Авторская программа дополнительного образования детей «Текстиль»

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Возраст обучающихся – 11-16 лет

Срок реализации программы – 3 года

Часовая нагрузка – 144

Пояснительная записка.

В настоящее время становится актуальной, проблема сохранения культурной и исторической самобытности родного края, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции.

Развиваясь одновременно с другими видами искусств, оно, кроме чисто бытового назначения, обрело и вторую не менее важную функцию - способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность и национальное самосознание.

Изучение основ традиционного ремесла, попытка трансформации ремесла и приспособления его к современным условиям, требованиям жизни и моды - вот, направление программы творческого объединения “Текстиль”.

Программа художественно–эстетической направленности. Программа направлена на сохранение и развитие таких видов прикладного творчества, как гобелен, батик и войлочное валяние. В формировании творчески развитой личности важное значение приобретает не столько восхищение эстетическим совершенством изделий народных промыслов декоративно-прикладного искусства, сколько непосредственное участие детей в изготовлении самих изделий, знакомство с профессиональным трудом людей, производящих эти вещи, воспитание и уважение к труду профессионала.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Курсы батика, гобелена и войлочного валяния, включенные в основу программы, чередуются, тесно переплетаясь друг с другом, способствуя разнообразию в обучении. Детям дается возможность создать декоративную “ткань” самим и попробовать безликую ткань и даже вещь с помощью батика сделать художественным произведением искусства. На сегодняшний день все эксклюзивное и сделанное своими руками, привлекают нас, создает художественную ценность и актуальность. В настоящее время в нашей стране наблюдается возрастание интереса к народному творчеству, к декорированию интерьера изделиями, созданными из доступных материалов – дерева, глины, соломки, ткани. Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная – высоко ценилась во все времена. Приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.

Отличительные особенности и новизна программы.

Программа базируется на основе современных педагогических подходов:

  • личностно ориентированный подход. Программа построена с учётом интересов воспитанника, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создаёт условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
  • региональный подход. Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи родного села с другими деревнями, что создаёт возможности развития самосознания обучающегося.
  • интегрированный подход. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая технологии работы текстиля с красителями и другими материалами, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, географии, физики, химии и технологии. При работе над композицией применяются знания из областей рисования, черчения, математики и т.д. Изучаемый материал способствует углублению знаний, умений, навыков в области технологии.

Отличительной особенностью программы является комплексный углубленный подход к изучению каждого вида рукоделия.

В объединении занимаются девочки от 11 до 16 лет, так как технология изготовления изделий, работа с красителями, воском, сложной конструкцией станка, очень сложный и недоступный процесс для детей младшего школьного возраста.

К 11 годам у ребёнка появляется мотивация к учению, самооценка своей деятельности, профориентация, повышение интересов и склонностей. Большинство девочек осознанно делают свой выбор, приходя в объединение. Остаётся лишь заинтересовать детей, развить у них пространственное и творческое мышление и воображение, ознакомить с основами рукоделия и развить желание добиться результатов своего труда, где приоритетным остаётся мотив творческого развития. Повышается степень значимости познавательного мотива – профориентация, так большинство подростков этого возраста стремятся получить и закрепить знания и умения, которые помогут им в будущей профессии. Обучающиеся работают больше самостоятельно, недостающую информацию получают через книги, журналы. Возникает мотивация самообразования. Исполнение всех работ ориентировано на декорирование интерьера и своего гардероба. Это актуально и вызывает интерес к изготовлению эксклюзивных вещей.

Цели и задачи программы.

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного ткачества, батика и войлочного валяния, как искусства.

Творчество для любого человека - это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем. Одной из основных задач курса является формирование у детей навыков ткачества, войлочного валяния, батика, лоскутного шитья и доведение уровня их мастерства до профессионального. Другой, не менее важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения; на трудном пути постижения мастерства, чувства бережного отношения к природе. В вещи, которые лежат ненужным хламом можно вдохнуть вторую жизнь. В руках умелой мастерицы лоскутики, тесьма, пуговицы, не нужные вязаные вещи и даже старые футболки превратятся в красивые и полезные вещи.

Задачи: обучить древнему мастерству батика, гобелена и войлочного валяния; развить творческое мышление, чувство вкуса и эстетики; воспитать в них усидчивость, последовательность, коллективизм.

Формы и методы проведения занятий.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет освоить основные приемы и навыки рукоделия, ориентирует детей на конечный результат. Практика, это своего рода тренинг, закрепление пройденного материала. Лекции в данной программе рекомендуется проводить параллельно с практикой, т.к. многие вещи в искусстве не возможно объяснить на пальцах. Необходимо тут же дать попробовать это сделать детям, соответственно у детей возникает интерес, они видят, что это им под силу, материал усваивается с интересом и дети спешат узнать и попробовать больше.

