Альтруизм и эгоизм

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

личностных:

  • формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

метапредметных:

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.

предметных:

  • познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
  • понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Планируемые результаты:

  • осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Оборудование и материалы к уроку:

учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, словарь синонимов и антонимов, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

2. Вызов.

а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)

- Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма)

- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)

  1. Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ)
  2. Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ)
  3. Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
  4. Сознавать долг и не исполнять его – это (ТРУСОСТЬ)
  5. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО)
  6. Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ)
  7. Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (ЦИЦЕРОН)
  8. Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ)
  9. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)

3. Осмысление

а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (словарь синонимов) (слайд 24)

Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.

б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 25)

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ? (используя словарь антонимов)

г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Эгоизм (от латинского ego – я) - поведение, направленное на

удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или

общества.

Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,

счастье).

учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

- Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) (слайд 28)

своекорыстие;действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.

- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

д) Самостоятельная работа с учебником ((прием ТРКМ – инсерт: «V» – уже знал, «+» - новое)

Задание (на карточках)

  1. Прочитать в учебнике об эгоизме.
  2. Какие различают формы эгоизма.
  3. Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)

    Альтруизм
    Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.
    Одноклассник не передал домашнее задание.

    Эгоизм
    Мальчик не поделился подаренными конфетами.
    Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.

  4. Объясните следующую схему: (слайд30)

    Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм

е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения (слайд 31).

(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

4. Рефлексия деятельности в технике

«Закончите предложения» (слайд 32)

а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________

2. Самым сложным для меня было…__________________

б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

- Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах)

- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела») (слайд 33)

5. Домашнее задание:

Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».