Цели:
- Образовательная: Способствовать освоению основных технических понятий, терминов и совершенствованию навыков работы на токарном станке. Систематизировать знания в области токарной обработки и отделки древесины.
- Развивающая: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: планировать, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы.
- Воспитательная: Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических,
экономических качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учащихся на уроке: фронтальная и групповая работа.
Методы обучения: проблемное изучение с элементами кейс технологий, практическая работа.
Методическое оснащение урока:
- Наглядные пособия: презентация «Технология точения и отделки фасонных изделий », видеофрагмент «Точение на станках с ЧПУ», инструменты и приспособления для точения и отделки древесины.
- Раздаточный материал: заготовки интеллект – карт (приложение 2), напильники, заготовки для точения, шлифовальная шкурка (в ассортименте).
Оборудование: Компьютерный класс, (ноутбук, проектор), верстаки универсальные, станки токарные по древесине, инструменты и приспособления для точения, измерительные инструменты.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, информатика.
Ход урока (1урок - 2 часа).
I. Организационно-подготовительная часть (компьютерный класс или ноутбук с проектором): - 3 мин
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Домашнее задание:
- составить технологическую карту на изготовление ручки напильника, стр.38-47 учебника 7 класс, пар.№11 учебник 6 класс;
- закончить составление интеллект карты «Фасонная обработка и отделка древесины».
II. Активизация познавательной деятельности обучающихся. - 5 мин.
(Цель: создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся). Демонстрация презентации (слайды 1-5). Разъяснение сути проблемы, обозначение требований и условностей ее решения.
Дополнительные вопросы;
- Для чего используются напильники?
- Как классифицируются напильники?
- С какой целью на ручке напильника устанавливается металлическое кольцо?
III. Мотивация учебной деятельности (Сообщение темы и цели урока) - 2 мин.
В 6 классе мы познакомились с технологией токарной обработки древесины. Получили навыки работы на токарных станках. Сегодня мы с вами должны попробовать найти решение сложившейся ситуации, применив, как уже известные нам знания и навыки, так и полученные сегодня при ознакомлении с презентацией. Также во время презентации вам необходимо заполнить основную часть интеллект – карты. Сейчас мы разбиваемся на 3 группы. Группы будут разрабатывать технологии изготовления ручек для одного из 3 видов напильников.
IV. Теоретическая часть: - 25 мин
Изучение нового материала.
Демонстрация презентации (слайды 6-30).
Обучающиеся самостоятельно изучают теоретический материал. Учитель выполняет тьюторские функции. Интеллект – карта заполняется обучающимися по мере изучения теоретического материала. В качестве подсказок в карте проставлены первые буквы терминов и понятий. В задачу учеников входит не только запись понятий но и графическое (схематическое) их изображение.
V. Контроль усвоения нового теоретического материала. - 5 мин.
Давайте ребята попробуем теперь подвести итог нашей работы. Команда набравшая наибольшее количество баллов получает дополнительный бал к оценке за домашнее задание.
Демонстрация презентации (слайд 31-32).
Обучающиеся в группах по команде учителя отвечают на вопросы для самоконтроля. Учитель считает количество правильных ответов по звуковым эффектам.
VI. Практическая работа: - 35 мин.
- Обмер и составление чертежа ручки.
- Изготовление шаблонов для пластин копиров.
- Повторение техники безопасности при токарных работах.
Демонстрация презентации (Слайд 33-36).
ПЛАН РАБОТЫ;
- Разработать форму ручек для напильников основываясь на условиях их хранения и использования.
- Подобрать необходимую породу древесины.
- Разработать и подобрать необходимый инструмент для выполнения задания.
- Если необходимо разработать и изготовить приспособления для изготовления и контроля формы и размеров изделий.
- Разработать технологическую карту для изготовления ручки напильника.
- Определить вид отделки изделия.
- Изготовить карту на изготовление кольца.
Вводный инструктаж учителя:
Обучающиеся работают в группах по 3 -4 человека и выполняют обмер ручек по видам напильников. Составляют эскизный вариант чертежа ручки.
После составления эскиза проводится обсуждение и уточнение размеров и формы ручек.
Затем обучающиеся составляют технологическую карту на изготовление ручек.
По окончании составления технологической карты обучающиеся приступают к подготовке заготовок к работе.
Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.
При выполнении технологической карты производится групповой опрос домашнего задания.
Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью:
- Соблюдение правил выполнения технологической карты.
- Соблюдение правильного распределения операций.
- Соблюдение приемов разметки и обработки заготовок.
- Соблюдение техники безопасности.
Заключительный инструктаж:
- Уборка рабочих мест
VII. Подведение итогов: - 5 мин.
- Группам выставляются оценки за теоретический материал в журнал.
- Сообщение о достижении цели урока.
- Отметить наиболее активных учащихся и лучшие работы.
Ход урока (2 урок – 2 часа)
Тип урока: закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Формы организации учащихся на уроке: индивидуальная и групповая работа.
Методы обучения: практическая работа.
Методическое оснащение урока:
- Технологические карты, инструкция по технике безопасности при токарной обработке древесины, шаблоны.
- Раздаточный материал: заготовки для точения, шлифовальная шкурка (в ассортименте), тампоны, кисти и лакокрасочные материалы для отделки древесины, фанера, алюминиевая трубка для изготовления колец.
Оборудование: столярная мастерская, верстаки универсальные, станки токарные по древесине, инструменты и приспособления для точения, лобзики, ножовки по металлу, измерительные инструменты.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, математика.
I. Организационно-подготовительная часть (столярная мастерская): - 3 мин.
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости и готовности к уроку.
- Домашнее задание: определить стоимость электроэнергии затраченной на изготовление ручки (параметры работы в приложении1)..
II. Активизация познавательной деятельности обучающихся. - 15 мин.
(Цель: создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся).
Конкурс интеллект – карт.
III. Мотивация учебной деятельности (Сообщение темы и цели урока) - 2 мин.
На основе проведенной на предыдущем уроке работы, мы сегодня будем изготавливать ручки напильников. Разные группы будут опробовать предложенную ими технологию точения фасонных поверхностей. Сегодня мы работаем по группам и организуем 3 рабочих места:
- токарная обработка (начинает группа выбравшая наиболее традиционный способ обработки);
- изготовление шаблонов и копиров, колец для ручек.
IV. Практическая работа: - 55 мин.
- Точение на токарных станках.
- Изготовление шаблонов для пластин копиров.
- Изготовление заготовок для колец
- Повторение техники безопасности при токарных работах.
Демонстрация презентации (Слайд 33-36).
ПЛАН РАБОТЫ;
- Точить ручки напильников.
- Изготовить приспособления для изготовления и контроля формы и размеров изделий.
- Лакировать ранее изготовленные изделия.
- Отрезать заготовки для колец на ручки.
Вводный инструктаж учителя:
Обучающиеся работают в группах по 3 -4 человека на 3 рабочих местах.
Смена рабочих мест происходит по мере выполнения работ. В группах организуется взаимопомощь для оптимизации рабочего времени.
Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.
Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью:
- Соблюдение технологии точения древесины на токарных станках.
- Соблюдение и контроль выполнения операций по прозрачной обработке древесины.
- Соблюдение приемов разметки и обработки заготовок.
- Соблюдение приемов резания металлов слесарной ножевкой.
- Соблюдение техники безопасности.
Заключительный инструктаж:
- Уборка рабочих мест
V. Подведение итогов: - 5 мин.
- Обучающимся выставляются оценки в журнал за качество выполненной работы и интеллект – карты..
- Сообщение о достижении цели урока.
- Отметить наиболее активных учащихся и лучшие работы.