“В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог…”
И.Бродский
Актуальность.
Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение, они формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества. Эта тема позволяет показать на примере драматургии, что в мире существуют вечные ценности, что особенно актуально в наши дни. И вспомнить творчество Иоганна Себастьяна Баха.
Цель урока: формирование личностных мировоззренческих позиций на примере творчества И.С.Баха.
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с творчеством И.С.Баха.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативных способностей;
- воспитание умения работать в группах различного состава;
- воспитание уважения к музыкальной культуре разного времени;
Развивающие:
- развитие музыкально-образного восприятия музыки;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие интереса к музыке прошлых веков через современное восприятие мира;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие образного мышления;
- формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты;
- развитие навыков самостоятельной и групповой работы;
- развитие навыков работы с художественным текстом;
- развитие навыков работы с художественными материалами;
- формирование навыков аналитического мышления;
- развитие познавательного интереса через примеры.
Тип урока: комбинированный, в основе урока – системно-деятельностный подход;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, задания для групповой работы, репродукции, цветная бумага, цветные карандаши, пастель, краски, кисти, ватман.
Ход урока
№ п/п | Раздел урока |
Задача |
Содержание |
Материал |
Деятельность учащихся |
1 | Организационный этап Завязка | Мобилизация деятельности Введение в проблематику урока | Учитель 1) Подумайте и ответьте на вопрос. – Что значит слушать и слышать музыку? Если между этими понятиями различие. И в чем оно заключается? – Давайте попробуем. Посмотрите на экран, и сопоставьте увиденное и услышанное вами. Итак, начнем. | Слайд№1 Изображение статуи фараона Хефрена (фас) музыка Бах Органная токката и фуга ре минор, тема вступления Слайд№2 Изображение Рубенс “Распя-тие Христа” музыка Бах “Страсти по Матфею” “Распни….” Слайд№3 Пикассо “Герника” Музыка Бах Хоральная прелюдия соль минор |
При входе в класс, учащиеся получают цветную карточку с фрагментом нотного эпиграфа Баха. Три команды занимают места вокруг своего стола Задание 1) Прослушайте 3 музыкальных фрагмента, сопровождающих 3 иллюстрации В ходе прослушивания каждого фрагмента. Нужно сформулировать: – что вы чувствуете и записать 5 определяющих слов. Время для записи по 20 сек. на задание. Подчеркните наиболее сильные ощущения,…. подчеркните основное слово |
2) Вывод: Учитель: – Как вам показалось. Что нужно слушателю для восприятия музыки? Ответ учеников……… Учитель: – А что такое музыка? Ответы учеников…. Учитель: – Здесь была представлениа произвольная, почти случайная интерпретация художественного текста. И каждый услышал свое. Где были расположены ваши уши? Покажите.. Ответы учеников… (желательно показать, что ученики слушали сердцем музыку) | |||||
Учитель: Мы с вами прослушали произведения И.С.Баха | Слайд №4 представлены названия прослушанных произведений. | ||||
Пожалуйста, сформулируйте тему нашего урока. Учащиеся предлагают свои темы сегодняшнего урока Учитель: ИТАК, обобщая вышесказанное, ТЕМА НАШЕГО УРОКА “БАХ НА ВСЕ ВРЕМЕНА” | Слайд №5 И.С.Бах Портрет художника Е.Г.Хаусмана. Лейпциг. 1746г. |
||||
2. | Основной этап | Развитие ассоциативного мышления, умения фиксировать собственные ощущения. | Учитель: – Я сейчас не буду называть то музыкальное произведение, над отрывком из которого мы будем работать. Но в заключительной части урока вы о нем узнаете. – Прослушайте муз. фрагмент и изобразите графически услышанное, – назовите имена музыкальных инструментов, – обозначьте динамику, – укажате сколько было тем. Одна или несколько? Второе прослушивание Чувства переводим в цвет – Цветом выделите характер темы. Закрасьте геометрический абрис. – Покажите свои работы. – Какого цвета в вашей группе больше? И почему? | Учащиеся знакомятся с заданием и выполняют его: | |
Развитие умения работы с художественным текстом, умение делать выводы, умения работать в группе, слушать собеседника, оппонировать |
Задание по литературе. Учитель: задание по литературе У каждой команды на столе тексты. – Как вы думаете, какие темы волновали автора музыки? | Фрагменты по темам – одиночество – любовь – дорога к Богу (стихи Лермонтова, Цветаевой, Ахмадулиной и др. Фрагменты из Евангелия. | Ознакомившись с тремя фрагментами
литературных источников, учащиеся отвечают на
вопрос,
|
||
Учитель: Рассказ о фуге Баха До мажор из 1 тома ХТК – Фуга ( в переводе обозначает бег) – самая совершенная форма полифонического стиля. Строение фуги. Тема, противосложение, ответ, тема в увеличении, проведение темы в разных голосах, интермедия, имитация. Учитель: Сегодня Бах говорил с вами. Чтобы вы хотели сказать Баху. Составьте синквейн по теме урока. | Слайд №6 М.Чюрленис “Фуга” | Обобщение работы в группах. Ученики выполняют задание. Составляют синквейн. |
|||
3. | Обобщение резуль-татов урока. Развязка. Рефлексия. | Подведение итогов урока, синтез полученных знаний. | Учитель: Звучит музыка Баха в джазовой обработке Жака Лузье. На экране наши современники, слушающие Баха “Бах в эфире..” Размышление… Бах сегодня. Наличие человеческой души. Спокойна она не бывает, она вечный путник. Наша жизнь сейчас в определенном пространстве этого вечного пути. Вывод: космизм музыки Баха. Учитель: прикрепите свои высказывания и дополните ими звездное небо | Слайд №7 Слайд №8 Звездное небо На звездах высказывания о Бахе великих людей. | Задание. Поместите на это звездное небо свои слова благодарности И.С.Баху в виде синквейнов. |