Методическая разработка итогового урока по теме "Человек и информация"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка к уроку

На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, – это урок проверки знаний, умений и навыков. Такой тип урока – особый тип, на котором проверяется изученный учебный материал нескольких уроков. В этом классе я использую активные технологии обучения, в связи, с чем учащиеся к 8 классу умеют устанавливать причинно-следственные связи, решают проблемные задания. Особое внимание уделяю решению тестов, поскольку сейчас выпускникам не миновать ГИА в новой форме.

Предлагаемый «Итоговый урок по теме «Человек и информация» проводится в 8 классе по завершению изучения I главы. Тест может использоваться самостоятельно и на других уроках информатики в 8-11 классах для проверки прочного освоения материала и проверки знаний по теме «Человек и информация». А также тест можно использовать в преддверии юбилейной даты, посвященной Дню народного единства, поскольку вопросы составлены по данной исторической дате – освобождение Москвы.

Необходимое техническое средство: компьютер с процессором на базе Intel Pentium 4;  программное средство: MS Office (Word).

Урок состоит из 7 этапов. На этапе постановки цели урока учащимися повторяется теоретический материал изученной главы, формулируют для себя цель деятельности. На этапе организации способов деятельности идет пояснение структуры теста и правил работы, учащиеся определяют степень организованности. Для выполнения теоретической части теста отводиться 20 минут, первая половина урока, во второй половине урока работают за компьютером, что предотвращает утомляемость и повышает мотивацию ученика. Содержание теста и технология проведения приближена к организации итоговой аттестации, что в свою очередь является подготовительной работой к ИА по информатике. В конце урока учитель уже может выставить отметки за 1 часть работы и тут же проанализировать с учащимися, так учащиеся развивают умения ставить для себя новые задачи на основе своих ошибок.

Для проведения данного урока необходимо, чтобы учащиеся умели набирать текст и были знакомы с правилами оформления текста, а также должны уметь сохранять документ. Теоретическая часть полностью построена на программном материале, то есть 1 часть могут выполнить все учащиеся базового уровня.

К уроку нет необходимости готовить иллюстративный материал. Задания теста объединены одной общей темой «День народного единства». В этом 2012 году исполнилось 400 лет со дня освобождения Москвы, в связи с чем был составлен тест со сквозным тематическим содержанием. В текст заданий включены информации по истории установления праздника, по истории празднования Дня народного единства в современной России, сведения про Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, фотографию горельефа памятника Минину и Пожарскому, установленного в Москве.  Если количество детей большое, то есть необходимость составить второй вариант теста, при отсутствии возможности отдельно рассаживать детей. Желаю успехов!

Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков

Цели урока:

  • Познавательная: обобщить и определить уровень усвоения  понятий информативность сообщения, информации и знания, информационные процессы, измерение информации.
  • Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, запоминать и извлекать информацию из памяти, текста.  
  • Воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности: внимательность, уверенность, ответственность, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активность, наблюдательность, волевые качества; формирование гражданственности и патриотизма детей, развитие умений грамотно использовать исторические факты и события; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны.

Оборудование: Информатика и ИКТ. Базовый курс, 8 класс, И.Г. Семакин, тест,  рабочие директории на рабочем столе ПК, программное обеспечение (обязательно Word, Excel).

Содержание урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 1 мин. – Добрый день, ребята! Очень рада, что все сегодня в классе, садитесь. Проверьте наличие на столах ручек, черновиков и учебников. Приветствие, организация рабочего места
Постановка цели урока 2 мин. – Сегодня у нас с вами итоговый урок  по 1 главе «Человек и информация». Откройте с.28-29. Сформулируйте цель урока.
– Повторим понятия и содержание 1 главы по схеме.
– Ребята, вам нужно было принести сегодня доработанные д/з по §3 и еще раз просмотреть материал по празднованию Дня народного единства. Скажите, в чем видите значимость событий 1612 года в истории нашей Родины?
Формулируют определения и понятия информативности сообщения, информации и знания, информационные процессы, измерение информации, с примерами;
определяют цель своей учебной деятельности, ставят и формулируют для себя цель в учёбе
Организация способов деятельности 2 мин. – Раздайте тесты. Посмотрите, тест состоит из трех частей – теоретическая – это часть 1 и часть 2, и практическая – это часть 3, итого за контрольную работу вы получите 2 оценки – одну оценку за теоретическую часть работы, другую – за практические задания, выполненные на компьютере. В тесте 9 заданий, составленные в соответствии с содержанием пройденного нами учебного материала. Вопросы по организационной части имеются? Я желаю вам успехов в работе. Определяет готовность к работе и способы работы;
овладевает основами самоконтроля, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности
Контрольная работа (теоретическая часть) 20 мин. – В верхнем правом углу на 1 странице запишите свою фамилию и имя, дату и приступайте к выполнению. Кто выполнит 1 и 2 части, прошу работу сдать и присаживаться за компьютеры. При завершении работы для сохранения файла я буду к вам подходить (раздать Приложение 1).

