Сегодня, на смену ориентации общества на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра личностного образования. Становится очевидным, что способность общества к модернизации напрямую зависит от развития личностных ресурсов человека, от роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем идей общественного прогресса. На мой взгляд, помочь педагогу решить данные образовательные задачи способна технология развития критического мышления
Во-первых, она удовлетворяет требованиям ФГОСа: одним из ключевых результатов образования должно стать формирование у обучающихся “…способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта”, т.е. умения учиться.
Во-вторых, использование приемов технологии критического мышления способствует формированию важных в современном мире метапредметных универсальных учебных действий. Прежде всего, навыков работы с информацией. Например, формирование культуры чтения:
- умение адекватно понимать прочитанное;
- умение сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную;
- умение делать выводы и обобщения.
В-третьих, данная технология позволяет изменить подход к организации учебной деятельности за счет увеличения доли учебных задач, направленных на самостоятельную познавательную деятельность.
Несомненными плюсами данной технологии является то, что универсальна, легко сочетается с другими педагогическими подходами и технологиями, а также применима в любых программах и предметах.
В данной публикации хотела бы представить урок, созданный с использованием данной технологии.
Конструкт учебного занятия
по теме: Особенности клеточного строения
Кишечнополостных на примере вида
Гидра пресноводная.
Педагогические задачи:
1. Способствовать развитию метапредметных УУД,
таких как:
2. Способствовать развитию предметных УУД,
таких как:
Время (минуты) |
Этап урока | Содержание урока |
Деятельность учителя. | |
Деятельность учащихся | Учебный прием | |||
2 | Мотивационный. Стадия вызова: направлена на мотивацию к изучению темы | – Слушают | Рассказ о первых опытах по изучению гидры А. Трамбле | |
3 | Целепологание | – Составляют вопросы, на которые хотели
бы получить ответы Ребята работают фронтально, предлагая свои варианты. |
Упражнение “Вопросительные слова”. Из слов, разнесенных в 2 колонки составить вопросы: |
Фиксирует варианты ответов на доске. |
15 | Осмысление содержания: осуществляется непосредственный контакт с новой информацией | – Читают текст учебника – Выполняют задания, предложенные на рабочей карте урока (Приложение 2) Работа ведется индивидуально и обсуждается фронтально |
|
Раздает задания и организует обсуждение по итогам этапа |
8 | Рефлексия: осуществляется, творческая практика, интерпретация изученной информации | – Работают с учебной презентацией – Выполняют задания, предложенные учителем. – Смотрят видеофрагменты “Работа стрекательных клеток” “Рефлекс у гидры”. – Формулируют тезисы урока Работа ведется индивидуально и обсуждается фронтально |
|
Ведет этап: объясняет задание, организует общее обсуждение, расширяет картину знаний, дополняя ответы. |
10 | Заключение | – Формулируют выводы о достижении цели урока: нашли ли они ответы на поставленные вопросы. | Возвращает учащихся к упражнению “Вопросительные слова” | |
– Выполняют задание по обобщению изученного | Прием “SMS”: написать сообщение о том,
что вы узнали на уроке учителю (1, в), маме (2в),
другу (3в), А. Трамбле (4в), первокласснику, гидре байкальской и т.д. |
Комментируют работы учащихся, отмечает лучшие, оценивает работу класса и отдельных учащихся | ||
2 | Домашнее задание | Записывают в тетрадь, дублирую кратко в дневник | Формулирует Д/З: подумать над вопросом: “Тело амебы состоит из одной клетки, тело гидры из множества. Чем клетки одноклеточного организма отличаются от клеток многоклеточного организма?” |