Цель урока:
- Формировать навык правильного написания причастий и отглагольных прилагательных
- Знать орфограммы “н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных”
- Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами.
- Способствовать развитию устной и письменной речи, логического, образного и творческого мышления
- Развивать культуру речи, навыки поведения в общественных местах.
- Трудолюбие и уважение к собственному делу
- Умение работать в команде
Оборудование: стол для сервировки, стол для приготовления блюд, скатерть, посуда, столовые приборы, салфетки, подносы для официантов; внешний вид детей: жилеты, бабочки, белые рубашки, перчатки, фартуки, колпаки; эмблемы, конфеты-фишки, ватманы, клей, фломастеры; компьютерная Презентация, интерактивная доска.
Оформление: “Волшебный холодильник” с карточками, цветные шары, стол для гостей, на доске карточки с рецептом “Трюфеля”.
Музыка:
- П.И. Чайковский “Танец феи драже” из балета “Щелкунчик”
- К.Хачатурян “Танец помидора” из балета “Чиполино”
- С.Прокофьев “Любовь к трем апельсинам”
- А.Вивальди “Времена года”, “Сбор урожая”
Репродукции:
- Б.Кустодиева
- Художников Машкова, Петров-Водкина, Сопунова, Кончаловского
Ход урока
Организационный момент
Слайд №1
Учитель русского языка:
Знатоки русского языка приглашают в гости всех желающих в ресторан “Сладкая жизнь”.(звучит музыка Вивальди)
Учитель русского языка:
Обслуживать гостей и знакомиться с рестораном будут наши замечательные команды поваров и официантов-стажеров.(У каждого ученика эмблема своей команды, капитаны, назовите их: “Веселая клубничка”, “Сырный поваренок”, “Аппетитная яичница”)
Учитель русского языка:
Друзья, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я не буду раскрывать все задуманное, скажу одно: приготовьтесь к неожиданностям. Главное-соберите свои знания по русскому языку и вы поймете, как важно быть грамотным сегодня.
Учитель технологии:
Ребята! Добро пожаловать на урок для сладкоежек, уж очень он будет вкусным и аппетитным. Почему? Мы с вами отправляемся в ресторан “Сладкая жизнь”, где попробуем изысканные блюда кулинарного искусства!
Учитель русского языка:
Вы сказали кулинарного искусства? Провели словарно-орфоэпическую разминку и вспомнили правила ударения и произношения, а также опредили лексическое значение слов.Запись вы будете вести в специальных “Блокнотах юного кулинара” (См. Приложение 1)
Слайд № 2
- Словарно-орфоэпическая работа
- Расставьте ударения
- Подберите правильное значение.(Кулина'рия, то'рты, прио'жные, десе'рты, заку'ски)
Молодцы! Справились!
Учитель технологии:
За каждый правильный ответ- сладкая фишка (конфета), чья команда их больше соберет, та победит.
Слайд №3
Учитель технологии:
Чтоб званых в гости удивлять,
Потратим мы немало сил.
Пирожных, кофе подавать,
Как наш учитель нас учил.
Учитель русского языка:
Покажем много разных дел,
Хотя урок нам не предел.
Обсудим много разных тем,
Но любим мы “Одну-две Н!”
Слайд №4
Учитель технологии:
- Зачитайте тему урока.
- Какие цели стоят перед нами?
- Чему мы должны научиться?
(Зачитываются быстро четко цели и задачи со слайда №4)
Учитель русского языка:
Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется н-нн?
Повторим правило-алгоритм “н-нн” (запись на интердоске и в блокнотах)
Слайд №5
Справились! Молодцы! Получите фишки!
Учитель технологии:
Начнем с проверки домашнего задания.Приготовление фруктового салата.
Но сначала повторим ТБ! (См. Приложение 2) Команда №1 “Аппетитная яичница” к столу!
Слайд №6
Учитель русского языка:
А мы ребята проверим точность заполнения рецепта (выходят, вставляют буквы, объясняют)
Справились! Здорово! (зазвучала музыка,идет дегустация фруктового салата, приготовленного командой №1)
Учитель технологии:
Ребята! Вы молодцы! Повторили правило, а гости вкусили плоды 1-го блюда!
