Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- Знакомить с лекарственными растениями нашего края.
- Знакомить с особенностями их использования в лечебных целях.
- Развивать речь учащихся, знакомить со стихами кубанских поэтов.
Регулятивные УУД:
- Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
- Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные УУД:
- Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
- Формировать умение договариваться, находить общее решение.
- Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД:
- Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Оборудование: Интерактивная доска, Презентация “Лекарственные растения” (по ходу ведения урока), презентация “Лекарственные растения” (детская работа), пульты для голосования, тетради по кубановедению.
Ход урока
I. Мотивация
Приложение 1 (1 слайд): заставка.
(2 слайд): поле.
– Давайте настроимся на работу.
(2 слайд): стихотворение.
Кубанская природа,
родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
а может больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
для Родины должны.
II. Работа по теме урока
(3 слайд): заставка.
1. Актуализация.
Проверка домашнего задания (тетрадь, стр. 19).
Рассказы о растениях своей местности.
По ходу работы учитель записывает названия растений, о которых рассказывают дети.
2. Выявление места и причины затруднения.
– Мы уже говорили, что в природе нет ничего лишнего. Всё взаимосвязано. А для чего и кому нужны растения?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
– Есть ли среди этих растений те, которые люди используют для того, чтобы лечиться?
– Как называются такие растения? Объясни почему. (Лекарственные, потому что используются как лекарство).
4. Реализация построенного проекта.
– Кто уже понял, какая тема нашего урока? (Лекарственные растения).
(3 слайд): тема (анимация).
– Наша тетрадь поможет нам узнать о некоторых лекарственных растениях.
Работа по тетради стр. 20.
– Внимательно прочитайте первый абзац текста.
– Что относят к народным лекарственным средствам? (Сушёные травы, настойки корней, кора, цветы, листья и соки растений).
(4 слайд): народные лекарственные средства.
Далее работа ведётся по рядам в парах:
– Каждый ряд получает на карточке свой список вопросов, на которые учащиеся должны найти ответ и подготовится к выступлению.
1 ряд: (5 слайд): подорожник.
– Как называют подорожник?
– Почему подорожник не боится вытаптывания?
– Где появляется подорожник?
– Что напоминает подорожник своими прожилками?
– Как правильно пользоваться подорожником?
2 ряд: (6 слайд): крапива.
– Как правильно использовать крапиву?
– Какую пользу она приносит?
– Почему крапива обжигает?
– Кому ещё полезна крапива?
– Какое стихотворение написал о крапиве кубанский поэт Владимир Нестеренко?
3 ряд (7 слайд): сбор трав.
– Где можно приобрести лекарственные растения?
– Что важно знать, если заготавливаешь растения сам?
– В какое время суток собирают лекарственные растения?
– Почему нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах города, в скверах?
– Когда собирают цветки растений? Листья? Корни? Кору?
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Презентация учащихся и рассказ о некоторых растениях.
(Репейник, ромашка, липа, дуб, мята, кукуруза).
6. Включение в систему знаний и повторение.
“Хитрое задание”, стр. 22.
Найди и обведи названия лекарственных растений.
Используется интерактивная доска, на которую заранее перерисована таблица из тетради:
Р |
О |
М |
А |
Ш |
К |
А |
Е |
Ж |
Я |
Ь |
Я |
У |
П |
П |
А |
Т |
Ш |
А |
К |
И |
Е |
Р |
А |
Л |
О |
У |
Л |
Й |
А |
З |
У |
Б |
Р |
О |
Н |
П |
Н |
Д |
Ц |
У |
П |
И |
М |
Е |
А |
Щ |
З |
У |
К |
А |
Л |
И |
Н |
А |
Х |
Учащиеся по очереди выходят к доске и обводят названия растений: репейник, ромашка, мята, кукуруза, липа, лопух, малина, калина, дуб.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
(Используются пульты для голосования).
Тест: Лекарственные растения.
– Почему подорожник не боится вытаптывания?
А) листья и стебель у него не высокие;
В) листья и стебель у него жёсткие и упругие;
С) подорожник не растёт там, где ходят люди.
– Как правильно пользоваться подорожником?
А) сорвать и приложить к ране;
В) сорвать, вымыть и приложить к ране;
С) сорвать, вымыть, поцарапать, чтобы выделился сок, и приложить к ране.
– Как правильно использовать крапиву?
А) сорвать и приложить к ране;
В) сорвать, вымыть, растолочь и приложить к ране;
С) сорвать, вымыть и приложить к ране.
– Какую пользу она приносит?
А) убивает микробы, останавливает кровь;
В) обжигает;
С) лечит простуду.
– Где можно собирать лекарственные растения?
А) вдоль дорог;
В) на улицах городов, в скверах;
С) в лесу, на лугах.
III. Рефлексия деятельности на уроке
Закончите предложение:
- На уроке я узнал…
- У меня хорошо получилось…
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
Д/з. стр.23, взять 1 растение из таблицы и написать о нём.
– Где можно найти нужную информацию?