Цель урока:
дифференцированный контроль знаний, проверка умения учащихся:
- писать безударные личные окончания глаголов;
- правильно обосновывать написание безударных окончаний;
- определять у глаголов спряжение, лицо, число, время;
- правильно писать суффиксы глаголов в прошедшем времени.
Оборудование:
- зачетные материалы в трех вариантах по степени сложности;
- карточки с дополнительными упражнениями каждого уровня;
- опорные карточки и таблицы для учащихся первого уровня.
Работа ведется по зачетным карточкам, дифференцированным по уровню сложности, исходя из индивидуальной нормы или относительной успешности каждого ученика.
Ребята, выбравшие материал II-го и III-го уровня, работают в парах. Ученики III-го уровня принимают теоретическую часть зачета у учеников II-го уровня, консультируя отвечающего по вопросу, на который он ответил неверно или затруднился ответить. Далее приступают к выполнению практической части, каждый по своим карточкам.
Ученики, выбравшие материал I-го уровня, сдают устную часть зачета учителю.
Отработав основной зачетный материал, ученик может взять дополнительные упражнения, которые так же, как и зачетные карточки имеют разную степень сложности. Какого уровня взять дополнительную карточку ученик также определяет сам.
Зачет по теме “Глагол” I уровень.
I. Ответь на вопросы:
1) Глаголы в каком спряжении имеют окончания -ем; -ет; -ете; -ут (-ют)
а) в I спр. б) во II спр.
2) Глаголы в каком спряжении имеют окончания: -им; -ит; -ите; -ат (-ят)
а) в I спр. б) во II спр.
3) Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
а) по лицам и числам;
б) по родам;
в) по числам.
4) Как определить спряжение глагола?
а) по имени существительному, с которым оно
связано;
б) по неопределенной форме;
5) Как узнать, какой суффикс пишется у глаголов прошедшего времени перед суффиксом “Л”
а) поставить в неопределенную форму;
б) изменить по числу;
в) проспрягать.
II. Подчеркни глаголы I спряжения:
полоть, крыть, бросить, бросать, купить, считать, надеть, стрелять, учить, любить, украшать, украсить
III. Подчеркни глаголы-исключения. Сверху укажи спряжения.
Вращать, вертеть, ударить, ударять, обидеть, стелить, крутить, лепить, брить, гнать, рвать, держать, мазать, видеть, обещать, душить, ненавидеть.
IV. Вставь окончания, укажи спряжения.
Мы уч…м, вы груз…те, они ход…т, ты слома…шь, они чист…т, ты жале…шь, мы се…м, вы слыш…те, они вид…т, ты бре…шь, он гон…т, он завис…т, мы зева…м, они кол…т, мы замороз…м, он сине…т, они готов…т.
V. Вставь нужный суффикс
:выуч…л, плак…л, удар…л, покрас…л, кле…л, раста…л, исправ…л, стро…л, увид…л, слыш…л, обид…л, законч...л, насып…л, выслед…л, пад…л, нач…л.
VI. Проспрягай глаголы:
нарушать, нарушить
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Зачет по теме “Глагол” 2 уровень.
I. Ответь на вопрос
1) Как изменяются глаголы настоящего и будущего
времени?___________________
2) В каком времени глаголы изменяются по
родам?____________________________
3) Какие глаголы относятся ко второму
спряжению?_________________________
4) Какие глаголы относятся к первому
спряжению?___________________________
________________________________________________________________________
5) Назови глаголы-исключения II
спряжения:_________________________________
_________________________________________________________________________
6) Назови глаголы-исключения, которые относятся к
I спряжению______________
________________________________________________________________________
7) Какой суффикс пишется у глаголов прошедшего
времени перед суффиксом “Л”?
_______________________________________________________________________
II. Укажи спряжения глаголов:
копать; крутить; рисовать; ходить; бродить; знать; таять; колоть; лепить; задеть; убирать; выводить; кружить; летать; мазать.