Часть 1

1. Определите информационный  объем текста, набранного с помощью компьютера.
2. Из предложенного списка выберите декларативные знания.
3. В  каком  из  перечисленных  ниже  предложений  правильно  расставлены пробелы между словами и знаками препинания?
4. От  разведчика  была  получена  следующая  шифрованная  радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы.   Определите  текст  радиограммы.  В  ответе  укажите,  сколько  букв  было  в исходной радиограмме.  
5. В каком виде будет воспринимать информацию человек, если ему показали фотографию; дали возможность послушать запись; дали на руки оружие. Запишите последовательность видов восприятия информации относительно приведенного события для человека. 

Часть 2

6. Даны  два  фрагмента  текста. В  обоих  фрагментах  используется шрифт одного и того же семейства. Какие  из  перечисленных  ниже  свойств  символов  и  абзацев  различаются для  левого  и  правого  фрагментов  текста?
7. Установите соответствия между примерами и формами представления информации.

Подписывают работу, записывают дату определяют информационный объем текста по количеству символов компьютерного набора;
классифицируют знания по признаку определения сообщения (декларативные) или действия (процедурные) 
распознавать в тексте допущенные ошибки, несоблюдение правил ввода текста;
строят логическое рассуждение и делают выводы;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
выполнять кодировку и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
анализировать, сопоставлять характеристики видов восприятия информации с содержанием текста;
устанавливают причинно-следственные связи;
строят логическое рассуждение и делают выводы;
распознают сходства и различия   в оформлении текста: шрифт, его начертание, размер и цвет, выравнивание;
строят логическое рассуждение и делают выводы по установлению соответствия;
Контрольная работа (практическая часть) 15 мин. Часть 3

8. Создайте  в  текстовом  редакторе  документ  и  напишите  в  нем  следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Текст сохраните в файле. 
9. Найти, обработать и сохранить информацию в виде таблицы про праздник Дня народного единства. Эту работу скопировать и сохранить в рабочей директории, присвоив этому файлу имя.

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
осуществляют орфографический контроль;
осуществляя поиск информации в сети Интернет по 4 ноября, преобразовывая информацию по заданным правилам, создавали, форматировали и заполнили данными таблицу в качестве д/з;
сохраняют файл, присвоив имя под контролем учителя;
Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний. 3 мин. – Я проверила 1 и 2 части работы, выставила отметки, можете рассмотреть, задать вопросы. Согласны с отметками? Оценки за практическую часть вы узнаете на следующем уроке.
– Назову типичные ошибки и пробелы:
– Какие пути их устранения можете предложить?
соотносят с критериями оценивания и со шкалой перевода на отметку свою работу;
ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
Подведение итогов урока 2 мин. Какие впечатления от урока? Ваши предложения по организации контрольных уроков. Позвольте урок завершить стихотворением Михаила  Хозиева

Нас не сломить

Бессмертна родина и вечна,
Единый дух кому убить?
Враги хоть топчат Русь беспечно,
Россия – есть, и будет жить!
Всех благодарю, спасибо за урок. До свидания.

выражают словами и жестами свое эмоциональное состояние
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности.

Список литературы:

  1. Головин Н.Н. Моя первая русская история. – М.: Тон пресс, 1999.
  2. Данилов А.А. История России: конец XVI –XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений  – М.: Просвещение, 2006.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. \ Под ред. И.Г. Семакина – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. История России с древнейших времен до конца XVII века \ А.П. Новосельцев – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  5. Семакин И.Г.  Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Семакин И.Г.  Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Черникова Т.В. История России. XVII –XVIII века: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений  – М.: Дрофа, 2000.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.fipi.ru
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.4november.ru

В помощь для учителя по оцениванию ученических работ (Приложение 2)