Урок биологии по теме "Эволюция человека". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

  1. Распределить факторы антропогенеза на биологические и социальные.
  2. Охарактеризовать этапы и факторы становления человека.

Задачи урока:

  1. Составление характеристики основных этапов эволюции человека.
  2. Освоение приемов описания внешнего строения предков человека.
  3. Выявление причинно-следственных связей в процессе эволюции человека.
  4. Сравнение особенностей внешнего строения архантропов, палеоантропов и неоантропов.

Тип урока: Комбинированный урок.

Технологическая карта проектируемого урока:

Предмет Биология Класс - 9
Тема урока «Эволюция человека»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные Метапредметные Личностные

Охарактеризовать каждый этап эволюции человека.

Выявить основные признаки для сравнения различных этапов эволюции человека.

Сравнить скелет обезьяны и человека и установить сходства и различия.

Доказать факт наличия эволюции человека.

Доказать факт наличия эволюции человека разумного.

Установить связь между последовательностью этапов эволюции человека.

Определить местоположение человека в системе живой природы.

Доказать действие эволюционных факторов на человека

Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

Понимание единства происхождения всех людей и ценности жизни каждого человека

Решаемые учебные проблемы

Установление этапов эволюции человека и его родства с современными обезьянами.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дриопитеки
Понгиды
Гоминиды
Рамапитек
Австралопитек
Человек умелый
Человек прямоходящий
Неандерталец
Кроманьонец
Человек разумный

Вид, используемых на уроке информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

  1. Презентация PowerPoint «Эволюция человека»
  2. Фрагменты фильма «Тайны происхождения человека» (http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM)

Методическое назначение средств ИКТ

Изучение нового материала

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер и проектор. PowerPoint

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.macroevolution.narod.ru/human.htm
http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM
http://www.medbiol.ru/medbiol/antrop/000191f3.htm#00052fde.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/filin/05.php

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата

Постановка основных проблем урока перед детьми.
Гипотезы происхождения человека

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности

Лекция

Методы обучения

Словесный
Наглядный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Демонстрация фрагментов фильма «Тайны происхождения человека»

Форма организации деятельности учащихся

Общеклассная форма - лекция

Функции и роль учителя на данном этапе

Учитель излагает материал и наглядно демонстрирует фрагменты лекции

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Постановка основных проблем урока перед детьми.

Выделение цели урока на основе вводного слова учителя

Обсуждение проблемы урока

Формулировка темы урока.

Постановка учебной цели и задач учащимися

Элементы лекции с демонстрацией фрагментов фильма «Тайны происхождения человека» об археологических находках

Понимание материалов, представленных в фильме

Обсуждение фильма

Выделение методов определения возраста археологических находок в процессе просмотра фильма

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного результата

Решение основных проблем, поставленных на первом этапе урока.
Характеристика основных этапов эволюции человека

Длительность этапа

20 минут

Основной вид учебной деятельности

Лекция

Методы обучения

Словесный
Наглядный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

Форма организации деятельности учащихся

Общеклассная форма - лекция

Функции и роль учителя на данном этапе

Учитель излагает материал на основе презентации «Эволюция человека»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Чтение лекции «Характеристика основных этапов эволюции человека» с использованием презентации PowerPoint «Эволюция человека»

Особенности строения, характерные для человека на разных этапах его эволюции.

Выбор критериев для сравнения этапов эволюции человека на основании характеристик, данных в процессе лекции учителя.

Участие в коллективном обсуждении выделенных самостоятельно критериев для сравнения этапов эволюции человека

Планирование работы в малых группах на основании выбранных критериев для сравнения этапов эволюции человека

Этап 3. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

10 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Работа в группах (описание этапов эволюции человека по выбранным критериям) и индивидуально (тестирование по изученной теме) по вопросам решаемых проблем урока.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

Методы контроля

  1. Письменный ответ
  2. Самоконтроль пройденного теста

Способы коррекции

Слежение за этапами выполнения работы группами

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы в классе – работа с литературой
Групповые формы обучения – групповая работа на уроке

Функции и роль учителя на данном этапе

Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Слежение за этапами выполнения работы группами

Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий.

Установление причинно-следственных связей эволюции человека и культуры.

Подготовка письменного ответа малыми группами.

Обсуждение результатов теста

На основании пройденных тестов и составленных описаний этапов эволюции человека по выбранным критериям, осознание качества и уровня усвоенности материала урока

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам

Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

Принятия факта происхождения человека от животных, понимание единства происхождения людей всех рас и ценности жизни каждого человека

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Подведение итогов урока.
Формулирование домашнего задания:

  1. УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса (Эволюция человека, стр. 12-17)
  2. Подготовка докладов в малых группах по предложенным темам

Доказательство человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

Разрешение конфликта «Происхождение человека от животных

Планирование выполнения домашнего задания.