Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
личностных:
- формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».
метапредметных:
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.
предметных:
- познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
- понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Планируемые результаты:
- осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Оборудование и материалы к уроку:
учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, словарь синонимов и антонимов, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»
2. Вызов.
а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)
- Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма)
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?
б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)
- Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ)
- Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ)
- Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
- Сознавать долг и не исполнять его – это (ТРУСОСТЬ)
- Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО)
- Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ)
- Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (ЦИЦЕРОН)
- Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ)
- Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)
3. Осмысление
а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)
Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (словарь синонимов) (слайд 24)
Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.
б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 25)
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.
- Для чего Пахарь пахал землю?
- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?
- Для кого трудился крот?
- Для кого работал Пахарь?
- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?
- Пахарь – альтруист, а крот?
в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)
добро – зло
хорошо – плохо
добродетель – порок
трудолюбие – лень
справедливость – несправедливость
альтруизм - ? (используя словарь антонимов)
г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)
Работа с разными источниками информации (по группам):
толковый словарь: Эгоизм (от латинского ego – я) - поведение, направленное на
удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или
общества.
Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,
полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,
счастье).
учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
- Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) (слайд 28)
своекорыстие;действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.
- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.
д) Самостоятельная работа с учебником ((прием ТРКМ – инсерт: «V» – уже знал, «+» - новое)
Задание (на карточках)
- Прочитать в учебнике об эгоизме.
- Какие различают формы эгоизма.
- Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)
Альтруизм
Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.
Одноклассник не передал домашнее задание.
Эгоизм
Мальчик не поделился подаренными конфетами.
Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.
- Объясните следующую схему: (слайд30)
Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм
е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения (слайд 31).
(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)
4. Рефлексия деятельности в технике
«Закончите предложения» (слайд 32)
а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________
2. Самым сложным для меня было…__________________
б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»
- Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах)
- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)
- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела») (слайд 33)
5. Домашнее задание:
Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».