Программные задачи:
- Учить детей измерять полоски разными условными мерками, сравнивая результаты измерений с помощью фишек. (Познание)
- Упражнять в умении отсчитывать необходимое количество предметов, соответствующее определённой цифре. (Познание)
- Продолжать упражнять в счёте предметов до 10 и умении подбирать цифру, соответствующую данному количеству предметов, устанавливать неравенства. (Познание)
- Закреплять знание детьми цифр до 10. (Познание)
- Активизировать словарь детей за счёт слов: мерка, условная мерка, название цифр, больше, меньше и т.д. (Коммуникация)
- Воспитывать чувство сотрудничества при работе в парах. (Социализация)
Материал демонстрационный: слайды.
Материал раздаточный: полоска бумаги (24?5 см); условные мерки (4 см и 6 см); фишки-кружки жёлтого, красного и коричневого цвета; конверты с цифрами; фигуры цветов (2 вида), фигуры деревьев (2 вида) с цифрами.
Ход занятия
I.
(2 слайд)
– Наши друзья, Таня и Ваня, очень любят путешествовать, поэтому они видели много интересного. И сегодня они приглашают нас на прогулку в волшебный математический лес.
– Вы согласны?
– Ребята, как вы представляете математический лес?
– Я тоже думаю, что там много всего интересного.
– Дело в том, что попасть туда не так просто. Мы должны выполнить все задания Тани и Вани.
– Вы постарайтесь.
II.
– Таня и Ваня хотели бы узнать длину мостика через лесной ручей.
– Что нам надо для этого сделать? (Измерить.)
– Чем можно измерить мостик? (Шагами, палочкой, ленточкой, веточкой, перекладинкой...)
– Как называются все эти предметы измерения? (Условные мерки)
– Сейчас я вам покажу, как правильно надо измерять.
(Показ измерения условной меркой с использованием слайдов (3-9 слайды):
- Берём условную мерку и прикладываем её к краю большого прямоугольника (мостика).
- На конце мерки проводим линию.
- Откладываем фишку (для обозначения количества мерок).
- Прикладываем мерку к проведённой линии и т.д.)
III. Работа с раздаточным материалом.
(10 слайд)
– А сейчас садитесь за столы и выполните задание Тани и Вани. Обратите внимание: у вас разные условные мерки.
– Чем они отличаются друг от друга? (Красная – длинная, зелёная – короткая)
(Дети измеряют полоску-мостик двумя разными мерками)
– Сколько зелёных мерок получилось?
– Сколько красных?
– Почему их получилось разное количество? (Они разной длины). Красные длиннее, их получилось меньше. Зелёные – короче, их получилось больше.
IV. Физминутка.
(11 слайд)
В лес волшебный мы идём
И корзиночки несём.
Мы грибочки собираем,
А потом их посчитаем.
Может мишка косолапый
Нам дорогу заградить,
Помахать лохматой лапой
И малиной угостить.
Математика, она
И для белочки важна:
Нужно точно рассчитать,
Сколько шишек запасать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы шагать.
V.
– Продолжаем наш путь.
– У нас на столах лежат вот такие фигуры – это будут кормушки. К кормушкам прилетали птицы. Птицы были разные. Мы их обозначим вот такими кружками. (12 слайд)
– Красные кружки – это снегири, жёлтые – синицы, коричневые – воробьи.
– В конвертах вы найдёте цифры. Каждая цифра показывает, сколько прилетало птиц.
– Сначала договоритесь, какие птицы прилетали и сколько их было.
– Не забывайте, что вы работаете вдвоём.
– Проверяем: какие цифры были у вас?
– Расскажите, как вы распределили птиц?
VI.
(13-21 слайды)
– Таня с Ваней приготовили задание на внимание. Я буду вам показывать картинки, а вы – считать предметы и подбирать цифру, соответствующую количеству предметов.
(22 слайд)
– А вот ещё необычная картинка. В этом лесном домике живут цифры на разных этажах. Сравните их и поставьте соответствующий знак между ними. Начнём с первого этажа.
VII.
– Я так думаю, что мы приближаемся к загадочному, волшебному математическому лесу. Тому лесу, о котором говорили Таня с Ваней. Но прежде давайте попробуем сами создать красивую лесную полянку. Мы сделаем так, чтобы там выросли деревья, зацвели цветы. Только будьте внимательными: все цветы и деревья – с цифрами. Разложите их так, чтобы цифры были по порядку.
(Дети выполняют задание)
VIII.
– А вот и волшебный математический лес. (23-27 слайды)
IX. Обсуждение прогулки в математический лес.