Пояснительная записка к уроку
На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, – это урок проверки знаний, умений и навыков. Такой тип урока – особый тип, на котором проверяется изученный учебный материал нескольких уроков. В этом классе я использую активные технологии обучения, в связи, с чем учащиеся к 8 классу умеют устанавливать причинно-следственные связи, решают проблемные задания. Особое внимание уделяю решению тестов, поскольку сейчас выпускникам не миновать ГИА в новой форме.
Предлагаемый «Итоговый урок по теме «Человек и информация» проводится в 8 классе по завершению изучения I главы. Тест может использоваться самостоятельно и на других уроках информатики в 8-11 классах для проверки прочного освоения материала и проверки знаний по теме «Человек и информация». А также тест можно использовать в преддверии юбилейной даты, посвященной Дню народного единства, поскольку вопросы составлены по данной исторической дате – освобождение Москвы.
Необходимое техническое средство: компьютер с процессором на базе Intel Pentium 4; программное средство: MS Office (Word).
Урок состоит из 7 этапов. На этапе постановки цели урока учащимися повторяется теоретический материал изученной главы, формулируют для себя цель деятельности. На этапе организации способов деятельности идет пояснение структуры теста и правил работы, учащиеся определяют степень организованности. Для выполнения теоретической части теста отводиться 20 минут, первая половина урока, во второй половине урока работают за компьютером, что предотвращает утомляемость и повышает мотивацию ученика. Содержание теста и технология проведения приближена к организации итоговой аттестации, что в свою очередь является подготовительной работой к ИА по информатике. В конце урока учитель уже может выставить отметки за 1 часть работы и тут же проанализировать с учащимися, так учащиеся развивают умения ставить для себя новые задачи на основе своих ошибок.
Для проведения данного урока необходимо, чтобы учащиеся умели набирать текст и были знакомы с правилами оформления текста, а также должны уметь сохранять документ. Теоретическая часть полностью построена на программном материале, то есть 1 часть могут выполнить все учащиеся базового уровня.
К уроку нет необходимости готовить иллюстративный материал. Задания теста объединены одной общей темой «День народного единства». В этом 2012 году исполнилось 400 лет со дня освобождения Москвы, в связи с чем был составлен тест со сквозным тематическим содержанием. В текст заданий включены информации по истории установления праздника, по истории празднования Дня народного единства в современной России, сведения про Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, фотографию горельефа памятника Минину и Пожарскому, установленного в Москве. Если количество детей большое, то есть необходимость составить второй вариант теста, при отсутствии возможности отдельно рассаживать детей. Желаю успехов!
Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков
Цели урока:
- Познавательная: обобщить и определить уровень усвоения понятий информативность сообщения, информации и знания, информационные процессы, измерение информации.
- Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, запоминать и извлекать информацию из памяти, текста.
- Воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности: внимательность, уверенность, ответственность, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активность, наблюдательность, волевые качества; формирование гражданственности и патриотизма детей, развитие умений грамотно использовать исторические факты и события; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны.
Оборудование: Информатика и ИКТ. Базовый курс, 8 класс, И.Г. Семакин, тест, рабочие директории на рабочем столе ПК, программное обеспечение (обязательно Word, Excel).
Содержание урока:
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент | 1 мин. | – Добрый день, ребята! Очень рада, что все сегодня в классе, садитесь. Проверьте наличие на столах ручек, черновиков и учебников. | Приветствие, организация рабочего места |
Постановка цели урока | 2 мин. | – Сегодня у нас с вами итоговый урок
по 1 главе «Человек и информация». Откройте с.28-29.
