Урок литературного чтения "Синкен Хопп "Юн и колдунья" (Из сказочной повести «Волшебный мелок»)"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: Познакомить обучающихся с новым для них автором и его произведением.

Задачи:

  1. Развивать осознанное восприятие текста при чтении про себя, умение оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, с опорой на авторский текст; работать со словом, целенаправленно пополнять словарный запас.
  2. Развивать умение осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, давать характеристику героя;
  3. Устанавливать причинно – следственные связи; развивать умение создавать собственный текст.

Оборудование: выставка книг с народными и авторскими сказками, карточки с индивидуальными заданиями, словарь синонимов, карточки заданий по группам, памятка «Что такое сказка», компьютерная презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Орг.момент

I. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы читаем? (авторские сказки)

- Что такое Авторские сказки?

- Какие ещё сказки бывают? (народные)

- На столе разложены книги, найдите среди них авторские сказки.

- Ребята, сказки бывают русских писателей и других стран, т.е. зарубежных авторов.

II. Постановка учебной проблемы:

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

- Прочитайте имя автора.   Слайд

- Знакомо ли вам это имя?

1. Беседа об авторе.   (Слайд)

  1. Синкен Хопп - настоящее имя Сигне Мария Брохман, норвежка. Синкен — детское прозвище— норвежская (зарубежная) писательница, поэтесса, драматург.
  2. Известна как детская писательница, автор книг «Волшебный мелок», «Юн и Софус» и многих других. Её сказки включены в книгу «Сказочные повести скандинавских писателей» вместе со сказками Туве Янсон. (Слайд)

Кроме этого в Норвегии её знают как переводчика на норвежский язык книги Льюиса  Кэррола «Алиса в стране Чудес».

- Значит мы сегодня читаем народную сказку, или авторскую?

2. Прогнозирование:

- Как вы думаете, это всё произведение полностью или отрывок? Почему? (это отрывок из сказочной повести «Волшебный мелок»).

- Как вы считаете, Юн – это кто? Почему? (выписываются ответы детей на доске)

- А колдунья – это кто? (волшебница)

- Какой синоним слова колдунья вы знаете? (ведьма)

-В каких сказках встречались колдуньи? (Спящая красавица, Сказка о царевне и семи богатырях …)

- А какими бывают колдуньи? Какой вы себе её представляете? (ответы детей выписываются на доске) (слайд разных колдуний)

- Какие волшебства она могла совершать: добрые или злые?

- Значит, что мы должны выяснить во время чтения сказки? ( Кто такой Юн, узнать про колдунью, какая она и какие волшебства она совершала).

  1. Юн -?
  2. Колдунья - ?
  3. Волшебства - ?

III. Подготовительная работа перед чтением текста.

- Ребята, давайте перед чтением текста потренируемся в чтении трудных слов. (Слайд)

Справ-лял-ся

О-бык-но-вен-на-я,

На-кол-до-ва-ла,

Вол-шеб-ный,

Раз-гу-ли-ва-ла,

Кро-шат-ся,

О-со-бен-ный

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте целыми словами. (СЛАЙД)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена прилагательные и глаголы) (Слайд) Связь с русским языком.

- назовите имена прилагательные

  • Обыкновенная
  • Волшебный
  • Особенный

- К кому из персонажей могут относиться эти имена прилагательные?

Обыкновенная (?), волшебный (какие то вещи колдуньи), особенный (?)

- Назовите глаголы.

  • Справлялся
  • Наколдовала
  • Разгуливала
  • Крошатся

- А как вы думаете, чьи действия показывают эти глаголы? (справлялся -?, наколдовала – колдунья, разгуливала – колдунья, крошатся - ? может что-то очень хрупкое). Почему?

- Ребята, сейчас вы прочитаете само произведение и проверите свои догадки. В ходе чтения вы должны найти ответы на вопросы, поставленные нами в начале урока: 1. Юн -?

2. Колдунья - ?

3. Волшебства - ?

IV. Знакомство с новым материалом:

- откройте стр.32.

Первичное чтение текста про себя.

Физминутка.

Анализ текста после чтения.

1.Ребята, а как же правильно назвать прочитанный вами текст: рассказ, стих, сказка или басня? Почему?

-Что сказочного? Назовите 3 признака сказки.

- Восстановите последовательность событий (самостоятельно): (Слайд)

  1. Жил-был на свете маленький мальчик.
  2. В гостях ей подарили волшебный мелок
  3. Она умеет колдовать.
  4. Мелок очутился на проезжей дороге.
  5. На дороге Юн увидел спину старухи.
  6. У неё в карманах бывают дыры.
  7. Старуха эта - обыкновенная колдунья.
  8. Мелок на вид как обычный.

Проверка на слайдах.

- Сколько абзацев? (8)

- в каком абзаце говорится о том, кто такой Юн?

2. А теперь давайте сравним, совпали ли наши предположения с тем, что вы прочитали?

-Так кто такой Юн? (маленький мальчик) (Слайд)

- Что пишет о нём автор Синкен Хопп?

- Каким вы его видите? (он весёлый, беззаботный, озорной…) слов. настр.

- И так мы узнали о том, кто такой Юн. А что вы узнали о колдунье? Как её зовут? (фру Мунсен)

- Что такое фру? (найти в толковом словаре учебника) – госпожа.

- Совпали ли наши предположения с образом колдуньи в сказке? (сравнивают с записями на доске, лишнее убирается)

Работа в группах.

-А почему автор пишет, что она была похожа на всех старух, которых полным – полно во всём мире? Что в ней обычного? Отметьте предложения, в которых говорится о поведениях, характерных не только для фру Мунсен, но и всем обычным старухам.

Каждая группа зачитывает по 1 предложению, дополняя друг друга.

- Но фру Мунсен всё – таки была колдунья. Что она себе наколдовала? (вкусного соуса к обеду, морковь, которую никто не сажал и не поливал, утюг, который сам гладил, тряпка, которая сама мыла полы и денег)

- О какой черте характера говорят наколдованные ею вещи?

- Какие ещё слова говорят о том, что она не любит трудиться? (Фру Мунсен не большая охотница шить и штопать).

- В каком абзаце говорится об этом?

- Как вы думаете, какие ещё волшебства сможет сделать фру Мунсен? Напишите. (в группах)

- Придумайте вопросы по сказке, которые начинаются словами: Кто? Что? Почему?

3. Ребята, в сказках всегда происходят разные превращения, волшебства. Какие из этих слов можно применить к волшебствам, которые творила фру Мунсен: дикий – диковинный, чудесный – чудовищный? Объясните значение этих слов. слайд .

- Что было диковинного и чудесного в этой сказке?

4. Чем же закончилась наша сказка? (Юн нашёл волшебный мелок)

- Как волшебный мелок оказался у Юна?

5. Самостоятельная творческая работа.

-Ребята, если мелок волшебный, то он должен творить какие – то волшебства. Если бы вы нашли такой волшебный мелок, то что бы вы сделали? Сочините свою маленькую сказку о волшебном мелке.

- Выборочная проверка.

V. Итог урока.

- Какое произведение мы сегодня прочитали? Как зовут автора этой сказки?

- Кто главные герои сказки? Какой оказалась наша волшебница?

- Что нашёл Юн? Довольны ли вы своей работой?

Дом. зад: допишите свою сказку и сделайте к ней рисунок.