Тип урока: урок повторения и обобщения
Форма урока: урок-сказка
Класс: 5 класс
Цели урока:
- повторить и обобщить изученный материал по теме;
- повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках;
- закрепить навык работы с орфограммами этого раздела;
- уметь писать слова на изученные орфограммы;
- уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции;
- воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству;
- воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-сказка (слайд 1). На этом уроке мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.
- К какому типу сказок она относится?
- По каким законам строятся волшебные сказки?
- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
- Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы тоже встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича за Василисой Премудрой будет проходить через волшебный лес, хозяйкой которого является Королева Орфограмма. Без вашей помощи нашему герою с ней не справиться.
3. Путешествие по сказочному лесу
-Итак, в добрый путь!
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).
- Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
- Сл..зами горю не поможешь.
- Риск – благ..родное дело.
- В..лков бояться – в лес не х..дить.
Задание «Словарная разминка». Как следует писать непроверяемые гласные в корне слова? (Задание с диска: Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажер. (ОРФО Агент 2004 (версия 8.0)Проверка орфографии. «МедиаХауз»).
Задание: вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми гласными.
1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик (слайд 3).
Взаимопроверка.
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь (слайд 4). Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.
Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?
Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.
Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?
Задание. По лексическому значению определите слово. Подчеркните в этих словах непроверяемые согласные (слайд 5).
Спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой – (баскетбол)
Спортивная игра с шайбой на льду – (хоккей)
Заплечный мешок с лямками и карманами для переноса вещей – (рюкзак)
Название дороги с твердым покрытием – (шоссе)
Коллекция засушенных растений – (гербарий)
Первый дневной прием пищи – (завтрак)
- Чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать согласную в корне слова?
Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова (слайд 6).
(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень (слайд 7). Обратился он к Ивану с такими словами: «Иван-царевич, какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ч, ш, щ? Какие есть слова-исключения?» Задумался Иван-царевич. Давайте ему поможем.
- Молодцы! Однако нужно выполнить еще одно задание на карточке по теме «Буквы и, у, а после шипящих» (Приложение 1).
4. Физкультурная минутка
5. Путешествие по сказочному лесу (продолжение)
1. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц (слайд 8):
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала выполни карточку по теме «Разделительные ъ и ь» (Приложение 2).
- Ребята, давайте перед выполнением карточки вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?
2. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает (слайд 9). Щука умной оказалась и решила проверить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». А вы знаете?
Задание: распределите в два столбика: меч, дочь, уж, тушь, ключ, дичь, кулич, страж, мышь (слайд 10).
С мягким знаком | Без мягкого знака |
3. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга (слайд 11). Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич пишет предлоги с существительными (Приложение 3).
4. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть» (слайд 12).
Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе!
- Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются…. (ОРФОГРАММА)
6. Подведение итогов урока (слайд 13)
- Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок?
7. Выставление оценок
Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.
8. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту.