Урок проводится в 8 классе
На изучение темы отводится 2 урока, данный урок первый
Тип урока – метапредметный урок
Форма урока – урок-диалог. Урок сопровождается презентацией Power Point.
Цель урока: формирование понятия о рекламе как инструменте маркетинга.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с рекламой как инструментом маркетинга, научить создавать рекламу.
Развивающая – развивать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, умение преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни.
Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету и экономическую культуру учащихся.
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Подготовка к уроку:
- Составление учителем презентации к уроку.
- Подготовка материала учителем для создания проекта (фотографии, логотипы, эмблемы, торговые знаки, слоганы).
- Подготовка сообщений учащимися из истории возникновения рекламы.
Техническое обеспечение:
Компьютер, проектор и экран.
Основные понятия темы:
- Маркетинг
- Инструмент
- Реклама
- Рекламодатель
- Рекламное агентство
Ход урока
1. Орг. момент: (1 минута)
- Добрый день, ребята, присаживайтесь! Сегодня нам предстоит интересная работа.
- Активность, уверенность, командный дух – вот залог успеха на этом уроке! (учащиеся сидят по группам)
2. Этап мотивации и целеполагания: (3 минута)
- Ребята, у меня для вас есть интересное задание. Сейчас в класс войдут ваши одноклассники, они будут предлагать вам некоторые предметы, а перед вами задача: прежде чем что-то взять, хорошо подумайте: - нужно ли это вам в настоящий момент, не забывайте где вы находитесь; - зачем это вам нужно; - и вообще, что вы с этим будете делать дальше, ведь у вас впереди еще несколько уроков.
- Ребята, входите (входят девочка и мальчик, у каждого по 4 воздушных шарика).
- Пожалуйста, сделайте то, о чем я вас просила (перед ребятами заранее была поставлена другая задача: постараться убедить и заставить учащихся взять у них как можно больше шариков, пуская вход различные приемы: описать свойства предмета, пустить вход личное обаяние и т.д. Ученики просят одноклассников взять у них шарики. Очень просят их об этом, настаивают и рассказывают, почему их нужно взять – они красивые, круглые, надуты гелем, бесплатные и т.п.)
Когда девочки отдали по несколько шариков, я говорю «СТОП. ВРЕМЯ ЗАКОНЧИЛОСЬ».
- Ребята, посмотрите у (называю имя обучающегося) остался один шарик, а у (называю имя) осталось два шара.
3. Актуализация знаний, умений и навыков: (2 минуты)
– Скажите, пожалуйста, почему (называю имя) получилось лучше справиться с заданием, чем (называю имя). Учащиеся приводят различные аргументы: мило улыбалась, приветливо говорила, была настойчива, хорошо рекламировала свои шарики и т.п.)
ВЫВОД: - замечательно, ребята, и вы абсолютно все правы.
4. Изучение нового материала: (8 минут)
- Вы знаете, существует целая наука, которая учит, как правильно обмениваться и удовлетворять человеческие нужды и потребности. И эта наука называется МАРКЕТИНГ (СЛАЙД 2). – Откройте тетради и запишите в глоссарий определение маркетинга.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на следующие изображения на слайде (СЛАЙД 3, 4, 5, 6, 7).
– Как одним словом можно назвать, то, что вы видите? (ИНСТРУМЕНТЫ).
- Скажите, а что объединяет все эти понятия? (СЛАЙД 8) (ученики отвечают - то, с помощью чего можно что-то сделать).
– Посмотрим на значение слова ИНСТРУМЕНТ (СЛАЙД 9).
- Мы выяснили, что существует целая наука - маркетинг, которая помогает эффективно удовлетворять потребности людей. Если это целая наука, то должны быть инструменты, позволяющие достигать маркетинговых целей.
- Давайте вспомним еще раз, почему (называю имя девочки) удалось раздать шарики (хорошо рекламировала свои шарики), а (называю имя девочки) не удалось.
- Действительно, ребята, нужно было прорекламировать. Значит, инструментом маркетинга является – РЕКЛАМА (переворачиваю тему на доске) (СЛАЙД 10). – Запишите определение рекламы в глоссарий.
- Сейчас я предлагаю вам послушать историю возникновения рекламы.
1 ученик
Реклама появилась очень, очень давно. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях. Например, римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях. Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдать за него свои голоса. Все это предшественники современной наружной рекламы. (После рассказа вешает на доску образцы наружной рекламы.)
2 ученик
Другую разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай, который ходил по улицам Афин и возглашал о продажах рабов, скота и прочих товаров. Ранней разновидностью рекламы также было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. В наши дни для этих целей пользуются товарными знаками. (После рассказа вешает на доску образцы товарных знаков.)
