Цель урока: Познакомить обучающихся с новым для них автором и его произведением.
Задачи:
- Развивать осознанное восприятие текста при чтении про себя, умение оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, с опорой на авторский текст; работать со словом, целенаправленно пополнять словарный запас.
- Развивать умение осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, давать характеристику героя;
- Устанавливать причинно – следственные связи; развивать умение создавать собственный текст.
Оборудование: выставка книг с народными и авторскими сказками, карточки с индивидуальными заданиями, словарь синонимов, карточки заданий по группам, памятка «Что такое сказка», компьютерная презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Орг.момент
I. Актуализация знаний.
- Какой раздел мы читаем? (авторские сказки)
- Что такое Авторские сказки?
- Какие ещё сказки бывают? (народные)
- На столе разложены книги, найдите среди них авторские сказки.
- Ребята, сказки бывают русских писателей и других стран, т.е. зарубежных авторов.
II. Постановка учебной проблемы:
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
- Прочитайте имя автора. Слайд
- Знакомо ли вам это имя?
1. Беседа об авторе. (Слайд)
- Синкен Хопп - настоящее имя Сигне Мария Брохман, норвежка. Синкен — детское прозвище— норвежская (зарубежная) писательница, поэтесса, драматург.
- Известна как детская писательница, автор книг «Волшебный мелок», «Юн и Софус» и многих других. Её сказки включены в книгу «Сказочные повести скандинавских писателей» вместе со сказками Туве Янсон. (Слайд)
Кроме этого в Норвегии её знают как переводчика на норвежский язык книги Льюиса Кэррола «Алиса в стране Чудес».
- Значит мы сегодня читаем народную сказку, или авторскую?
2. Прогнозирование:
- Как вы думаете, это всё произведение полностью или отрывок? Почему? (это отрывок из сказочной повести «Волшебный мелок»).
- Как вы считаете, Юн – это кто? Почему? (выписываются ответы детей на доске)
- А колдунья – это кто? (волшебница)
- Какой синоним слова колдунья вы знаете? (ведьма)
-В каких сказках встречались колдуньи? (Спящая красавица, Сказка о царевне и семи богатырях …)
- А какими бывают колдуньи? Какой вы себе её представляете? (ответы детей выписываются на доске) (слайд разных колдуний)
- Какие волшебства она могла совершать: добрые или злые?
- Значит, что мы должны выяснить во время чтения сказки? ( Кто такой Юн, узнать про колдунью, какая она и какие волшебства она совершала).
- Юн -?
- Колдунья - ?
- Волшебства - ?
III. Подготовительная работа перед чтением текста.
- Ребята, давайте перед чтением текста потренируемся в чтении трудных слов. (Слайд)
Справ-лял-ся
О-бык-но-вен-на-я,
На-кол-до-ва-ла,
Вол-шеб-ный,
Раз-гу-ли-ва-ла,
Кро-шат-ся,
О-со-бен-ный
- Прочитайте по слогам.
- Прочитайте целыми словами. (СЛАЙД)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена прилагательные и глаголы) (Слайд) Связь с русским языком.
- назовите имена прилагательные
- Обыкновенная
- Волшебный
- Особенный
- К кому из персонажей могут относиться эти имена прилагательные?
Обыкновенная (?), волшебный (какие то вещи колдуньи), особенный (?)
- Назовите глаголы.
- Справлялся
- Наколдовала
- Разгуливала
- Крошатся
- А как вы думаете, чьи действия показывают эти глаголы? (справлялся -?, наколдовала – колдунья, разгуливала – колдунья, крошатся - ? может что-то очень хрупкое). Почему?
- Ребята, сейчас вы прочитаете само произведение и проверите свои догадки. В ходе чтения вы должны найти ответы на вопросы, поставленные нами в начале урока: 1. Юн -?
2. Колдунья - ?
3. Волшебства - ?
IV. Знакомство с новым материалом:
- откройте стр.32.
Первичное чтение текста про себя.
Физминутка.
Анализ текста после чтения.
1.Ребята, а как же правильно назвать прочитанный вами текст: рассказ, стих, сказка или басня? Почему?
-Что сказочного? Назовите 3 признака сказки.
- Восстановите последовательность событий (самостоятельно): (Слайд)
- Жил-был на свете маленький мальчик.
- В гостях ей подарили волшебный мелок
- Она умеет колдовать.
- Мелок очутился на проезжей дороге.
- На дороге Юн увидел спину старухи.
- У неё в карманах бывают дыры.
- Старуха эта - обыкновенная колдунья.
- Мелок на вид как обычный.
Проверка на слайдах.
- Сколько абзацев? (8)
- в каком абзаце говорится о том, кто такой Юн?
2. А теперь давайте сравним, совпали ли наши предположения с тем, что вы прочитали?
-Так кто такой Юн? (маленький мальчик) (Слайд)
- Что пишет о нём автор Синкен Хопп?
- Каким вы его видите? (он весёлый, беззаботный, озорной…) слов. настр.
- И так мы узнали о том, кто такой Юн. А что вы узнали о колдунье? Как её зовут? (фру Мунсен)
- Что такое фру? (найти в толковом словаре учебника) – госпожа.
- Совпали ли наши предположения с образом колдуньи в сказке? (сравнивают с записями на доске, лишнее убирается)
Работа в группах.
-А почему автор пишет, что она была похожа на всех старух, которых полным – полно во всём мире? Что в ней обычного? Отметьте предложения, в которых говорится о поведениях, характерных не только для фру Мунсен, но и всем обычным старухам.
Каждая группа зачитывает по 1 предложению, дополняя друг друга.
- Но фру Мунсен всё – таки была колдунья. Что она себе наколдовала? (вкусного соуса к обеду, морковь, которую никто не сажал и не поливал, утюг, который сам гладил, тряпка, которая сама мыла полы и денег)
- О какой черте характера говорят наколдованные ею вещи?
- Какие ещё слова говорят о том, что она не любит трудиться? (Фру Мунсен не большая охотница шить и штопать).
- В каком абзаце говорится об этом?
- Как вы думаете, какие ещё волшебства сможет сделать фру Мунсен? Напишите. (в группах)
- Придумайте вопросы по сказке, которые начинаются словами: Кто? Что? Почему?
3. Ребята, в сказках всегда происходят разные превращения, волшебства. Какие из этих слов можно применить к волшебствам, которые творила фру Мунсен: дикий – диковинный, чудесный – чудовищный? Объясните значение этих слов. слайд .
- Что было диковинного и чудесного в этой сказке?
4. Чем же закончилась наша сказка? (Юн нашёл волшебный мелок)
- Как волшебный мелок оказался у Юна?
5. Самостоятельная творческая работа.
-Ребята, если мелок волшебный, то он должен творить какие – то волшебства. Если бы вы нашли такой волшебный мелок, то что бы вы сделали? Сочините свою маленькую сказку о волшебном мелке.
- Выборочная проверка.
V. Итог урока.
- Какое произведение мы сегодня прочитали? Как зовут автора этой сказки?
- Кто главные герои сказки? Какой оказалась наша волшебница?
- Что нашёл Юн? Довольны ли вы своей работой?
Дом. зад: допишите свою сказку и сделайте к ней рисунок.