Программой предусмотрены задания индивидуального и коллективного выполнения. Бесспорно положительный эффект дает коллективная работа учащихся. Особенно это актуально в разновозрастных группах и группах с разным уровнем подготовки учащихся. Степень сложности заданий зависит от уровня подготовки учащихся и требует кропотливого труда, поэтому проводится индивидуальная работа с каждым учащимся.

Одной из форм стимулирования учащихся к занятиям, оценка результативности собственной деятельности и деятельности объединения является:

Участие в выставках (в объединении, школьных, районных);

Участие в показах своих изделий на районных, городских, республиканских конкурсах, праздниках, организуемых Районным Центром детского творчества.

Тематический план.
1 год обучения

Тема Всего часов Теория Практи-ка Методы контроля
1. Вводное занятие в курс ткачество

а) Сырье для выработки ковров.

б) Изучение конструкции и принципа работы станков.

в) Техника безопасности.

3 2 1 Опрос
2. История. Ручное ковроделие. 2 1 1 Доклад
3. Изготовление ворсового ковра

а) Цветоведенье.

б) Эскиз (технический рисунок).

в) Техника ткачества ворсового ковра

г) Отходы в процессе ткачества. Виды пороков и уход за ними.

8 3 5 Выставка
3 1 2
16 3 13
1 1 -
4. Техника ткачества других способов. 8 3 5  
5. Изготовление подушек в технике ручного ткачества.

а) Эскиз

б) Ткачество

в) Завершение изделия, декорирование.

3 1 2 Выставка
22 4 18
3 1 2
6. Вводное занятие в курс батик.

а) Инструменты и приспособления.

б) Техника безопасности.

3 2 1 Опрос
7. История батика 2 1 1 Доклад
8. Изучение техники узелкового батика.

а) Способы.

б) Изготовление эксклюзивной футболки в технике узелковый батик.

в) изготовление штор

8 2 6 Выставка
6 2 4
16 2 14
9. Изучение техники холодного батика. 5 2 3  
10. Изготовление панно в технике холодный батик.

а) Стилизация растений

б) Цветовое решение эскиза

в) Технический рисунок

г) Роспись ткани

6 2 4 Выставка
3 1 2
2 1 1
24 3 21
  Итого 144 38 106  

Программа 1 года обучения.

1.Вводное занятие в курс ткачеств. Встреча с детьми. Знакомство с целями и задачами программы, содержание и формы занятий в кружке. Расписание занятий. Выбор старосты. Распределение рабочих мест.

а) Сырье для выработки ковров.

Виды пряжи. Виды нитей основы. Физико-механические свойства основных видов сырья, пороки и недостатки пряжи, их влияние на качество коврового изделия. Расположение нитей основы и нитей утка.

б) Изучение конструкции и принципа работы станков. Инструменты и приспособления, чем можно заменить в данных условиях. Виды ковроткацких станков. Заправление станка.

г) Техника безопасности. Как правильно пользоваться инструментами, как правильно передавать. Как лучше установить станок, а также о дисциплине.

2. Из истории ручного ковроделия. Как это искусство развивалось в других странах и как перекочевало в Россию. Роль ручного ткачества в быту. Наглядное пособие. Посещение выставок. Уникальные работы мастеров. Ковроделие вчера и сегодня. Выслушивание докладов.

3. Изготовление ворсового ковра. Изучение ворсового узла. Выполнение работы с использованием данного способа ткачества.

а) Цветоведенье. Понятие о цвете. Солнечный спектр. Смешение цветов. Оттенки. Цветовой круг. Группы холодных и теплых цветов.

б) Эскиз (технический рисунок). Создание эскиза для ворсового ковра. Цветовое решение эскиза. Технический рисунок в натуральную величину. Разбор текстурных мест на техническом рисунке, в соответствии с изделием.

в) Техника ткачества ворсового ковра. Закрепление технического рисунка. Деление нитей на задние и передние. Виды ворсовых узлов, способы вязки на нитях основы. Подбор нитей по цвету, в соответствие с эскизом. Ткачество по шаблону.

г) Отходы в процессе ткачества. Виды пороков и уход за ними. Кривизна. Стягивание. Перекос. Плохо прибитая уточная нить. Не равномерная стрижка. Как правильно сворачивать и хранить.

4. Техника ткачества других способов. Виды других переплетений. Зарисовка схем. Расход нитей. Сравнение с техникой ворсового узла.

5. Изготовление подушек. Закрепление пройденного материала, и применение его в практической работе.

а) Эскиз. Создание эскиза. Цветовое решение эскиза. Технический рисунок в натуральную величину. Разбор текстурных мест на техническом рисунке, в соответствии с изделием.

б) Ткачество. Заправка станка. Подбор нитей. Закрепление технического рисунка. Ткачество по шаблону.

