Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока в игровой форме.
Задачи:
1) развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса;
2) преодоление нарушений грамматического строя речи;
3) развитие зрительно-слухового восприятия, произвольного внимания;
4) развитие воображения, образного мышления;
5) развитие графо-моторных навыков;
6) воспитание через сказку.
Оборудование:
- презентация “Зимушка-зима”;
- предметные картинки с изображением одежды;
- запись песни “Три белых коня”;
- жетоны-снежинки со словами благодарности за хорошую работу на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент:
Учитель: - Сегодня 26 февраля. Через два дня наступит новый месяц и следующее время года. Какое?
Учащиеся: - Время года – весна, первый весенний месяц – март.
II. Введение в тему урока:
Учитель:
Была Зимушка-зима,
Много снега намела.
Все кругом белым-бело,
Было травушке тепло.
- О каком времени года говорилось в стихотворении? (О зиме).
- Мы будем вспоминать все, что знаем об этом времени года.
- Как ласково назвали зиму? (Зимушка).
- Почему? (Потому что русский народ любит зиму).
- За что люди любят это время года? (За красоту зимней природы; за то, что можно покататься на санях, лыжах, коньках; слепить снежную бабу, построить крепость).
III. Расширение лексики:
- Любит народ зимушку. И мы любим это время года. Давайте скажем для Зимушки много ласковых и нежных слов. Я начну, а вы продолжите:
- зима - ... (зимушка)
- лед - ... (ледок)
- ветер - ...(ветерок)
- день - ... (денек) и т.д.
2) - Какой зима была в этом году? (Снежной, морозной, холодной и т.д.).
- Давно не было такой зимы. С крепкими морозами, с высокими сугробами.
Настоящая русская красавица!
- Можно сравнить ее с такой красивой русской девушкой? (Изображение Зимушки в виде женского образа. Слайд 1.).
- Какой она вам представляется по характеру? (Доброй, ласковой, веселой).
- А еще Зиму называют настоящей волшебницей. Какие чудеса вы наблюдали зимой?
(Узоры нарисовала на окнах, ледяные мосты перекинула через реки, снежной бахромой украсила березы, ...).
- У нашей красавицы-зимы, как у любой волшебницы, есть волшебная палочка.
(демонстрируется волшебная палочка).
Она хочет подарить эту палочку следующему времени года. Какому? (Весне).
Только она собралась это сделать, как подул сильный ветер (дети дуют), загудел в трубах (дети гудят), началась вьюга (дети машут руками). И ... появилась Снежная Королева (Изображение Снежной Королевы. Слайд 2).
- Это старшая сестра нашей Зимушки. Какая она? (Злая, вредная, жестокая...).
- Хочет, чтобы зима никогда не заканчивалась, хочет править вечно. Задумала она украсть волшебную палочку и спрятать ее в своем замке (Изображение замка. Слайд 3.)
- Где находится замок Снежной Королевы? (На севере, в царстве вечного льда и снега). Холодно там?
IV. Игра на развитие логического мышления “ Что возьмем с собой? ”
(Вывешиваются предметные картинки с изображением различной одежды,
Детям необходимо выбрать только зимнюю одежду).
- Какая лишняя? Почему? (Оставшаяся одежда для более теплого времени года. Для весны).
- Эта одежда, конечно не зимняя, но она нам пригодится. Так Весна решила нам помочь. Она хочет подсказать дорогу в царство Снежной Королевы. Переверните лишние таблички, что там написано? (Лес, поле, речка, деревня). Долго идти до дворца Снежной Королевы. Так она целый год править будет. Что же делать?
- Послушайте, кто-то спешит нам на помощь. (Звучит запись песни “Три белых коня” Слайд 4.). Кто же это? (Это зимние месяцы – декабрь, январь, февраль).
V. Об изменениях в природе зимой:
- Садимся в волшебные сани и отправляемся за волшебной палочкой. Видим:
Поле: - Что произошло с полем зимой? (Поля спят под снежным одеялом. Слайд 5.).
- Хорошо, что в этом году было много снега? (Хорошо, т.к. земля согрета снегом, как пуховым одеялом. Значит, будет хороший урожай).
Река: - Что произошло с речкой? (Река покрыта льдом. Слайд 6.). Что происходит подо льдом?
Лес: - Полюбуйтесь красотой зимнего леса! (Слайд 7.) Что видим вокруг? Представьте, что мы с собой в путешествие взяли фотоаппарат. Кого из животных мы можем сфотографировать?
- Кто зимой спит? (Медведь, барсук, ежик).
- Обведите изображения животных, которых можно встретить зимой в лесу?
- Как называется эта птица? (Клест). Чем она отличается от остальных птиц?
- За лесом деревня. (Слайд 8.)Спрятались от мороза не только животные, но и люди. Что делают зимой?
(Топят печи. Если выходят на улицу, то одевают шубу, шапку, варежки и другие теплые вещи). Однажды С.Есенин увидел очень красивую зимнюю картину и написал стихотворение “Береза”. Кто знает это стихотворение наизусть? ( Один из учащихся читает стихотворение наизусть).
- За лесами, за горами, за далекими морями находится царство Снежной Королевы. Нас быстро домчали кони. Вот мы и на месте (Изображение дворца. Слайд 9.).
- Какой он, дворец Снежной Королевы? (Изо льда и снега). Вокруг тишина и ледяное безмолвие. Грустно и одиноко красавице в таком огромном дворце. У нее нет друзей. Наверное, поэтому она такая злая и вредная.
- Зато вокруг много снега. Давайте слепим из снега друзей для Снежной Королевы.
VI. Физминутка:
Мы скатаем снежный ком –
Рот, глаза и нос на нем,
А затем скатаем два,
Слепим мы . . . (Снеговика).
- Вот какие замечательные снеговики у нас получились!
VII. Проверка д/з:
- Что еще можно слепить из снега? (Зайчика, крепость, ...). Давайте посмотрим, что у вас получилось в тетрадях дома?
- Если у нас скоро наступит весна, что произойдет со снеговиками, которых мы слепили? (Они растают). Жалко! Давайте их оставим в царстве Снежной Королевы. И ей будет веселее.
- Теперь у Снежной Королевы появилось много друзей. Может она перестанет вредничать и отдаст нам волшебную палочку. (Снежная Королева “отдает” волшебную палочку). Пора нам домой возвращаться.
- Как же мы вернемся? А с помощью волшебной палочки! (Учитель делает волнообразные движения волшебной палочкой, а дети должны проследить глазами за движениями). Закройте глазки. Вот мы и дома. Встречает нас красавица-зима. Давайте отдадим ей волшебную палочку, а она скоро отдаст ее другой красавице. Какой? (Весне).
VIII. Итог урока:
- Понравилось вам наше путешествие? Что увидели? Что запомнили? Кого удалось сфотографировать? О каком времени года говорили?
IX. Оценивание учащихся:
- Вы все замечательно работали на уроке, преодолели все препятствия на пути, использовали свои знания. Молодцы! Зимушка благодарит вас за помощь и дарит вот такие снежинки. Посмотрите, что на них написано с обратной стороны? (Спасибо!)
X. Рефлексия:
-Я вас тоже благодарю за активную работу и хочу сказать, что ваши снежинки похожи на одуванчики, белые и пушистые.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
- Я хочу, чтобы к вам и к нашим гостям прилетели пушинки от такого одуванчика, а вместе с ними добро и хорошее настроение! Спасибо за урок.