“Словосочетание” – одна из важнейших тем при изучении синтаксиса в 5-м классе. Работая над этой темой, важно научить учащихся определять главное и зависимое слово в словосочетании, находить и конструировать словосочетания определенной структуры (“сущ. + сущ. с предлогом и без”, “прил. + сущ.”, “глаг. + сущ.”, “глаг. + наречие”), а также разграничивать словосочетания с глаголом в роли главного слова и сочетания подлежащего с глаголом-сказуемым.
Большое внимание я на уроках уделяю установлению в словосочетании связи зависимого слова от главного, так как это важно для формирования умения правильно писать гласные в падежных окончаниях существительных и прилагательных и в личных окончаниях глаголов.
При синтаксическом разборе словосочетаний я требую от учеников связного ответа, развиваю умение пользоваться научным стилем речи. Вот как должен выглядеть примерный ответ ученика:
– Словосочетание темная ночь состоит из главного слова – существительного – и зависимого – прилагательного. Слова связаны с помощью окончаний зависимого слова: ночь какая? темная.
– Чтобы это доказать, надо изменить главное слово, вместе с ним изменится и зависимое: темная ночь, темной ночью.
Для развития логического мышления я задаю вопросы, например такие: “Если имя существительное является главным словом словосочетания, то какой частью речи чаще всего бывает зависимое слово?”, “Если зависимым является имя существительное, то какая часть речи обычно бывает главной?”, “Может ли имя существительное быть главным словом, если зависимое слово тоже имя существительное (дом на углу, платье из шелка)?”. Пятиклассники знают, что в словосочетании “ прил. + сущ.” зависимое слово – прилагательное – согласуется с главным, т.е. ставится в том же падеже, роде и числе. Связь осуществляется при помощи окончания зависимого слова. Если зависимым словом является существительное, то оно ставится в том же падеже, которого требует главное слово: рисовать (чем?) красками.
В пятом классе я знакомлю учеников с понятиями подчинительные и сочинительные словосочетания. На практике они закрепляют умение различать эти виды словосочетаний.
В приложении № 1 я предлагаю 2-й урок в 5-м классе по теме “Словосочетание”.
Надеюсь, что кому – нибудь он пригодится в работе над этой темой.