Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и повышает мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности детей, формирует активную жизненную позицию школьников в современном обществе.
Использование информационных технологий на уроках географии позволяет создать нестандартные ситуации, что способствует развитию творческого потенциала личности школьника.
Урок географии интересный и сложный предмет для обучающихся в 7 классе. Чтобы он был увлекательным и познавательным, и нравился детям выбираем наиболее доступные формы его проведения. Урок – презентация позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно на уроке, потому что создает возможности к большим массам современной свежей информации.
Урок «Австралия. Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые» разработан в рамках предмета «География материков и океанов» для учащихся 7 класса проведен как урок изучения нового материала. Данная тема изучается после рассмотрения темы «Страны Африки». У обучающихся есть представление об изучении и рассмотрении ГП материков и навык работы с картой. На уроке обучающиеся узнают о путешественниках, учатся называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые. Определяют ГП, крайние точки. Учатся объяснять, как влияет ГП на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Урок проводится с использованием ИКТ.
На данном уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная, групповая, развивающегося обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода в обучении.
ИКТ ресурсы: ресурсы поисковых систем (ru.wikipedia.org/wiki/, www.yandex.ru, www.rambler.ru), архив учебных программ Rus.Edu.ru, компьютерные диски география «Наш дом – Земля».
Цели и задачи урока:
- Показать особенности географического положения материка Австралия.
- Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
- Изучить особенности рельефа материка. Полезные ископаемые.
- Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.
Материалы и оборудование:
- Физическая карта мира
- Политическая карта мира
- Физическая карта материка Австралия
- Контурная карта материка Австралия
- Учебник
- Атлас по географии 7 класс
- Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковой, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
Изучение нового материала я начну со стиха-загадки «Австралия – страна наоборот» Г. Усова (Ленинградская поэтесса)
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье…
– О чем шла речь в этом стихотворении?
– Следовательно, тема нашего урока – АВСТРАЛИЯ.
(Слайд 1)
II. Объяснение нового материала.
– Обратите внимание на с. 148 учебника и попробуйте сформулировать цели урока:
- Особенности физико-географического положения (практическая работа с контурной картой Австралии).
- История исследования материка (доклады обучающихся).
- Рельеф и полезные ископаемые
- Совершенствование умений и навыков работы с картой, учебником, атласом, контурными картами. (Слайд 2)
– Для того чтобы наглядно представить этот материк, давайте совершим с вами путешествие в эту загадочную часть света. (Слайды из презентации « Австралия – самый, самый…) (Слайды 3-19)
Характеристика географического положения материка.
– У каждого ученика на столе лежит план описания географического положения материка. Для того, чтобы дать характеристику географического положения материка мы должны ответить на следующие вопросы:
- В каких полушариях расположен материк?
- Найти крайние точки материка, определить их географические координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
- Какое положение он занимает относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана?
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
- Какими океанами и морями омываются берега материка?
- Какое положение материка относительно других материков и океанов?
(Слайд 20)
- Австралия расположена в южном полушарии, относительно экватора и в восточном, относительно начального меридиана.
- Крайние точки материка:
(Слайд 21)- на С. – мыс Йорк, 10°41? ю.ш.;
- на Ю. – мыс Саут- Ист- Пойнт, 39°11? ю.ш.;
- на З. – мыс Стип-Пойнт, 113°05? в.д.;
- на В. – мыс Байрон, 153°34? в.д.
Протяженность Австралии в градусах с С. на Ю. – 28°70?, с З. на В. – 40°34?
Протяжённость Австралии с С. на Ю. – 3200 км, с З. на В. – 4100 км. - Австралия расположена к югу, относительно северного полярного круга и экватора; южный тропик пересекает ее почти посередине; к северу от южного полярного круга и к востоку от начального меридиана.