в) Завершение изделия, декорирование. Подушка сшивается, набивается синтипоном. Лицевая тканая сторона декорируется бусами, бисером, лентами или кружевом.

6. Вводное занятие в курс батик.

а) Инструменты и приспособления. Материал и инструменты для всех видов батика. Как применяются.

б) Техника безопасности. умение пользоваться электроприборами, что делать в тех или иных случаях, по технике безопасности, во время пользования с электроприборами.

7. Из истории батика. Как это искусство развивалось в других странах и как перекочевало в Россию. Применение. Наглядное пособие. Посещение выставок. Уникальные работы мастеров. Выслушивание докладов.

8. Изучение техники узелкового батика. Изучение схем. Зарисовка схем. Последовательность окраски. Закрепление красителей.

Изготовление эксклюзивной футболки в технике узелковый батик. Применение изученной техники в быту. С помощью техники узелкового батика, расписать футболку, используя 1-2 цвета.

9. Изучение техники холодного батика. Нюансы в исполнении работ. Сравнение эффектов с узелковой технологией. Изучение работ мастеров и художников. Способы нанесения резерва. Использование других красителей. Последовательность работы в этой технике.

10.Изготовление панно в технике холодный батик. Закрепление пройденного материала. Исполнение работы используя готовый резерв.

а) Стилизация растений. Изучение растений. Выявление особенностей. Подчеркивание особенностей растения. Вписывание в квадрат, прямоугольник по диагонали и вертикали.

б) Цветовое решение эскиза. Подбор цветовой гамы для эскиза, в соответствии с особенностями растения. Цветной эскиз в технике акварель.

в) Технический рисунок. Копия эскиза в натуральную величину. Перенесение рисунка на ткань.

г) Роспись ткани. Натяжение ткани на раму. Подбор цветовой гамы красителей в соответствии с эскизом. Последовательная роспись.

Прогнозируемый результат.

К концу 1 года обучения у учащихся развивается воображение, фантазия, художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира. Освоят понятия : гобелен, батик, цветовой круг, спектр, эскиз, стилизация, технический рисунок, резерв, уточная нить, нить основы. Должны знать: историю происхождения батика и гобелена. Последовательность работы в батике и технологию выполнения узлов в гобелене. Должны уметь: натягивать нить основы, выполнять технический рисунок, закреплять красители, снимать изделие с рамы, исправлять ошибки в процессе, и недочеты в готовой работе, хранить изделия.

 Тематический план.
2 год обучения

Тема Всего часов Теория Практи-ка Методы контроля
1. Вводное занятие.

а) Знакомство с ремизным ткачеством, с горизонтальным станком.

б) Из истории ремизного ткачества.

3 2 1 Опрос.
2. Изготовление сумки на ремизном станке.

а) Заправка ремизного станка.

б) Разработка эскиза в технике коллаж.

в) Подбор сырья для производства.

г) Ткачество основы сумки.

д) Завершение изделия, декорирование.

3 1 2 Выставка.
4 2 2
2 1 1
18 4 14
4 1 3
3. Вводное занятие в курс войлочного валяния. 3 2 1 Опрос.
4. Изучение техник войлочного валяния.

а) Создание декоративных бус

б) Создание декоративной сумочки для телефона.

12 2 10 Выставка.
18 6 12
5. Изготовление панно в технике горячий батик.

а) Изучение техники горячего батика

б) Стилизация растений. Цветовое решение эскиза

в) Роспись ткани

8 2 6 Выставка.
6 2 4
21 3 18
6. Коллективная работа (в технике узелкового и холодного батика)

а) Стилизация рыб.

б) Цветовое решение эскиза

в) Роспись ткани

6 2 4 Выставка.
4 1 3
18 3 13
7. Изготовление коллективной работы “Калейдоскоп”

а) Эскиз знаков зодиака.

б) Ткачество.

в) Оформление работы к выставке

2 1 1 Выставка.
11 1 10
1 - 1
  Итого 144 36 108  

Программа 2 года обучения.

1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Знакомство с планом на год.

а) Знакомство с ремизным ткачеством, с горизонтальным станком.

Изучение конструкции станка. Названия деталей и их роль. Используемый материал и инструменты. Техника ткачества на станке. Различия ремизного ткачества с ткачеством вертикального станка. Отходы в процессе ткачества. Виды пороков и нюансы в работе на станке.

б) Из истории ремизного ткачества. Наглядное пособие готовых ткацких работ. Исторически справки. Мастерицы и их технологии. Экскурсия.

2. Изготовление сумки на ремизном станке.

а) Заправка ремизного станка. Подготовка нитей основы. Заправка нитей основы в станок. Зарисовка конструкции и этапов.

