Урок-концерт "Лейся песня на просторе"

Разделы: Музыка


Форма проведения: урок-концерт.

Цель урока: рассмотреть жанр песни в историческом развитии, познакомить с песнями разных народов и стран.

Задачи урока:

  • побуждать интерес к песенному искусству разных народов.
  • воспитывать уважение к музыке других народов.
  • развивать творческие способности, удовлетворять познавательный интерес учащихся.

Учитель. Добрый день! Добрый день всем, кто находится в нашем зале!

Сегодня наш урок пройдет в виде урока – концерта.

Рассмотрим жанр песни в ее историческом развитии.

Интерес к песенному искусству у разных народов живет с момента зарождения песни до настоящего времени. Наша встреча даст ответы на многие вопросы. Умеете ли вы уважительно относиться к русской музыке, музыке и культуре других народов?

Еще раз убедимся, насколько талантливы наши учащиеся, и как развиваются их творческие способности.

Да, это концерт, поэтому, на мой взгляд, вы увидите много интересного. Но это еще и урок, а значит, его нужно оценить. Оценивать наш урок будут независимые эксперты: заместитель директора по воспитательной работе _________ и завуч _________ .

(Критерии оценивания урока на столе у экспертов).

(Выходят ведущие).

Вика. Всем известен афоризм “В песне – душа народа”. А знаете, кому принадлежит этот афоризм? (Ответы учащихся – Быкадоров Е. Александру Николаевичу Островскому).

Вика. Верно. Великому русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому. Но уж, точно, никто не знает, что этот афоризм имеет продолжение: “Убьешь песню – убьешь душу!”

Игорь. Недаром говорят, что песня – это душа народа. Народная песня всегда устремлена ко всему лучшему. Это – связь времен, мост между прошлым и будущим.

Вика. Пока будет жить песенный дух любого древнего края, никогда не смолкнут проникновенные песни, задорные песни. Пусть они всегда звучат над просторами седого Урала, сливаются в прекрасную симфонию с мелодиями всех народов.

Игорь.

Все просится в музыке, в песне излиться:
Печаль и веселье и труд.
Поют и деревья, и ветры, и птицы,
И реки, и люди поют.

Вика. А сколько всего песен на свете?

– Когда появилась самая первая песня?

– Кто ее сочинил?

Игорь. Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?

Тогда мы начинаем нашу встречу, посвященную песне.

Вика. I часть “Истоки музыкального искусства”

Сцена 1. Древняя Греция.

(Слайд – древняя Греция Афины)

Исполняется греческий народный танец “Сиртаки”.

(Издалека начинает звучать “Мелодия” из оперы В.Глюка “Орфей”, на слайде – юноша, играющий на свирели).

Вика. Куда это мы попали? Неужели в древнюю Грецию? И кто этот юноша, которого так внимательно слушают люди?

Игорь. Это странствующий певец – сказитель – аэд. В те далекие времена их называли “сшивателями песен”. Про них древнегреческий поэт и философ Гомер почти три тысячи лет назад сказал:

Влада.

Всеми людьми, что живут на земле
Почтенны и любимы.
Песни владыки, певцы.
Их богиня сама научает –
Муза – ладам и напевам.
Певцов она род возлюбила. (Музыка В.Глюка “Орфей” звучит чуть громче…)

Игорь. Какая чудесная мелодия!

Вика. Это песня Орфея.

Игорь. Это песня? У нее же нет слов, только одна мелодия?

Вика. Ребята, (обращаясь в зал) а что означает слово мелодия?

Деканаидзе В. В переводе с древнегреческого “мелодия” означает “пение”, “песня”, “напев”. А Орфей …

Орфей – это фракийский певец, сын бога Аполлона и музы поэзии Калиоппы.

Вика. Верно. Его считали не только лучшим певцом и музыкантом, но и создателем поэзии.

Игорь. Но ведь Орфей – герой вымышленный, сказочный, из народного мифа…

Вика. Согласна. Значит, самую первую песню и самую первую мелодию сочинил не он? Но кто же?

Сцена 2. Италия.

(На слайде берег Средиземного моря. Вдали очертания города. Слышны шум прибоя, крики чаек.)

Игорь. Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся на берег Средиземного моря, в Италию, где были изобретены ноты, построены первые оперные театры.