III. Найди глаголы-исключения, подчеркни, укажи спряжения
:смотреть; строить; терпеть; сушить; полоть; выскочить; увидеть; гнать; обидеть; сеять; чесать; вертеть; крошить; держать; прятать; паять; играть; бороться; видеть; топтать; зависеть; кроить; слышать; будить; вытерпеть; прогнать; шептать; дышать; мочить; платить; услышать; посмотреть.
IV. Вставь окончания, укажи спряжения. Подчеркни глаголы будущего времени.
Зимой солнце свет…т, но не гре…т. Мама свяж…т тебе теплый свитер. Легкий ветерок круж…т и верт…т в воздухе последние снежинки. Весной солнышко пригре…т жарче, растоп…т снега, согре…т землю, разбуд…т все живое. Мы часто ход…м в наш парк, гуля…м по липовым аллеям, брод…м по извилистым дорожкам.
V. Вставь нужный суффикс прошедшего времени.
С неба сып…л моросящий дождик. Ве…л легкий ветерок. Туман та…л над полем. Я двиг..лся в сторону леса. Где-то ла…ла собака. Под ногами хлюп…ла вода. Она скле…ла опавшие листья. Послыш…лся крик ночной птицы. Вдалеке я увид…л огонек. Нач…лся сильный дождь.
VI. Проспрягай глаголы:
осветить, освещать.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Зачет по теме “Глагол” 3 уровень.
I. Зачеркни неправильное высказывание:
– Глаголы в прошедшем и настоящем времени
изменяются по лицам.
– Глаголы в настоящем и будущем времени
изменяются по лицам.
– Все глаголы изменяются по лицам.
– Все глаголы изменяются по родам.
– Глаголы прошедшего времени изменяются по
родам
– Глаголы настоящего времени изменяются по
родам.
– Глаголы бывают I, II и III спряжения.
– Глаголы бывают I и II спряжения.
II. Выбери верное утверждение:
- В предложении глагол чаще является главным членом.
- В предложении глагол чаще является второстепенным членом.
- Глагол не имеет формы настоящего времени, если
отвечает на вопрос
– что делать?
– что сделать?
III. Укажи, в каких словах пишется окончание -ем
:перебира…м, слыш…м, се…м, усво…м, вид…м, гон…м, бре…м, стел…м, гуля…м, смотр…м, копа…м, гоня…м, перебира…м, стреля…м.
IV. В каких глаголах пишется суффикс –и?
кле…л, ла…л? увид…л, успоко…л, раста…л, спор…л? помн…л.
V. В каких словах пишется “Ь”?
доч…, борщ…, леч…, грач…, без задач…, береч…, печ…
VI. В каких случаях верно определено спряжение?
Глядят – I, решать – I , услышать – II , бросать II, видеть – I , ненавидеть – II , вертеть – I , замечать – I , крушить – II , любят – I , стелить – II , чуять – II , шагать – I.
VII. Укажи, в каких случаях верно определено время глагола.
Зеленел – пр вр; работает – б вр; нарисует – б вр; встречает – н вр; дремать – б вр.
VIII. Укажи, в каких словах пишется гласная “Е” в окончании
.Уч…шь, чист…шь, шага…шь, счита...шь, бре…шь, держ…шь, стел…шь, зашива…шь, черт…шь, игра…шь, мо…шь, реж…шь, вар…шь, име…шь, бел…шь, ро…шь, дыш…шь, раду…шься, удивля…шься, ход…шь.
IX. Образуй глаголы из других частей речи, поставь их во 2 лицо множественного числа, определи спряжение, выдели окончание.
X. Вставь пропущенные буквы:
Мы ненавид…м мороз. Он щипл…т и куса…т нос и уши, заставля…т надевать теплые вещи, гон…т с улицы домой. Сильный холод держ…т нас в квартире. Мы подход…м к окну, грустно смотр…м в него и вид…м, как метель намета…т сугробы. Мы слыш…м вой сердитого ветра. Но многое в нашей жизни завис…т от нас. Мы зна…м, что мож…м привыкнуть к холодам. Мы закаля…м свое тело. Для этого принима…м холодный душ, а потом растира…м тело до красноты.
