Изучение биологии в свете новых стандартов образования

Разделы: Биология


Сегодня, на смену ориентации общества на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра личностного образования. Становится очевидным, что способность общества к модернизации напрямую зависит от развития личностных ресурсов человека, от роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем идей общественного прогресса. На мой взгляд, помочь педагогу решить данные образовательные задачи способна технология развития критического мышления

Во-первых, она удовлетворяет требованиям ФГОСа: одним из ключевых результатов образования должно стать формирование у обучающихся “…способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта”, т.е. умения учиться.

Во-вторых, использование приемов технологии критического мышления способствует формированию важных в современном мире метапредметных универсальных учебных действий. Прежде всего, навыков работы с информацией. Например, формирование культуры чтения:

  • умение адекватно понимать прочитанное;
  • умение сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную;
  • умение делать выводы и обобщения.

В-третьих, данная технология позволяет изменить подход к организации учебной деятельности за счет увеличения доли учебных задач, направленных на самостоятельную познавательную деятельность.

Несомненными плюсами данной технологии является то, что универсальна, легко сочетается с другими педагогическими подходами и технологиями, а также применима в любых программах и предметах.

В данной публикации хотела бы представить урок, созданный с использованием данной технологии.

Конструкт учебного занятия
по теме: Особенности клеточного строения Кишечнополостных на примере вида
Гидра пресноводная.

Педагогические задачи:

1. Способствовать развитию метапредметных УУД, таких как:

  • работать с разными источниками биологической информации (текст учебника);
  • анализировать информацию, систематизировать и обобщать, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
  • планировать и регулировать свою познавательную деятельность;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе.

2. Способствовать развитию предметных УУД, таких как:

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки изучаемой систематической группы;
  • описывать особенности организации кишечнополостных животных;
  • распознавать и описывать на рисунках части тела кишечнополостных животных;
  • сравнивать клетки тела кишечнополостных;
  • выделять прогрессивные изменения в строении кишечнополостных.
Время
(минуты)
Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя.
Деятельность учащихся Учебный прием  
2 Мотивационный. Стадия вызова: направлена на мотивацию к изучению темы – Слушают   Рассказ о первых опытах по изучению гидры А. Трамбле

(Приложение 1)

3 Целепологание – Составляют вопросы, на которые хотели бы получить ответы

Ребята работают фронтально, предлагая свои варианты.

Упражнение “Вопросительные слова”.

Из слов, разнесенных в 2 колонки составить вопросы:

Фиксирует варианты ответов на доске.
15 Осмысление содержания: осуществляется непосредственный контакт с новой информацией – Читают текст учебника

– Выполняют задания, предложенные на рабочей карте урока (Приложение 2)

Работа ведется индивидуально и обсуждается фронтально

  1. Выполнение биологического рисунка
  2. Анализ рисунка
  3. Упражнение “Осколки”:
  4. Заполнение таблицы
Раздает задания и организует обсуждение по итогам этапа
8 Рефлексия: осуществляется, творческая практика, интерпретация изученной информации – Работают с учебной презентацией
– Выполняют задания, предложенные учителем.
– Смотрят видеофрагменты
“Работа стрекательных клеток” “Рефлекс у гидры”.
– Формулируют тезисы урока
Работа ведется индивидуально и обсуждается фронтально
  1. Узнать виды клеток, иллюстрации которых появляются на экране, устно описать их по плану: Название – клеточный слой – функция
  2. Придумать к каждому виду клеток 3 ассоциации, объяснить их.
  3. Объяснить ассоциации, которые возникли у учителя.
  4. Пием “Дешифратор”: необходимо заменить символы словами.
Ведет этап: объясняет задание, организует общее обсуждение, расширяет картину знаний, дополняя ответы.

(Приложение 3)

10 Заключение – Формулируют выводы о достижении цели урока: нашли ли они ответы на поставленные вопросы.   Возвращает учащихся к упражнению “Вопросительные слова”
– Выполняют задание по обобщению изученного Прием “SMS”: написать сообщение о том, что вы узнали на уроке учителю (1, в), маме (2в), другу (3в),
А. Трамбле (4в), первокласснику, гидре байкальской и т.д.
Комментируют работы учащихся, отмечает лучшие, оценивает работу класса и отдельных учащихся
2 Домашнее задание Записывают в тетрадь, дублирую кратко в дневник   Формулирует Д/З: подумать над вопросом: “Тело амебы состоит из одной клетки, тело гидры из множества. Чем клетки одноклеточного организма отличаются от клеток многоклеточного организма?”

Рисунок 1

Рисунок 2