Цель: знакомство с историей возникновения религий России, в частности, возникновения христианства.
Задачи:
- формирование религиозных знаний и понятий
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий
- воспитание духовной культуры учащихся
Ключевые понятия:
- Митрополит
- Патриарх
- Синод
- Протестанты
Оборудование: карта мира, мультимедийная презентация к уроку, диск по курсу ОРКСЭ с тренажером.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся по вопросам:
- О каких проблемах и явлениях шла речь при изучении курса “Основы мировых религиозных культур” на прошлых уроках?
- Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей? (Иисус Христос (Мессия - помазанник, по-гречески Христос), пророк, который избавит людей от всех бед, он проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних, он исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался, Иисус призывал каждого человека измениться, стать лучше).
- Что помните о жизни Мухаммада и его учении? (Он родился в Аравии в городе Мекка, рос сиротой у дяди. Мухаммад стал ханифом, т. е. он верил в единого Бога и жил благочестивой жизнью, он призывал людей к вере в одного Бога и сумел объединить разрозненные племена Аравии).
- Кто такой Будда, и какие четыре благородные истины он постиг? (В давние времена в далекой Индии родился мальчик, которого назвали Сиддхартха Гаутама, мальчик был очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и в спорте. Когда он вырос, начал искать истину и к нему пришло просветление. Эти истины состояли в том, что в мире существует страдание, причина страдания, существует освобождение от страданий – Нирвана и еcть путь, ведущий к освобождению от страданий.)
3. Коллективная работа с таблицей. Написать основателей религий и места возникновения мировых религий.
Религии мира и их основатели
Православная культура | Исламская культура | Буддийская культура | Иудейская культура |
4. Знакомство с темой урока.
а) О каких религиях вы уже знаете?
б) Постановка цели и задач урока.
“История возникновения религий в России: как вы это понимаете? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?”
Сегодня на уроке вы узнаете о том:
- Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство.
- Какую роль сыграло православие в России.
- Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру.
5. Рассказ учителя о выборе вере. Работа по карте.
На заре истории нашей страны в городе Киеве – столице Руси, правил князь Владимир. К Владимиру, который, как и большинство жителей Руси, придерживался тогда традиционных верований, приходили послы от других народов и рассказывали ему о своей вере.
Пришли мусульмане из страны Булгария, затем Киев посетили иудеи из Хазарии, после предстали христиане и, наконец, прибыл греческий философ, служитель Православной церкви.
Они рассказали ему о своей вере и призывали его народ присоединиться к их традиции.
Князь Владимир и его помощники долго стояли перед выбором: к какому религиозному культурному миру присоединиться?
6. Работа с иллюстративным материалом. Задание: рассмотрите репродукцию художника В. М. Васнецова на странице 40.
- Какой момент изображен на ней?
7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Словарная работа. Знакомство с новыми понятиями: Митрополия, Патриарх, Синод, протестанты. Работа со словарем. (8 слайд)
Митрополит – высшее почетное (духовный сан) звание архиерея, а также архиерий, имеющий это звание.
Патриарх – в христианской церкви: глава церковной иерархии.
Синод – в старой России : высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время – совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.
Протестанты – одно их основных направлений христианства, которые объединяет вероучение, отколовшихся в 16 веке от католицизма.
Католицизм – одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой римским папой.
9. Выборочное чтение:
Найдите и прочитайте отрывок, в котором содержится ответ на вопрос:
- Какую роль сыграло христианство в истории России? (стр. 42. С приходом Христианства на Руси были созданы первые школы, появилась славянская письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием).
10. Групповая работа.
Задание первой группе:
- Кто такие Кирилл и Мефодий?
Задание второй группе:
- Как возник Троице - Сергиев монастырь?
Задание третьей группе:
- Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
11. Обсуждение результатов групповой работы.
12. Тестирование по электронному учебнику к данному курсу (по тренажеру).
13. Домашнее задание: подготовить совместно с родителями творческую работу на тему: “Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил”.