Урок по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема: "История религий в России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: знакомство с историей возникновения религий России, в частности, возникновения христианства.

Задачи:

  • формирование религиозных знаний и понятий
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий
  • воспитание духовной культуры учащихся

Ключевые понятия:

  • Митрополит
  • Патриарх
  • Синод
  • Протестанты

Оборудование: карта мира, мультимедийная презентация к уроку, диск по курсу ОРКСЭ с тренажером.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся по вопросам:

- О каких проблемах и явлениях шла речь при изучении курса “Основы мировых религиозных культур” на прошлых уроках?

- Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей? (Иисус Христос (Мессия - помазанник, по-гречески Христос), пророк, который избавит людей от всех бед, он проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних, он исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался, Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше).

- Что помните о жизни Мухаммада и его учении? (Он родился в Аравии в городе Мекка, рос сиротой у дяди. Мухаммад стал ханифом, т. е. он верил в единого Бога и жил благочестивой жизнью, он призывал людей к вере в одного Бога и сумел объединить разрозненные племена Аравии).

- Кто такой Будда, и какие четыре благородные истины он постиг? (В давние времена в далекой Индии родился мальчик, которого назвали Сиддхартха Гаутама, мальчик был очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и в спорте. Когда он вырос, начал искать истину и к нему пришло просветление. Эти истины состояли в том, что в мире существует страдание, причина страдания, существует освобождение от страданий – Нирвана и еcть путь, ведущий к освобождению от страданий.)

3. Коллективная работа с таблицей. Написать основателей религий и места возникновения мировых религий.

Религии мира и их основатели

Православная культура Исламская культура Буддийская культура Иудейская культура
       

4. Знакомство с темой урока.

а) О каких религиях вы уже знаете?

б) Постановка цели и задач урока.

“История возникновения религий в России: как вы это понимаете? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?”

Сегодня на уроке вы узнаете о том:

  • Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство.
  • Какую роль сыграло православие в России.
  • Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру.

5. Рассказ учителя о выборе вере. Работа по карте.

На заре истории нашей страны в городе Киеве – столице Руси, правил князь Владимир. К Владимиру, который, как и большинство жителей Руси, придерживался тогда традиционных верований, приходили послы от других народов и рассказывали ему о своей вере.

Пришли мусульмане из страны Булгария, затем Киев посетили иудеи из Хазарии, после предстали христиане и, наконец, прибыл греческий философ, служитель Православной церкви.

Они рассказали ему о своей вере и призывали его народ присоединиться к их традиции.

Князь Владимир и его помощники долго стояли перед выбором: к какому религиозному культурному миру присоединиться?

6. Работа с иллюстративным материалом. Задание: рассмотрите репродукцию художника В. М. Васнецова на странице 40.

- Какой момент изображен на ней?

7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

8. Словарная работа. Знакомство с новыми понятиями: Митрополия, Патриарх, Синод, протестанты. Работа со словарем. (8 слайд)

Митрополит – высшее почетное (духовный сан) звание архиерея, а также архиерий, имеющий это звание.

Патриарх – в христианской церкви: глава церковной иерархии.

Синод – в старой России : высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время – совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.

Протестанты – одно их основных направлений христианства, которые объединяет вероучение, отколовшихся в 16 веке от католицизма.

Католицизм – одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой римским папой.

9. Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором содержится ответ на вопрос:

- Какую роль сыграло христианство в истории России? (стр. 42. С приходом Христианства на Руси были созданы первые школы, появилась славянская письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием).

10. Групповая работа.

Задание первой группе:

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

Задание второй группе:

- Как возник Троице - Сергиев монастырь?

Задание третьей группе:

- Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

11. Обсуждение результатов групповой работы.

12. Тестирование по электронному учебнику к данному курсу (по тренажеру).

13. Домашнее задание: подготовить совместно с родителями творческую работу на тему: “Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил”.