Вика. Да, да, я знаю! Слова “опера”, “фортепиано”, “ария”, “соната” – итальянского происхождения.

Игорь. А еще в Италии зародилось искусство прекрасного пения. Ребята! Вспомните, как называлось такое пение?

Поваляева К. Такое пение называлось бельканто.

Игорь. Быть может, там знают, кто сочинил самую первую песню? Придумал самую первую мелодию для нее? (Сыграть аккорд для Лизы)

Исполняется песня “Санта Лючия” (Егорова Лиза)

Вика. Как задушевно и искренне звучит итальянская народная песня “Санта Лючия”. Мелодия как – будто покачивается на волнах и вместе с исполнителем плывет в лодке – гондоле в лунном сиянии. (Слайд с лодкой – гондолой).

Игорь. У итальянцев есть и другие мелодии – зажигательные, стремительные, под которые не только поют, но и танцуют.

Итальянский народный танец “Тарантелла”.

Вика. (Обращаясь к залу) Ребята, откуда итальянцы берут свои мелодии?

Кирпа Д. Нашептало синее море.

Кашкин И. Принес теплый ветер.

Сцена 3. Грузия. (Слайд горный пейзаж)

Звучит грузинская народная песня “Сулико”

(Литвинов Ж.)

Вика. Эту мелодию ветер принес из далекого горного края. Там воздух свеж и прозрачен, а под ярким солнцем сверкают заснеженные вершины Кавказа.

Игорь. У подножья гор живут гордые и воинственные люди с горячими сердцами.

Исполняется “Лезгинка”.

(Гюльмамедов Э.)

Вика. Откуда берутся такие мелодии?

Якименко. (8б) Из мастерской мастера – чеканщика, ведь здесь четкий ритм.

Вика. А песни?

Идрисова (8б) А песни – в горах рождают мелодии.

Джиоев А. Если внимательно прислушаться к старинной лезгинской музыке и вообще ко многим мелодиям армянского и грузинского народа, можно найти много общего. Ведь эти народы тысячелетиями жили по – соседству и их музыка, их мелодии дополняла друг друга.

Сцена 4. Венгрия (На заставке пейзаж виноградников.)

Звучит венгерская народная мелодия.

Рядская М. Венгерская народная мелодия носит песенный характер, исполняется в спокойном темпе, мелодические обороты придают музыке национальный колорит.

Вика. Интересно получается, значит мелодии помогает сочинять море и горы?…

Игорь. А как быть людям, которые живут не на берегу моря и не в горах? Где им взять мелодии для песен?

Марина К. Жизнь людей всегда была связана с природой. Прислушиваясь к ее звукам, повторяя их, человек и сочинил первые мелодии.

Катя З.(8Б) В этих мелодиях – порыв морского ветра, отголоски горного эха…

Вика. …и терпкость игристого виноградного вина, как в венгерском “Чардаше”.

Звучит “Чардаш” (видео дуэт “Баян Микс”)

Игорь. Мелодия венгерского танца “Чардаш” очень старинная.

Вика. Но вы, ребята обратили внимание, что она исполнена в современной обработке? Как можно охарактеризовать эту мелодию?

Ковалева Т. Старинная венгерская мелодия яркая, выразительная, стремительная. Она обрела новые краски в исполнении профессиональной группы “Баян Микс”.

Игорь. Так, когда же появились первые песни?

Ангелина Х. Говорят, что песни появились вместе с человеком. С тех пор ни один народ в мире не живет без песни.

Кемпель. Каждый народ вносит в песню национальные черты, отражая характер, быт, нравы и традиции.

Игнатов В. Например, у прибалтийских народов есть пастушеские песни, у кавказских народов – кузнечные, есть даже песни, которые исполняются при толчении зерна.

Кирпа Д. У народов Севера и Дальнего Востока по древней традиции каждый человек, достигнувший зрелости, обретает свою “личную” песню, пеню – портрет, которая сопровождает его всю жизнь…

Вика. Часть II. Русская народная песня.

(На слайде картина с изображением русских просторов.)

(Звучание песни “Ах, ты степь широкая”)

Учитель. Народная песня – это не напев со словами, а часть самой жизни.

Звучит отрывок из песни “Ах, ты степь, широкая”.

