Упражнение как подлинный термин достигло высокой степени обобщения и оказалось в центре обширного терминологического поля, породив значительное число терминов. Нас интересует определение упражнения в методике обучения иностранным языкам. Методическое толкование термина “упражнение” позволяет выявить следующие требования к упражнению:
- наличие цели (усвоить, овладеть);
- наличие содержания (что усваивать);
- наличие реальных учебных действий (процесс решения учебно-коммуникативной задачи, реализация приемов учебной работы);
- учет условий, в которых эти действия совершаются;
- осуществление контроля и самоконтроля (Пассов Е.И.).
Упражнения являются средством обучения (И.Л. Бим) и успех в обучении иностранному языку зависит от адекватности средств. Известно, что нет плохих или хороших упражнений, а есть учителя, которые либо хорошо, либо неправильно их используют. Первое требование – наличие цели – многогранно: это может быть навык (фонетический, лексический, грамматический, орфографический); качество навыка – устойчивость, гибкость и др.; действия по формированию навыка (имитативные, подстановочные, трансформационные и др); умения (аудирование, говорение, чтение, письмо); качество умения (самостоятельность, диалогичность, рефлексия); механизмы речевого высказывания (антиципация, комбинирование и др.); качество речи как процесса или продукта (скорость, выразительность, логичность, эмоциональность и др.).
Второе требование – параметры упражнения – включает состав и характер действий, которые совершает обучаемый при выполнении упражнения (имитация, подстановка, трансформация, расширение, комбинирование и др.).
Третье требование – условия – внешние (установка (вербальная и невербальная), подкрепление, использование ТСО, внутренние (жизненный опыт учащихся, интересы, способности, уровень языковой подготовки и др.).
Недостаточно знать характеристики упражнений, важно осознавать, что упражнение способно выполнить свою задачу только в системе. Именно система упражнений способна обеспечить организацию процесса обучения иностранному языку.
Под системой упражнений понимают такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях (Шатилов С.Ф.). Исследование современных УМК по английскому языку позволило придти к выводу, что в них не всегда наличествует система упражнений, необходимых и достаточных для адекватного формирования навыков фонетики, лексики, грамматики, а также речевых умений аудирования , говорения, чтения и письма.
Так, недостаточно внимания уделяется формированию фонетических навыков; в большей степени представлены упражнения, формирующие интонационные навыки, что представляется важным и нужным, но не в ущерб фонетике. При формировании грамматических навыков мало внимания уделяется организации тренировки грамматических явлений, и учителю иностранного языка приходится дополнять учебник упражнениями для закрепления грамматических явлений. Что касается орфографии, то в современных УМК ощущается недостаток упражнений на формирование данного навыка. Авторы учебников ограничиваются заданиями на правописание (кроссворды, составление слов из “перепутанных” букв и др. ), не являющимися регулярными. Здесь речь идет о средней ступени обучения, где необходимо поддерживать орфографические навыки. Вместе с тем некоторые УМК предлагают обязательные словарные диктанты в конце каждого раздела (УМК под ред. О.В. Афанасьевой).
Что касается речевых умений, то анализ показал, что в этом плане система упражнений нацелена на результат, более соответствующий требованиям ФГОС. Вместе с тем упражнения для обучения аудированию однообразны, и чтобы заинтересовать учащихся учителю приходится самому искать выход из положения, т.к. книга для учителя не предлагает путей решения этой проблемы. Исключением может служить УМК “Spotlight”, в котором наблюдается полный, хотя и минимально необходимый набор упражнений, содержащих адекватные установки для формирования умения в соответствии с этапами.
Все этапы формирования речевых умений говорения, оформленные ситуативно-коммуникативными заданиями, представлены в УМК “English” под ред.В. П. Кузовлева, “New Millenium English”.Авторы стремятся составлять систему упражнений таким образом, чтобы она развивала все виды коммуникативного чтения с использованием всех типов упражнений. Для формирования речевых умений письменной речи в современных УМК используются упражнения, требующие писать личные письма, электронные сообщения, заполнять анкеты, формуляры.
Таким образом, процесс формирования навыков и развития умений сложный и трудоемкий и каждому, кому предстоит работа с современными УМК по английскому языку важно хорошо представлять типологию упражнений, их структуру и функции, что поможет решать сложные задачи, поставленные современным обществом перед общеобразовательными учреждениями в плане овладения иностранным языком.