Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками.
Мы предлагаем провести соревнования в форме КВНа.
Дети объединяются в две или три команды с названиями “Буквари”, “Словари”, “Алфавит”, “Словеса”, “Книжники”. В качестве девиза учитель помогает детям выбрать пословицу, можно предложить следующее: Пословица недаром молвится; Пословица ведется, слово веником метется; Пословица – всем делам помощница. Или такие: Не копьем побивают, а умом; Глупый киснет, а умный промыслит; И сила уму наступает.
Название команды надо защитить, например, такими стихами:
Зовём команду “Буквари”
Нет зависти и грусти.
И кто бы что не говорил,
Победу не упустим.Из букв команда состоит.
И всё нам интересно.
Названье наше – “Алфавит”,
Сражаться будем честно!Вот команда “Словеса”,
Все собрались вместе.
Мы покажем чудеса
Храбрости и чести.Мы находчивыми будем,
“Книжники” - толковые,
Посмеяться тоже любим,
Все, как один, веселые.
Можно считать это и представлением команд.
Затем дается клятва кавээнщика. Председатель жюри говорит слова клятвы, а ребята хором повторяют: “Клянемся!”
Мы в КВН пришли играть,
Игры достойными мы стать
Клянемся!Жюри клянемся уважать,
Соперников не обижать
Клянемся!И только честно победить,
Не плутовать и не ловчить
Клянемся!Друзей в беде не оставлять,
И всем на свете помогать
Клянемся!Веселыми клянемся быть,
Над всеми бедами шутить
Клянемся!
Класс к проведению КВН можно оформить. На доске написать: Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. Чтобы создать у детей праздничное настроение, можно написать на цветочных листах, красиво оформив, следующие пословицы: Встарь люди бывали умней, а ныне веселей; Веселому жить хочется, помирать не можется; Сердце веселится и лицо цветет; Кто в радости живет, того кручина не берет и др. Можно украсить класс детскими рисунками-иллюстрациями к пословицам, сделать небольшую выставку книг, сборников пословиц и поговорок.
Разминка.
- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письма.)
- О чем половицы и поговорки? (О добре и зле, о правде и лжи, об уме и глупости, о дружбе, Родине, о жизни человека и т.д.)
Домашнее задание.
Команда можно на дом предложить задание “Покажи пословицу”. Участники одной из команд смотрят и угадывают, какую пословицу изображают соперники. Например: Крепкую дружбу топором не разрубишь. Дети делают бумажный топор. Двое стоят и держатся за руки, а третий “рубит” топором по рукам, но друзья показывают, что топор им не страшен. Сытый голодного не уразумеет – один член команды жадно ест, а другой ходит вокруг и жалобно на него смотрит. Первый, наевшись, поглаживает живот, разводит руками, пожимает плечами, всячески показывая, что не понимает, что от него хотят. Можно предложить ребятам разыграть и более сложную композицию или сценку. Ученье – свет, неученье – тьма – один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу умножения или стихотворение, другой держит над ним солнце. Лентяй спит, а за ним ученик держит черную бумагу и накрывает ею лентяя. Оцениваются артистичность, понятность показа, изобретательность.
Перепутаница.
Ведущий говорит: “К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и он их быстро выучил, но они почему-то перепутались. Помогите человеку, назовите пословицы правильно”. Оцениваются скорость и правильность.
- Что с возу упало, того не вырубишь, топором.
- Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.
- Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
Шифровки.
Ведущий: “С перепутаницами вы справились, молодцы. А теперь задача потрудней. У меня настоящие шифровки. Вы догадались, что в них зашифровано? Конечно, кто-то очень хочет, чтобы мы знали пословицы и поговорки. Вы должны, во первых расшифровать пословицу, а во-вторых, рассказать нам, кто же это нам мешает.
Чтобы зашифровать пословицу, вставьте после каждого слога две буквы (для каждой команды разные), пословицы тоже должны быть разными. Например, слокевоке неке – неке пойкемакеешьке (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь). Нечу спечушичу ячузычукомчу, точурочуписьчу дечуломчу (Не спеши языком, торопись делом) и др.”
Конкурс каллиграфов.
Ведущий вызвает ребят, которые умеют очень красиво писать на доске. Но пишут они с завязанными глазами. Для этого конкурса выбирается короткая пословица: Ум хорошо, а два лучше; Делу время, потехе – час; Ученье – свет, неученье – тьма и др. Оценивается ровность и красота написания пословицы.
Конкурс “Кто больше?”
Ведущий предлагает командам по очереди называть пословицы, не повторяясь. Выигрывает тот, кто больше назовет пословиц, т.е. останется последним.
Конкурс “Поле чудес”.
Вывешиваются плакатики с квадратиками (или они могут быть нарисованы на доске. Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5-6 букв, а потом отгадать пословицу.
- Язык до Киева доведет.
- Ленивому Микише всё не до книжки.
- Повторенье – мать ученья.
Конкур капитанов.
Ведущий выдает капитанам конверты со словами в начальной форме, из них надо сложить пословицу, изменив соответственно слова.
Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца. (Молодец против овец, а против молодца сам овца).
Язык, язык, мёд, лёд, на, под. (На языке мёд, а под языком лёд).
Кто, тот, обжечься, молоко, дуть, вода, на, на, и. (Кто на молоке обжёгся, тот и на воду дует).
Пока капитаны складывают пословицы, можно провести “Конкурс болельщиков”. Ведущий предлагает вспомнить все пословицы и поговорки с числительными один и семь. Выигрывает тот, кто назовет больше.
Один в поле не воин; Семеро с ложкой, один с сошкой; Семь раз отмерь, один раз отрежь; Один за вех и все за одного; Одна пчела много мёду не натаскает; Подчас и один стоит семерых.; Одной рукой и узла не завяжешь; Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет; Семь бед, один ответ.
Если ребята будут затрудняться, а капитаны еще не правятся с заданием, ведущий может подсказать первую часть пословицы, чтобы дети отгадывали вторую. Важно, чтобы во время мероприятия запас пословиц у учеников пополнялся.
После конкурса болельщиков проверяется задание для капитанов. Можно предложить им еще один конкурс “Угадай”.
Ведущий дает капитанам по конверту. Они наугад вынимают из конвертов слова и громко читают их. Противник должен вспомнить пословицу с этим ловом. С подготовленными детьми можно брать любое слово, а со слабыми – лучше первое.
- Любишь, горбатого, дареному, жизнь.
- Любишь кататься, люби и саночки возить. Горбатого могила исправит. Дареному коню в зубы не смотрят. Жизнь прожить – не поле перейти.
- Мал, Москва, не было бы, не в свои.
- Мал золотник, да дорог. Москва слезам не верит. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не в свои сани не садись.
- Овчинка, первый, подальше, рыбак.
- Овчинка выделки не стоит. Первый блин всегда комом. Подальше положись, поближе возьмешь. Рыбак рыбака видит издалека.
После этого можно подвести итоги и наградить победителей.