- Материк Австралия расположена в субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах, а южная часть острова Тасмания расположена в умеренном климатическом поясе. (Слайд 22)
- Австралия омывается водами Индийского океана на западе и водами Тихого океана на востоке. Также материк омывается морями: Тиморским на С-З, Арафурским на С., Коралловым на С-В, и Тасмановым на Ю-В. На севере в материк глубоко вдается залив Карпентария, на юге- Большой Австралийский залив. (Слайд 23)
- По отношению к Южной Америке Австралия находится к востоку. К Северной Америке – на юго-востоке. По отношению к Антарктиде – на севере. По отношению к Евразии – на юго-востоке. По отношению к Африки – на востоке.
– Вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очертания береговой линии, тянется на протяжении более 2,5 тыс. км самый большой в мире коралловый риф, называемый Большим Барьерным рифом. Более подробную информацию о коралловом рифе вы узнаете из сообщения учащегося (Слайд 24 )
Большой Барьерный риф занёсён в список Всемирного наследия, ведь это крупнейший из ныне существующих коралловых рифов нашей планеты, растянувшийся более чем на 2500 километров и включающий в себя почти 3 тысячи рифов площадью от гектара до 100 км2 Согласно современным исследованиям, первые коралловые рифы на этом месте начали образовываться около 18 миллионов лет назад, но с течением истории старые рифы разрушались, а на их месте росли новые. Сегодня на поверхности воды можно увидеть лишь малую часть кораллов, и то во время отливов. Его общая площадь 348 698 км2 , что больше площади Великобритании. Ширина северной и южной его частей совершенно несоизмерима — на севере она составляет всего 2 километра, тогда как на юге доходит до 150 километров! Для роста кораллов необходимы особые условия. Температура воды не должна быть ниже 17,5 °C (идеальная температура 22—27 °C). Это объясняет, почему Большой Барьерный риф не распространился в южном направлении дальше тропика Козерога. Вода, в которой растут кораллы, должна обладать определённой соленостью, поэтому риф заканчивается у берегов Новой Гвинеи, где река Флай выносит в океан большое количество пресной воды.
История открытия и исследования Австралии.
– Австралия была открыта европейцами позже других обитаемых материков. Открытию препятствовали удаленность ее от Европы и обособленность. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю открыли голландцы. Большое значение для познания Австралии имела экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана в 17 веке и английского мореплавателя и исследователя Дж. Кука. Сообщения учащихся класса:
(Слайды 25-26)
- Абель Тасман.
- Дж. Кук.
Рельеф и полезные ископаемые Австралии. (Рассказ учителя, работа учащихся с картами атласа)
III. Закрепление. Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).
– Сегодня на нашем уроке присутствует знаток географической карты. Учащиеся называют географический объект, а знаток географической карты показывает его у доски на физической карте полушарий.
- Пролив … (Торресов)
- Море… (Коралловое)
- Океан… (Индийский)
- Море… (Тиморское)
- Полуостров… (Арнемленд)
- Океан… (Тихий)
- Остров… (Тасмания)
- Пролив… (Басов)
- Залив… (Карпентария)
- Море… (Тасманово)
- Полуостров… (Кейп-Йорк)
- Море… (Арафурское)
- Залив… (Большой Австралийский)
- Коралловый риф… (Большой Барьерный риф)
IV. Итог урока.
Повторение ключевых моментов по темам:
- Особенности физико-географического положения.
- История исследования материка.
- Рельеф и полезные ископаемые.
V. Домашнее задание.
Параграф 35, стр. 148-150.
На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря, заливы, проливы и океаны, омывающие Австралию.
(Слайд 27)
Дополнительный материал к уроку
– Алмазы в Западной Австралии были открыты только в 1976 г., а уже через десять лет по их добычи она вышла на первое место в мире.
– Первые 11 парусных судов со ссыльными прибыли на юго-восточное побережье материка в 1788 г. после восьмимесячного плавания. Здесь было основано поселение, получившее затем название Сидней в честь тогдашнего министра колоний Великобритании. В 1988 г., когда праздновалось 200-летие Австралии, англичане в точности повторили плавание «Первого флота». А день 26 января, когда этот флот закончил свое плавание, с тех пор отмечается как национальный праздник Австралии.