“Хитрое задание”, стр. 22.

Найди и обведи названия лекарственных растений.

Используется интерактивная доска, на которую заранее перерисована таблица из тетради:

Р

О

М

А

Ш

К

А

Е

Ж

Я

Ь

Я

У

П

П

А

Т

Ш

А

К

И

Е

Р

А

Л

О

У

Л

Й

А

З

У

Б

Р

О

Н

П

Н

Д

Ц

У

П

И

М

Е

А

Щ

З

У

К

А

Л

И

Н

А

Х

Учащиеся по очереди выходят к доске и обводят названия растений: репейник, ромашка, мята, кукуруза, липа, лопух, малина, калина, дуб.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Используются пульты для голосования).

Тест: Лекарственные растения.

– Почему подорожник не боится вытаптывания?

А) листья и стебель у него не высокие;
В) листья и стебель у него жёсткие и упругие;
С) подорожник не растёт там, где ходят люди.

– Как правильно пользоваться подорожником?

А) сорвать и приложить к ране;
В) сорвать, вымыть и приложить к ране;
С) сорвать, вымыть, поцарапать, чтобы выделился сок, и приложить к ране.

– Как правильно использовать крапиву?

А) сорвать и приложить к ране;
В) сорвать, вымыть, растолочь и приложить к ране;
С) сорвать, вымыть и приложить к ране.

– Какую пользу она приносит?

А) убивает микробы, останавливает кровь;
В) обжигает;
С) лечит простуду.

– Где можно собирать лекарственные растения?

А) вдоль дорог;
В) на улицах городов, в скверах;
С) в лесу, на лугах.

III. Рефлексия деятельности на уроке

Закончите предложение:

  • На уроке я узнал…
  • У меня хорошо получилось…
  • Мне было трудно…
  • Мне было интересно…

Д/з. стр.23, взять 1 растение из таблицы и написать о нём.

– Где можно найти нужную информацию?