3 ученик
Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 г. – год изобретения Гутенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше вручную изготавливать рекламные извещения. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478 г. А наибольшего расцвета реклама достигла в США в 18 веке. (После рассказа вешает на доску образцы печатной рекламы.)
4 ученик
В настоящее время для России характерен резкий наплыв яркой и разнообразной рекламной продукции. По оценкам специалистов, в год на рекламные мероприятия тратятся десятки миллиардов рублей. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро и более качественными становятся предоставляемые ими услуг. (После рассказа вешает на доску образцы рекламных агентств.)
ВЫВОД: итак, мы выяснили, что реклама является инструментом маркетинга, а теперь нам необходимо научиться пользоваться этим инструментом.
5. Первичная проверка понимания изученного: (3 минуты)
- Итак, ребята, существует технология создания любого инструмента, например, чтобы создать музыкальный инструмент скрипку, необходимо выбрать необходимую древесину, цвет лака. Создание медицинских инструментов требует определенной технологии: медицинские ножи покрывают слоем никеля и обрабатывают при помощи электрополировки, а скальпели, например, обязательно покрывают толстым алмазным покрытием. Сегодня я вам предлагаю технологию создания инструмента маркетинга – реклама. – Посмотрите внимательно на СЛАЙД 11. На нем представлен:
АЛГОРИТМ создания рекламы: (читаю алгоритм)
- Постановка цели рекламной продукции (предназначение рекламы).
- Целевой рынок (описание потенциальных потребителей услуг (товаров), на которых должна воздействовать ваша реклама).
- Разработка рекламного обращения состоит:
- информации, которую необходимо представить потребителям;
- поиска оригинальных идей;
- состоит из текстовой (рекламный слоган) и иллюстративной частей. - Виды рекламного продукта:
- ролик;
- плакат;
- печатная продукция. - Какие средства распространения рекламы вы планируете использовать:
- газета;
- телевидение;
- наружная реклама.
6. Закрепление новых знаний и способов действий: (10 минут)
- Ребята, я выступаю сегодня в качестве рекламодателя — это юридическое или физическое лицо, являющееся заказчиком рекламы у рекламного агентства.
- Каждая группа сегодня – это рекламное агентство. Рекламное агентство — организация, предоставляющая своим клиентам услуг по планированию, организации и производству рекламы (СЛАЙД12). По моему заказу вы сегодня спланируете будущий проект рекламного продукта и создадите собственную рекламу. А объектом рекламы будет – ШКОЛА (пишу ШКОЛА на доске).
Практическая работа по группам. Группы по 7-8 человек работают над проектом объекта рекламы – школа.
У каждой группы в конверте находятся различные фотографии из школьной жизни, рекламные слоганы, юмористические зарисовки на школьную тему, маркеры, клей, ватманы.
- В качестве помощи предлагаю вам следующую памятку (СЛАЙД 13):
Памятка составителям рекламы:
- главное в рекламе – простота и доступность изложения;
- рекламное объявление должно хорошо запоминаться;
- броский заголовок – половина успеха;
- текст объявления должен быть составлен грамотно и четко;
- лучше иметь одну большую иллюстрацию, качественно выполненную, чем много мелких и некачественных.
7. Презентация созданных рекламных проектов: (8 минут)
- Итак, давайте посмотрим, какие проекты рекламы у вас получились (Каждая группа представляет свою рекламу, используя алгоритм; отмечаю «+» в каждом).
- Ребята, вы знаете, у нашей школы, например, уже существует некоторые виды рекламных продуктов. В 2011 году наша школа отмечала 25 лет и к этой юбилейной дате были выпущены магниты и календари с изображением нашей школы. Вот пример одного из них: (СЛАЙД 14):
8. Рефлексия. Подведение итогов занятия: (4 минуты)
- Я рада, что вы сами смогли создать рекламу. А на следующем уроке мы сравним созданный нами рекламный продукт с мировыми аналогами для его объективной оценки.
- Вам понравился урок?
- Прошу свое личное восприятие урока отразить в предложенных вам фразах (СЛАЙД 15):
Я почувствовал …..
Я понял ….
Я бы изменил ….
Я буду ….
(у каждого листочки, на которых записываются личные мнения)
9. Объснение домашнего задания: (1 минута)
Разработать рекламный проспект и рекламные символы на школьную форму. Автора лучшей разработки ждет награда (СЛАЙД 16):
- Оценки на уроке сегодня получили учащиеся приготовившие опережающие задания. А экспертная оценка ваших проектов пройдет на следующем уроке.
- Я благодарю вас за активность, проявленную любознательность и работоспособность. Мне было приятно с вами работать.
- Спасибо за урок!!! (СЛАЙД 17).