ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии охватили все сферы человеческой деятельности. Многие производственные процессы на предприятиях различных отраслей экономики автоматизированы с помощью компьютерных программ. Информационные технологии нашил широкое применение также и в непроизводственных отраслях экономики, в том числе и в области образования. Необходимость этого обуславливается как повышением эффективности процесса обучения, так и потребностью подготовки будущих специалистов к использованию компьютерной техники в профессиональной деятельности и в быту.
Одной из важных проблем является проблема своевременной и правильной уплаты налогов физических лиц, грамотное заполнение декларации о доходах и расходах. С повышением уровня доходов населения и с развитием числа предпринимателей подачей декларации будут вынуждены заниматься все больше число людей.
На учебных занятиях по дисциплине “Экономические и правовые основы производственной деятельности” рассматривают бюджет семьи, рациональное планирование расходов, основы предпринимательской деятельности, выполняются расчеты минимальной стоимости потребительской корзины, производится оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета, источники информации предпринимательских идей, средства обработки и хранения информации и т.д.
Продолжая идти в ногу со временем, фирма “1С” – разработчик компьютерных программ в сфере экономики, предлагает одну из своих новых разработок – программу “Семейная бухгалтерия”. “Семейная бухгалтерия” – это простое и удобное средство учета, анализа и планирования домашних финансов. В задачи программы входит: использование компьютерных технологий в домашних условиях; грамотный и эффективный расчет расходов и доходов; возможность готовить необходимые документы и отчеты (для заполнения, например, декларации). Данная программа интересна, прежде всего, тем, что это одна из немногих программ, которая в доступной форме позволяет обеспечить знакомство студентов колледжа с прикладной экономической информацией.
C внедрением в системе среднего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе, меняются взгляды на проведение учебных занятий как теоретического, так и практического обучения. В данной методической разработке приводится пример реализации компетентностного подхода в процессе экономической подготовки будущих специалистов в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Домашняя экономика.
Цели:
Обучающие:
- изучить сущность семейного бюджета, виды расходов семьи, способы планирования и ведения семейного бюджета;
- сформировать умения планирования семейного бюджета;
- сформировать умения по работе с компьютерной программой “Семейная бухгалтерия”.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения анализировать, обобщать;
- развивать познавательный интерес, умение работать самостоятельно;
- развивать экономическое и правовое мышление.
Воспитывающие:
- формировать профессиональные убеждения;
- воспитывать экономическую культуру;
- воспитывать экономическую и правовую инициативу.
Формируемые общие компетенции:
- ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 04. Способность осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Задание: Спланировать семейный бюджет с помощью компьютерной программы “Семейная бухгалтерия”.
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое обеспечение: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, инструкционные карты, компьютерна программа фирмы “1С” – “Семейная бухгалтерия”.
Время: 90 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент (2 минуты).
1. Взаимное приветствие.
2. Проверка присутствующих.
3. Проверка готовности обучающихся к уроку.
4. Проверка внешнего вида.
II. Вводная часть (20 минут).
Сообщение темы занятия и целевая установка на занятие.
Мотивация обучающихся: грамотное планирование бюджета семьи как условие финансового благополучия и удовлетворения потребностей семьи.
Изложение нового материала и личный показ:
- структура семейного бюджета;
- планирование семейного бюджета;
- расходная часть бюджета;
- доходная часть бюджета;
- программа “Семейная бухгалтерия” – назначение, структура, применение;
- занесение информации в справочник;
- занесение остатков денежных средств;
- регистрации движения денег;
- занесение информации в журнал регистрации доходов;
- знакомство с отчетом о результатах хозяйственной деятельности семьи;
- выполнение отчета;
- подпрограмма “Учет кредитов”:
- учет ежемесячных платежей;
- правила покупки товаров длительного пользования в кредит;
- общие принципы работы с приложениями программы “Семейная бухгалтерия”.
Закрепление и проверка усвоения нового материала:
- что такое бюджет семьи?
- в каком случае бюджет семьи называется избыточным?
- что такое дефицит бюджета?
- какие три группы расходов семьи можно выделить?
- что входит в доходную часть семейного бюджета?
Сообщение задания.
1. Объяснение порядка работы.
2. Выдача раздаточного материала.
III. Самостоятельная работа обучающихся и контроль преподавателя (58 минут).
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа в подпрограмме “Бюджет”:
- занесение информации в справочник;
- в справочнике “касса” занести остатки денежных средств;
- регистрации движения денег;
- занесение информации в журнал регистрации доходов;
- отчет о результатах хозяйственной деятельности семьи;
- выполнить отчет в открывшемся диалоговом окне.
Работа в подпрограмме “Учет кредитов”:
- произвести учет ежемесячных платежей.
Контроль преподавателя (обходы рабочих мест):
- проверка готовности рабочих мест;
- проверка правильности начала выполнения задания;
- соблюдение техники безопасности;
- загруженность обучающихся работой;
- соблюдение последовательности выполнения задания;
- выявление и предупреждение ошибок;
- оказание помощи отдельным обучающимся;
- степень завершенности выполнения задания.
IV. Заключительная часть (10 минут)
1. Анализ работы обучающихся на занятии.
2. Анализ достижения целей занятия.
3. Разбор основных ошибок и недостатков.
4. Оценка обучающимися результативности занятия (приложение 1).
5. Актуализация необходимости знаний и умений планирования и рационального ведения семейного бюджета.
6. Домашнее задание:
- по материалу пройденного занятия: провести беседу с родителями по планированию и ведению семейного бюджета (анкета в приложении 2);
- решить задачу, используя программу “Семейная бухгалтерия”;
- по материалу предстоящего занятия: по учебнику Липсиц И.В. “Экономика” (стр. 210-221) повторить теоретический материал по источнику семейных доходов.
7. Выставление отметок и их аргументация.