Цель: учить наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных, делать выводы; расширять знания об окружающем мире, развивать речь и мышление; воспитывать бережное отношение к природе, понимание ценности и красоты родной природы.
Ход урока
1. Организационный момент
Отгадайте загадку.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зимушка-зима)
Сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить впечатления и полюбоваться сказочной красотой зимушки -зимы.
- Как вы определяете, что наступила зима, назовите признаки зимы. (Короткий день, длинная ночь, холодно, снег)
- Как светит солнце? (не греет, неяркое, мало бывает на небе, поднимается над горизонтом невысоко)
- Какого цвета зимой небо?
- Что произошло с водоемами? (вода покрылась льдом и снегом)
Ролевая игра (выступление синоптиков)
Сообщение прогноза погоды (состояние неба, осадки, наличие ветра, температура воздуха)
Исследовательская работа:
Отгадайте загадку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Рассмотрите снежинку, запомните ее строение, чтобы в классе вы смогли ее нарисовать.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь,
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь. (Снег)
- Как определить глубину снега? (взять палочку, воткнуть ее в снег, заметить границу)
- Послушайте хруст снега. Как вы думаете, почему снег хрустит? (это под ногами ломаются снежинки)
- Раскопайте снег, что вы увидели под снегом?
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (иней)
- Кто из вас наблюдал это явление, поделитесь своими впечатлениями
2. Изменения в жизни растений
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна)Вроде сосен, вроде елок.
А зимою без иголок. (Лиственница)
- Как изменился вид хвойных деревьев?
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь птички снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
Не заботясь о погоде.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)
- Как изменились деревья и кустарники по сравнению с осенью? (деревья и кусты сбросили листья, стоят голые, снег укрыл траву, опавшие листья и лежит на ветках деревьев и кустов)
- Что увидели на деревьях?
- Что произойдет, когда подует ветер?
- Рассмотрите почки на веточках.
Почки надежно защищены чешуйками, под которыми находятся очень крохотные листочки-зародыши, склеенные между собой
3. Изменения в мире животных
- Что произошло с животными с наступлением холодов?
- Где находят убежище насекомые зимой?
Холод и голод загнали насекомых в убежище. Голод заставил впасть в оцепенение-спячку.
Наблюдение за птицами.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(снегири)Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
- Как называются птицы, остающиеся у нас на зимовку?
- Что изменилось в их поведении?
Трудно птицам зимой, особенно в сильные морозы и метели, много птиц гибнет от холода и голода.
Морозы
Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку:
в ее конуре такой же морозище,
как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- Как мы можем помочь птицам?
Сделаем кормушки, насыплем туда семена, хлебные крошки, для синички на ветке прикрепим кусочки сала.
4. Итог.
- Что вам больше всего понравилось на экскурсии?
- За кем вы успели понаблюдать?
- Что нового узнали?