Предмет, класс: Информатика, обществознание, кружок – “Волшебный Интернет”, 11 класс
Приблизительная продолжительность проекта: 8 недель
Пояснительная записка:
Аннотация проекта: Проект рассчитан на старшую возрастную группу школьников. В рамках проекта предполагается рассмотреть правовые аспекты коррупции, общественное мнение по вопросу коррумпированности общества. Проект ориентирован на рассмотрение с экономической, правовой и социально-политической стороны такого явления российской действительности как коррупция. В рамках работы над проектом у учащихся должна сформироваться гражданская позиция по отношению к негативным явлениям общественной жизни.
Проект предполагает написание учебно-исследовательской работы как итог исследовательской деятельности и публичную защиту через презентацию или буклет.
Новизна исследования состоит в возможности проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.
Цель: проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.
Задачи:
- познакомить с основными аспектами по проблемам правотворческой деятельности в области государственной антикоррупционной политики в России;
- углубить знания, полученные ранее в курсе изучения теории государства и права, привести их в целостную систему;
- воспитывать гражданскую ответственность, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.
- духовно-ценностная ориентация с целью развития и коррекции их (воспитание нравственных, правовых, гражданских профессиональных качеств и ответственности за свои поступки и действия).
- духовно ценностное поведение это широкое понятие, поэтому опираясь на свой личный опыт большое внимание, мною было уделено внеклассным мероприятиям посвященным теме “Коррупция” с целью повышения уровня правового сознания и культуры, а также формированию антикоррупционного сознания и поведения обучающихся.
Опираясь на цель, были поставлены в первую очередь воспитательные задачи:
1. Ознакомление обучающихся с научными понятиями по теме;
2. Развить когнитивные и коммуникативные навыки и умения;
3. Сформировать антикоррупционный иммунитет у обучающихся и стремление изменить сложившиеся негативные традиции.
А началось все с вопросов ребят - Мои знакомый после армии не мог устроиться на работу, потому что не было аттестата о среднем образовании. Он его купил и сейчас работает, хорошо зарабатывает (бетонщик на стройке), женился, а другой служит в Российской армии по контракту. Разве это плохо?
С этого вопроса все и началось т.к. проблема оказалась актуальной не только для ребят, но и для их родителей.
Совместно с учениками мы составили план работы по данной теме:
1. Классные часы по темам:
“Мздоимство и коррупция” (исторические корни коррупции в России и сравнение с современными понятиями). “Сравнение коррупции в России и за рубежом”. “Коррупция в Кировской области”... Ребята самостоятельно выбрали темы и представили свои работы в текстовом варианте, а затем в виде презентации.
Создали памятку. “Как себя вести, если у вас вымогаютвзятку”.
Особо изучили вопрос “Рейтинг коррумпированных должностей в России и Кировской области” (ребята приводили примеры из газет, интернета, телевидения).
2. Конкурсы:буклетов или памятки – быстрые публикации;синквейнов;эссе;презентаций.
3. Внеклассные мероприятия:
Антикоррупционные исследования учащихся – опрос или анкета, с целью выявления сформированности понятия коррупция и отношения обучающихся к этому явлению. Результаты этого исследования использовали при создании презентаций.
Для сбора информации использовались следующие источники (газеты, журналы, телепередачи центрального и местного вещания, учебная литература и жизненный опыт родителей, друзей и учителей).
Краткое содержание проекта:
В процессе работы над проектом учащиеся ознакомятся с методикой анкетирования, освоят оформление учебно-научной работы и ее публичной защиты в форме презентации, буклета.
Основа проекта:
Образовательные стандарты. В процессе работы над проектом учащиеся должны усвоить компетенции, связанные с гражданским обществом и правовым государством, расширить знания в области уголовных преступлений и уголовной ответственности, рассмотреть отклоняющееся повеление и формы его проявления, рассмотреть функции государства в условиях рынка.
Помощь руководителя проекта:
- Формирование информационного пространства;
- Распределение функциональных обязанностей и ролей;
- Определение парадигмы деятельности в соответствии с компетентностными возможностями учащихся
Работа позволяет:
- Познакомиться с историей России, когда появилась коррупция, как социальное явление;
- Познакомиться с занимаемым местом России в мировой системе и определить её рейтинг;
- Определить политическую проблему данного явления;
- Найти возможные способы противодействия коррупции;
- Расширить правовую информированность в сфере экономических преступлений;
- Расширить навыки в сфере поиска, обработки и анализа информации.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Возможно ли существование общества без коррупции?
Проблемные вопросы
- Коррупция в большей мере явление политическое или экономическое?
- Что заставляет человека давать взятки?
- Каковы перспективы развития общества в условиях коррупции?
- Возможно ли поступательное развитие общества без коррупции?
- Что лучше: медленно и дёшево или быстро, но дорого?
- Нужно ли бороться с коррупцией?
Учебные вопросы
- Какие виды коррупции существуют?
- Какое влияние оказывает коррупция на все сферы общественной жизни?
- Как общество относится к коррупции?
- Какие методы борьбы с коррупцией можно предложить?
- Можно ли победить коррупцию в России?
Работа над проектом
Перед началом работы над проектом:
- Проводится терминологическое тестирование по основополагающим вопросам темы;
- Голосование длявыявление мнения по проблемам коррупции;
- Тестирование, с целью определения знаний правовой базы в области антикоррупционного законодательства;
- Какие методы Вы предлагаете для борьбы с коррупцией.
Особенности роли педагога:
- корректное преподнесение материала с соблюдением исторической достоверности;
- подготовительная работа.
Формы организации работы детей: Внеклассная, внешкольная.
Работа с проектом:
- Составление общего плана работы и индивидуальных карт учащихся по личному алгоритму работы;
- Промежуточная защита групп по полученным результатам;
- Рефлексия по вопросам получилось или не получилось и почему.
После завершения работы над проектом осуществляется защита результатов в форме:
- Отчёт о работе – буклет.
- Презентации;
- Выступления перед учащимися 5-10 классов с информацией о полученных результатах;
- Участие в районной конференции школьников и педагогов с обобщением опыта работы;
- Участие в областном конкурсе проектов.
Описание методов оценивания
- Для определения результативности в процессе работы используются следующие методы:
- Метод работы в группах и групповой защиты результатов;
- Публичная защита работы в форме слайдовой презентации хода работы над проектом и результатов работы;
- Проведение правового ликбеза для учащихся младших классов.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
У учащихся должны быть сформированы базовые понятия в области права (противоправность, преступление, правоохранительные органы) в области социологии (анкетирование, общественное мнение), в области экономики (рыночная экономика, роль государства в экономике). Учащиеся должны владеть навыками работы на ПК, умением создавать слайдовые презентации, буклеты.
Учебные мероприятия:
Работа рассчитана на 8 учебных недель.
1 неделя – проводится опрос, учащиеся разбиваются на группы по 2 человека, выбирают темы.
2 неделя – каждая группа определяет пошаговый план своей работы и осуществляет его защиту
3 неделя – поиск материалов в соответствии с планом работы группы
4 неделя - обработка материала, его осмысление и изложение в логически обусловленной форме, обсуждение с руководителем
5 неделя – работа над содержанием, внутренним и внешним оформлением работы
6 неделя - подготовка наглядных материалов по своей части работы и обобщение результатов групп в общую работу
7 неделя – составление отчёта в виде буклета или быстрой публикации, презентации или отчёта - реферата
8 неделя - публичная защита результатов работы в форме слайдовой презентации, выступления перед школьной аудиторией.
Публикация учителя: буклет
Визитная карточка проекта: визитка проекта
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся: вводная в проект
Результат проектной деятельности учащихся
- Провели анкетирование в школе по основным вопросам исследований;
- Созданы быстрые публикации и буклеты по вопросам проекта;Например Приложение 2;
- Написали синквейны по темам:“Зло”, “Коррупция”, “Россия”, “Взятка”;
- Исследования учащихся отражены в презентациях и буклетах учащихся. Самые лучшие работы учащихся отмечены грамотами и дипломами:
- Коррупция в таможенных органах. Работа Порубова Александра. Приложение 7.
- Коррупция и методы борьбы с ней. Работа Савиной Светланы. Приложение 6.
- Коррупция в медицине. Работа Сидоровой Юлии.Приложение 5.
- Ученики выступили с проектными исследованиями перед учениками школы с 5-11 классы;
Районная конференция “Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат творческой деятельности ОУ”.
Областной конкурс исследовательских проектов учащихся в номинации “Россия без коррупции”;
Областной конкурс проектов педагогов в номинации “Противодействие коррупции через образование”.
Разработаны цикл классных часов и мультимедийные уроки по правовым знаниям с использованием интерактивной доски; Например Приложение 9;
Создана итоговая презентация “Коррупция в России”.
Приобретаемые навыки детей:
- осуществление самостоятельного поиска информации, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, символов, рисунков и структурных схем);
- анализа событий, сравнения, сопоставления с последующим умозаключением.
Главным итогом работы в данном направлении я считаю:
Обучающиеся научились понимать и свободно владеть основными понятиями темы, анализировать и применять информацию в жизни;
Развились коммуникативные способности, проявились лидеры, которые могли владеть вниманием аудитории и передавать непростую для восприятия информацию;
Проведенное исследование показало, что большинство обучающихся выработали негативное отношение к коррупционному поведению.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
- Технологии – оборудование: Фотоаппарат, компьютеры, принтер, цифровая камера, мультимедийная система, интерактивная доска, сканер;
- Технологии – программное обеспечение: электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
Другие документы:
- Антикоррупционный словарь
- Никитин А.Ф. Право и политика.
- Пособие для учащихся. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 11 класса (профильный уровень), 2011г.
- Кравченко С.Н. Обществознание. 11 класс. 2010 г.
- Словарь-справочник уголовного права,
- Журнал “Право”, 2000-2013 г.г.
- Уголовный кодекс РФ,ФЗ №273 “О противодействии коррупции”.
Интернет-ресурсы:
- http://www.anti-corr.ru/projects.htm
- http://www.rosreestr.org/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=452
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
- http://www.calvinism.ru/corrupt.htm
- http://bd.fom.ru/report/cat/power/corr/dd020424
- http://www.transparency.org.ru/CENTER/c_barometer.asp
- http://www.putin2004.ru/putin/press/40191420
- http://www.kirovreg.ru/governor/incom.php
- Сайт “Планета Афанасьево”
- Сайт правительства Кировской области
- Сайт газеты “Призыв”
- Сайт газеты “Вятский край”.
Другие ресурсы:
- Закон ЗС - “О противодействии коррупции в Кировской области”;
- Периодическая печать: “Вятский край”; “Вятский наблюдатель”; “Кировская правда”; “Московский комсомолец на Вятке”; “Призыв” - районная газета.