Древние обитатели Прибайкалья

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Освоение знаний о событиях из истории региона и родного края в древности;
  • Формирование умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой;
  • Развивать речь учащихся, внимание и логическое мышление;
  • Воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о вкладе далеких предков в культуру региона и страны, уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их культурой.

Оснащение: мультимедийное оборудование, рабочая тетрадь (авторская), Исторический атлас. Иркутская область. З.И. Рабецкая. – М.: Издательство ДИК, 2000.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В 1871 году в Иркутске произошло событие, получившее мировую известность - при строительстве Военного госпиталя нашли остатки поселения первобытных людей, обитавших в Прибайкалье в древнекаменном веке (50-10 тыс. лет до н.э.). Столь древний культурный слой на территории России был выявлен впервые!

К сожалению, вся эта уникальная археологическая коллекция, не имевшая аналогов в России и в мире, погибла во время Иркутского пожара в 1879 г. Не менее сенсационное событие, получившее мировую известность, произошло в 1928 году в селе Мальта на левом берегу реки Белой. Раскопки показали, что здесь, на левом берегу реки Белой, в селе Мальта, была стоянка первобытного человека времен позднего палеолита. А в 1936 году на правом берегу реки Ангары, у села Нижняя Буреть, археологом А.П. Окладниковым была открыта вторая стоянка такого же типа. Здесь тоже были найдены хорошо сохранившиеся предметы труда и быта, свидетельствующие о высоком уровне материальной культуры древних людей, обитавших в нашем крае около 25 тыс. лет назад.

Все эти археологические находки в суровой Сибири, вдали от общепризнанных центров цивилизации, стали полной неожиданностью для мировой научной общественности, традиционно исключавшей Сибирь из числа регионов, где происходило становление древней культуры.

2. Исследование

Мы проведем свое исследование научных текстов и попробуем выяснить, как зародилась жизнь людей в нашем крае, чем они тогда занимались, какие животные в те древние времена обитали в нашем краю и в чем уникальность археологических находок.

Работа учащихся в группах: (работа над текстами научных текстов, Приложение 1.1)

  • 1 группа – Стоянки древнего человека на территории нашего края
  • 2 группа – Природно-климатические условия
  • 3 группа – Образ жизни. Жилища.
  • 4 группа – Занятия. Орудия.

Каждая группа готовит небольшое выступление

3. Практическая работа «Периоды древней истории на территории Прибайкалья»

В древней истории выделяют основные периоды. Наша задача дать характеристику основных периодов древней истории на территории нашего края, выделить общие черты и различия. Выяснить, что положено в основу деления.

  • работа учащихся с научными текстами, (Приложение 1.1, 1.2 на выбор учащихся), заполнение таблицы, (Приложение 2).
  • обсуждение: общие черты, различия
  • работа с понятиями: палеолит, мезолит, неолит, энеолит (выяснить, что положено в основу деления)

Подвести учащихся к пониманию, что на территории современной Иркутской области существовали достаточно мощные очаги хозяйства и древней культуры.

4. Культура Древнего Прибайкалья

Археологические раскопки помогли сделать много интересных открытий, которые стали достоянием мировой культуры.

Выступления учащихся:

  • Палеолитические Венеры
  • Украшения и орнамент
  • Мировоззрение палеолитического человека
  • Петроглифы

5. Заключение.

Как вы думаете, почему эти памятники являются достоянием мировой культуры, изучаются учеными, в чем их ценность? (ответы учащихся)

Домашнее задание: выполнить задания в Рабочей тетради (Приложение 3)