Цель: Расширять и углублять представление детей о зимовке зверей, птиц. Медведь, барсук и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Оформление: компьютер, цветные круги, картины животных и птиц.
Ход образовательной деятельности
Подготовительная работа
Организационный момент
Зима идет,
Зима бредет.
Приходят холода,
На травке вдруг земной,
Появятся снега.
Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.
- Какое сейчас время года? (Какое время года нарисовано на картине?)
- С какого месяца начинается Новый год?
- Назовите последний месяц зимы?
- Назовите первый месяц зимы?
В народе этот месяц называют “студень”, “студеный”, от слова “стужа”.
Стужа, студеный – очень холодный
(Закрепить слова студеный, студень, стужа)
- Какими еще словами можно сказать о зиме?
Какая зима? (белоснежная, заснеженная, холодная, морозная, суровая. тихая)
Назовите признаки зимы? (Метель, вьюга, пурга, гололед, снегопады, иней, поземка, ночи длинные, дни короткие)
- Зима. На улице холодно. Дети одели теплую одежду. Кругом снег. Дети лепят снеговика.
Физкультминутка
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать
Прыгать, бегать и играть
- Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
Звери и птицы не боятся зимы. У зверей теплый мех, у птиц теплые перья. Также они согреваются за счет подкожного жира. Но в сильные морозы, когда нет корма, им бывает тяжело. Поэтому надо заботиться о животных, о птицах и подкармливать их
- Что их спасает от зимней стужи? (Звери сменили свои летние шубки на более теплые зимние, поменяли окраску)
- Чем питается зимой заяц, белка?
Чем питаются медведи, барсуки и ежи?
Спят в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
Физкультминутка
- На зиму у нас остаются птицы?
- А как они называются? (зимующие)
- Назовите зимующих птиц?
А почему они не улетают в теплые страны, как другие? (Их кормят люди, и они сами находят еду – ягоды, семена)
Игра “Кто лишний?”
О чем и о ком говорили на этом занятии?
Какие птицы остаются зимовать, как проводят зиму дикие животные .
Вспомним зимние месяца еще раз. (декабрь, январь. февраль)
В декабре на улице холодно, стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу и настроение у детей и взрослых может быть такое (выставляется модель грустного лица)
- А как вы думаете почему?
(Зимой холодно, солнышко редко светит и не греет)
- И все же зимой бывает вот такое настроение (выставляется модель веселого лица)
- Какое это настроение?
- Когда зимой бывает весело?
(Катаемся на санках, играем в снежки, лепим снеговика, приходит праздник Новый год)
Игра “Что можно, что нельзя” (зеленый и красный круг)
Купаемся в реке.
Катаемся на санках
Собираем ягоды
Одеваем варежки
Катаемся на самокате
Лепим снеговика