XI. Проспрягай глаголы:
изменять, изменить
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дополнительные карточки для индивидуальной работы I, II и III уровней сложности к зачету по теме “Спряжение глаголов”
I (1) | Поставь глаголы в 3 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Илья Щукин (выходить) из школьного подъезда, (сбегать) по лестнице и (шагать) по улице домой. Осенний ветер (срывать) с веток пожелтевшие листья, (крутить) и (вертеть) их в воздухе. Осень (вступать) в свои права и солнце уже не так (греть) землю. Скоро (наступить) зима. |
II (1) | Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Наступить – наступать. Вылавливать – выловить. Поступить – поступать. Расширять – расширить. Брить – сбривать. Нарушить – нарушать. Ронять – уронить. Наполнять – наполнить. Оплачивать – оплатить. |
III (1) | Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Смотреть и видеть. Вздыхать и дышать. Отрубить – не приставить. Начертить и нарисовать. Сеять и веять. Слушать и слышать. Брить и ровнять. Сказать – не воротить. Напилить и наколоть. Вертеть и гнать. Держать и включать. Умываться и смотреться. |
I (2) | Поставь глаголы в 3 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. (Наступать) хорошая погода. Мартовское небо (голубеть). Солнце ярче (светить). И жарче (греть). На солнечной стороне (таять) снег. С крыши (свисать) длинная сосулька. Воробей (чирикать) и казаться нарядным. Молодая галка (искать) место для гнезда. Все (радоваться) весне. |
II (2) | Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Дополнить – дополнять. Украшать – украсить. Обидеть – обижать. Навещать – навестить. Укрощать – укротить. Освещать – осветить. Изменять – изменить. Укусить – кусать. Держать – удерживать. Строить – копать. |
III (2) | Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Стелить и застилать. Обидеть и терпеть. Ненавидеть и любить. Закрутить и закручивать. Зависеть и зависнуть. Веять и реять. Не учить и не знать. Утащить и таскать. Трудиться и работать. Гнаться за модой. Видеться с другом. Пошутить и не обидеть. |
I (1) | Поставь глаголы в 3 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Илья Щукин (выходить) из школьного подъезда, (сбегать) по лестнице и (шагать) по улице домой. Осенний ветер (срывать) с веток пожелтевшие листья, (крутить) и (вертеть) их в воздухе. Осень (вступать) в свои права и солнце уже не так (греть) землю. Скоро (наступить) зима. |
II (1) | Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Наступить – наступать. Вылавливать – выловить. Поступить – поступать. Расширять – расширить. Брить – сбривать. Нарушить – нарушать. Ронять – уронить. Наполнять – наполнить. Оплачивать – оплатить. |
III (1) | Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Смотреть и видеть. Вздыхать и дышать. Отрубить – не приставить. Начертить и нарисовать. Сеять и веять. Слушать и слышать. Брить и ровнять. Сказать – не воротить. Напилить и наколоть. Вертеть и гнать. Держать и включать. Умываться и смотреться. |
I (2) | Поставь глаголы в 3 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. (Наступать) хорошая погода. Мартовское небо (голубеть). Солнце ярче (светить). И жарче (греть). На солнечной стороне (таять) снег. С крыши (свисать) длинная сосулька. Воробей (чирикать) и казаться нарядным. Молодая галка (искать) место для гнезда. Все (радоваться) весне. |
II (2) | Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Дополнить – дополнять. Украшать – украсить. Обидеть – обижать. Навещать – навестить. Укрощать – укротить. Освещать – осветить. Изменять – изменить. Укусить – кусать. Держать – удерживать. Строить – копать. |
III (2) | Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели
окончания, определи спряжение. Стелить и застилать. Обидеть и терпеть. Ненавидеть и любить. Закрутить и закручивать. Зависеть и зависнуть. Веять и реять. Не учить и не знать. Утащить и таскать. Трудиться и работать. Гнаться за модой. Видеться с другом. Пошутить и не обидеть. |