Учитель русского языка:
А теперь в своих блокнотах отметьте правила сервировки стола к десерту.
Учитель технологии:
Вторая команда “Веселая клубничка” – к столу! Вспомним правила сервировки десертного стола.
Учитель русского языка:
Мы не будем даром тратить время и проведем синтаксическую пятиминутку!
Слайд №7
Сейчас займемся мы столом,
Он полированный притом.
Крахмаленая скатерть есть,
А вязаных салфеток шесть.
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните члены предложения
Слайд №8
Разберите слова по составу. (За ответы даются фишки)
Учитель технологии:
Вопросы по сервировке: расскажите о том, как вы сервировали стол к десерту.
Учитель русского языка:
Сервировка оказалось с сюрпризом. (Поднос с карточками)
Официанты, разнесите по 1 карточке на парту. Работаем в паре. Один вставляет орфограмму, другой проверяет.
Слайд №9
Составим свой “Уникальный рецепт” . Я начинаю читать, вы поднимаете руку и читаете словосочетание со своей карточки!
Забавный получился рецепт!
Учитель технологии:
А вот в нашем “Волшебном холодильнике” (См. Приложение 4) вы найдете все, что необходимо для создания собственного рецепта. Кто знает, может кто-то из вас в будущем станет кулинаром.
Слайд №10
Учитель русского языка:
Выберите каждый свою карточку. Обозначьте орфограммы. Составьте группой свой рецепт, запишите на обороте бланка уникального рецепта
(См. Приложение 5) (учащиеся работают группой)
Учитель технологии:
А третья команда “Сырный поваренок” готовит свой фирменный десерт для гостей. (Гости дегустируют мороженое с фруктами)
Учитель русского языка:
Зачитайте команды свои рецепты! Какие они замечательные!
Загадка о натюрморте
Вот в вазе груши, виноград,
В тарелке яблоки лежат.
Упал на скатерть спелый плод,
Перед тобою ... (натюрморт)
Слайд № 11
Словарная работа.
Натюрморт
Ребята! Соберите свой натюрморт из карточек! Дайте им названия (учащиеся собирают свой натюрморт, работы оценивают гости урока)
Слайд №12
Учитель технологии:
Настоящие шедевры натюрмортов создавали великие художники Кончаловский, Петров-Водкин, Машков, Сопунов.
Полюбуйтесь ими!
Слайд №13
Замечательным русским художником, изобразившим в искусстве живописи быт и культуру еды был Борис Кустодиев
Учитель технологии:
Ощутить вкус пищи и создать прекрасное настроение нам помогает замечательная, просто волшебная музыка великих классиков: А.Вивальди, П.И.Чайковского, С.Прокофьева, К.Хачатуряна, В.А. Моцарта (делается запись в “Блокноте кулинара”)
Учитель русского языка:
Такие шедевры создают трудолюбивые люди, вот и молодому официанту-стажеру поможем собрать второе меню ресторана.
Цифровой диктант
Слайд № 14
Прочитайте вслух предложения. Запомните нумерацию. Запишите цифры тех предложений, где пишутся в словах “-нн-” (1,2,3,4,5)
Проверим.
Учитель технологии:
Есть замечательный рецепт торта “Трюфель”, (См. Приложение 6) но где-то он затерялся. Восстановим рецепт и приготовим торт! (Класс работает по тексту с учителем русского языка, а капитаны команд готовят торт)
Учитель русского языка:
Пока готовиться торт, вспомнилось шуточное стихотворение.
Замечательный торт! Молодцы капитаны! (оценивание фишками)
Рефлексия.
Учитель технологии:
- Чему сегодня нужно было научиться на уроке?
- Вспомним цели урока.
- Получилось?
Учитель русского языка:
Оцените себя. Приклейте свою эмблему в ту графу, которую считаете правильной для себя.
Я только хочу знать | Я только хочу делать | Я хочу знать и делать сам |
Живой микрофон (опрос гостей и учащихся о впечатлениях на уроке)
Домашние задание
Слайд №15
Учителя озвучивают, комментируют, собирают фишки : кто больше, вручают подписанные жюри-гостями грамоты. (См. Приложение 8)