Учитель. (На фоне музыки). Как широко и свободно льется мелодия.

Где она родилась? Откуда она?

Вика. Может, мелодия жила в вашем сердце, просто вы ее не слышали?

Игорь. А прислушались, и вот уже запела душа, зазвучала…

Учитель. И полетела песня по просторам русским, передаваясь из уст в уста, становясь все ближе и роднее каждому русскому человеку.

Вика. В песне – душа народа. Недаром воскликнул поэт: “Сколько чувства в напеве родном!”

Игорь. Народная песня может быть бесшабашно – веселой или печальной, рассказать о любви или о солдатской доле – и всегда она, эта песня, близка и понятна.

Вика. Русская старина, народные песни. Как много песен знали наши бабушки, да каких! Сколько же песенной клади хранила их память. А пели – заслушаешься! Затянут песню – помолодеют, глаза блестят…

Учитель. С тех пор, услышав старинную русскую песню, мы волнуемся, и сердце щемит. (Музыка усиливается и постепенно затихает)

Игорь. Песня – правда, коль подумаешь умом, – гласит народная мудрость.

Вика. А сколько пословиц придумано в народе о песне!

Ученики из зала: (ученик с микрофоном подходит к учащимся, озвучивающих пословицы)

Чернова Л. – Пой песню тот, у кого голос хорош!

Темникова Л. – Голосу нет – душа поет!

Богатырев В. – Петь бы еще, да на животе тоще!

Влада – Поется там, где и воля и доля.

Рядская М. – Весело поется, весело прядется!

Лебедько – Беседа дорогу коротает, а песня – работу!

Колпакова – Какова песня – таковы слова.

Поваляева – Где песня поется, там счастливо живется!

Хлопонина – Песня – правда, сказка – ложь.

Ковалева – Полпесенки спела – половина дела.

Куксина – Жить – с песней дружить.

Иванова – Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Чернова – Без запевалы и песня не поется.

Темникова – Струны готовы, не далеко и до песен.

Богатырев – Из песни слова не выкинешь.

Рядская – Хорошо песни петь пообедавши.

Лебедько – И кот песни поет, когда хорошо живет.

Колпакова – Песню играть, не поле пахать.

Поваляева – Одно слово песни не делает.

Хлопонина – Хорошему делу – хорошая песня.

Ковалева – Бедный песни поет, а богатый только слушает.

Куксина – Песнею коня не накормишь.

Игорь. Русский народ гордится своими песнями.

Вика.

Как затянет, как зальется
Песней русскою народ.
И откуда, что берется?
Прямо к сердцу так и льнет!

Игорь. В народе говорят: были бы песни, будет и пляска!

Вика. Исполняется русская народная пляска.

Влада.

Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты, скажи, откуда, грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки, уронили дудки.
Пролетели гуси, уронили гусли.
Их порою вешней нашли, удивились.
Ну, а песня? С песней на Руси родились!

Русская народная песня “Ой, по-над Волгой”.

(Исполняют участники праздника).

Ученики из хора:

Вика Р. Сохранить бы нам всю эту красоту, передавая ее из поколения в поколение, как святое наследие.

Маша Р. Поколение, принявшее такое наследие, не может быть жестоким и беспечным.

Лера. Ведь если исчезнут традиции давних предков – обеднеет народ; оскудеют его язык, его мировосприятие, его душа.

Женя К. А оскудеет душа народа – исчезнет он. Потому и не бывает народов без своих песен!

Быкадоров Е. Почему на празднике звучали не только песни, а были исполнены еще и танцы?)

Ответ учащейся из зала:

Поваляева К. Егор, в танцевальной музыке, как и в песенной – есть мелодия – а мелодия в переводе с древнегреческого означает – “пение”, “песня”, “напев”.

Быкадоров Е. Спасибо за разъяснение.

Вика Р.: И здесь мы хотели бы поставить точку, но вот эксперты просят слово.

Игорь. Слово предоставляется экспертам (эксперты подводят итоги урока – концерта и поднимают карточку с оценкой “ ”).

Учитель. Поблагодарим всех, кто принимал участие в этом празднике.

Учащиеся 8-х классов, а также представители от 5-х, 6-х,7-х, 9-х,10-х, 11-х классов.

В заключение звучит песня-клип А.Малинина “Берега”.

Презентация