Цели урока:
- образовательная: уметь находить сходство и различие у имен числительных в русском и в татарском языках;
- развивающая: развивать у учащихся навыки грамотного употребления имен числительных в устной и письменной речи;
- воспитательная: воспитывать интерес к русскому и татарскому языкам.
Тип урока: интегрированный.
Вид урока: урок-закрепление.
Материалы:
- учебник по татарскому языку для русских школ в 5 классе;
- слайд-презентация;
- карточки.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Формирование умений, навыков.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Уч.рус.: - Добрый день, дорогие ученики и уважаемые гости! Мы рады видеть вас у нас в гостях!
Уч.тат.: - Безнең бүгенге дәресебез гади дәрес кенә түгел, ә дәрес-сәяхәт. Кая баруыбызны без ребусны чишкәч белербез. Карагыз әле тактага, монда нинди сүз качып ята икән? (См. презентацию, слайд №1).
- Нинди сүз килеп чыкты? («Сан» сүзе)
- Димәк, безнең бүгенге сәяхәтебез саннар иленә булачак. (См. презентацию, слайд №2).
2. Проверка домашнего задания. (Повторение темы в виде вопросов и ответов).
Уч.рус.: - Итак, ребята, сегодняшнее наше путешествие будет в страну имен числительных. А теперь, чтобы продолжить наше путешествие, вы должны будете ответить на некоторые вопросы. (См. презентацию, слайд №3, к которому имеется гиперссылка).
Уч.тат.: - Ә хәзер татарча сорауларга да җавап бирик. (См. презентацию, слайд №4, к которому имеется гиперссылка).
Уч.рус.: - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием! А теперь нам нужно сделать вывод. Скажите, пожалуйста, в чём сходство и различие имён числительных в русском и в татарском языках?! (См. презентацию, слайд №5).
3. Работа над темой.
Уч.тат.: - Сәяхәтебезне дәвам итәбез. Саннарны беләсезме икән? Тикшереп карыйк әле! Сезгә әлеге биремдә саннарны сүзләр белән тоташтырырга кирәк булачак. (Карточкалар белән эшләү). (См. презентацию, слайд №6-8).
- Молодцы!
Далее следуют отрывки из стихотворений и поэм как на татарском, так и на русском языках. Ученики должны в них найти имена числительные и определить их разряд. (См. презентацию, слайд №9-14).
4. Физкультминутка.
5. Игра «Измени букву».
Далее следует игра «Измени букву в слове и получи цифру». (См. презентацию, слайд №15-16).
6. Работа в тетрадях.
Ученики с интерактивной доски перечерчивают таблицу у себя в тетрадях. После этого учитель зачитывает слова и ученики распределяют эти словосочетания по столбцам. (См. презентацию, слайд №17).
7. Разминка «Про Семёна» (См. презентацию, слайд №18-20).
- Выразительно прочитать стихотворение;
- Найти фразеологические обороты со словом «семь»;
- Объяснить их значения.
8. Выводы урока.
9. Домашнее задание (См. презентацию, слайд №21).
10. Выставление оценок.