Сформулируйте цель урока. – Повторим понятия и содержание 1 главы по схеме. – Ребята, вам нужно было принести сегодня доработанные д/з по §3 и еще раз просмотреть материал по празднованию Дня народного единства. Скажите, в чем видите значимость событий 1612 года в истории нашей Родины? |
Формулируют определения и понятия
информативности сообщения, информации и знания,
информационные процессы, измерение информации, с
примерами; определяют цель своей учебной деятельности, ставят и формулируют для себя цель в учёбе |
Организация способов деятельности | 2 мин. | – Раздайте тесты. Посмотрите, тест состоит из трех частей – теоретическая – это часть 1 и часть 2, и практическая – это часть 3, итого за контрольную работу вы получите 2 оценки – одну оценку за теоретическую часть работы, другую – за практические задания, выполненные на компьютере. В тесте 9 заданий, составленные в соответствии с содержанием пройденного нами учебного материала. Вопросы по организационной части имеются? Я желаю вам успехов в работе. | Определяет готовность к работе и
способы работы; овладевает основами самоконтроля, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности |
Контрольная работа (теоретическая часть) | 20 мин. | – В верхнем правом углу на 1 странице
запишите свою фамилию и имя, дату и приступайте к
выполнению. Кто выполнит 1 и 2 части, прошу работу
сдать и присаживаться за компьютеры. При
завершении работы для сохранения файла я буду к
вам подходить (раздать Приложение
1). Часть 1 1. Определите информационный объем
текста, набранного с помощью компьютера. Часть 2 6. Даны два фрагмента текста.
В обоих фрагментах используется шрифт
одного и того же семейства. Какие из
перечисленных ниже свойств
символов и абзацев различаются для
левого и правого фрагментов текста? |
Подписывают работу, записывают дату
определяют информационный объем текста по
количеству символов компьютерного набора; классифицируют знания по признаку определения сообщения (декларативные) или действия (процедурные) распознавать в тексте допущенные ошибки, несоблюдение правил ввода текста; строят логическое рассуждение и делают выводы; преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; выполнять кодировку и декодировать сообщения, используя простейшие коды; анализировать, сопоставлять характеристики видов восприятия информации с содержанием текста; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическое рассуждение и делают выводы; распознают сходства и различия в оформлении текста: шрифт, его начертание, размер и цвет, выравнивание; строят логическое рассуждение и делают выводы по установлению соответствия; |
Контрольная работа (практическая часть) | 15 мин. | Часть 3 8. Создайте в
текстовом редакторе документ и
напишите в нем следующий текст, точно
воспроизведя все оформление текста, имеющееся в
образце. Текст сохраните в файле. |
оформлять текст в соответствии с
заданными требованиями к шрифту, его начертанию,
размеру и цвету, к выравниванию текста; осуществляют орфографический контроль; осуществляя поиск информации в сети Интернет по 4 ноября, преобразовывая информацию по заданным правилам, создавали, форматировали и заполнили данными таблицу в качестве д/з; сохраняют файл, присвоив имя под контролем учителя; |
Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний. | 3 мин. | – Я проверила 1 и 2 части работы,
выставила отметки, можете рассмотреть, задать
вопросы. Согласны с отметками? Оценки за
практическую часть вы узнаете на следующем
уроке. – Назову типичные ошибки и пробелы: – Какие пути их устранения можете предложить? |
соотносят с критериями оценивания и со
шкалой перевода на отметку свою работу; ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; |
Подведение итогов урока | 2 мин. | Какие впечатления от урока? Ваши
предложения по организации контрольных уроков.
Позвольте урок завершить стихотворением
Михаила Хозиева Нас не сломить Бессмертна родина и вечна, |
выражают словами и жестами свое
эмоциональное состояние формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности. |
Список литературы:
- Головин Н.Н. Моя первая русская история. – М.: Тон пресс, 1999.
- Данилов А.А. История России: конец XVI –XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. \ Под ред. И.Г. Семакина – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- История России с древнейших времен до конца XVII века \ А.П. Новосельцев – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Черникова Т.В. История России. XVII –XVIII века: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2000.
Интернет ресурсы:
В помощь для учителя по оцениванию ученических работ (Приложение 2)