б) Разработка эскиза в технике коллаж. Разработка эскиза в технике коллаж. Выбор формы сумки, направление нитей основы и нитей утка. Выполнение цветного эскиза в технике коллаж.

в) Подбор сырья для производства. В качестве нитей утка будут использованы тонко нарезанные лоскутки ткани. Подбор лоскутков по цвету. Также можно использовать куски кожи, замши и мех.

г) Ткачество основы сумки. Ткачество основы сумки. Заготовка шаблона по форме сумки. Расчет нитей основы. Ткачество по эскизу.

д) Завершение изделия, декорирование. . Срез работы с станка. Пошив сумки и подкладки. Декорирование сумки бусами нашивками и т.п. декорирование ручек для сумки.

3. Вводное занятие в курс войлочного валяния.

Техника валяния. Виды История возникновения данного искусства. Интересные работы в технике войлочного валяния. Материал и инструменты. Возможности.

4. Изучение техник сухого и мокрого войлочного валяния. Этапы работы с войлоком. Его свойства, достоинства и недостатки.

а) Создание декоративных бус. Один из простых технологий валяния. Создание эскиза. Подбор цвета войлока и дополнительных бусинок. Валяние основных заготовок.

б) Создание декоративной сумочки для телефона. Составление эскиза. Расчет усадки. Подготовка шаблона. Подбор материала. Валяние, декорирование.

5. Изготовление настенного панно ( цветочная тема).

а) Изучение техники горячего батика. Этапы работы с воском. Изготовление пробных работ, без эскизов.

б) Эскиз. Стилизация растений. Цветовое решение эскиза. Перенесение рисунка на ткань.

в) Роспись ткани. Определение этапов работы с воском, светлых, средних, и самых темных, заключительных цветов.

6. Изготовление коллективной работы “морские глубины”.

Выполнение работы коллективно. На общем фоне, в технике узелкового батика, наносятся изображения стилизованных рыб, расписанные индивидуально ,в соответствии с композицией.

а) Стилизация рыб. Изучение построения рыб. Изучения картинок и аналогов. Выявление особенностей. Подчеркивание особенностей.

б) Цветовое решение эскиза. Цветовой эскиз в технике акварель. Подбор единой цветовой гаммы для всех рыб. Составление общего эскиза.

в) Роспись ткани. Подготовка общего фона, в узелковой технике. Перенесение рисунков на ткань. Подбор цветовой гаммы красителей. Индивидуальная роспись.

7. Изготовление коллективной работы “Калейдоскоп”.

Коллективная работа делится на отдельные фрагменты которые выполняются индивидуально. Для фрагментов “ Калейдоскопа” используются знаки зодиаков.

а) Эскиз знаков зодиака. Изучение аналогов, составление эскиза, вписывание изображения в единую форму для всех, квадрат. Цветовое решение эскизов в соответствии принадлежности знака к стихии, и его цветовой гаммы.

б) Ткачество. Натяжение нити основы. Подбор пряжи. Ткачество по шаблону.

в) Оформление работы к выставке. Работы оформляются в рамки. Развешиваются по кругу в зодиакальном порядке, на общем фоне.

Прогнозируемый результат.

К концу 2 года обучения учащиеся освоят такие понятия, как: войлочное валяние, горячий батик, ремизное ткачество, декорирование.

Должны знать: этапы заправления горизонтального станка, историю ремизного ткачества, этапы работы с воском, технологию горячего батика, историю валяния войлока, технику мокрого и сухого войлочного валяния, хранение войлочных изделий.

Должны уметь: выполнять стандартные узлы переплетения на станке, работать в коллективе, определять этапы работы в горячем батике, находить светлые и темные пятна, рисовать эскизы к работе.

Программа 3 года обучения.

Тема Всего часов Теория Практи-ка Методы контроля
1. Вводное занятие. 2 1 1  
2. Изготовление коллажа, используя технику батик.

а) Стилизация животных.

б) Роспись ткани в свободной технике.

в) Составление коллажа по эскизу.

4 1 3 Выставка.
10 2 8
8 2 6
3. Вводное занятие. Изучение техники Нуно-войлок

а) Изготовление шарфа в технике нуно-волокно.

б) эскиз подушки в технике нуно-волокно.

в) валяние.

16 5 11 Выставка.
3 1 2
20 4 16
4. Техника фелтинг.

а) эскиз.

б) валяние.

2 1 1  
11 3 8
5. Итоговая работа.

а) Разработка эскизов к итоговой работе.

б) Изготовление итоговой работы.

в) Защита работ.

8 2 6 Выставка.
56 6 50
2 - 2
6. Итоговое занятие 2 1 1 Выставка.
  Итого. 144 29 115  

Программа 3 года обучения.

1.Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Знакомство с планом на год.

2. Изготовление коллажа, используя технику батик. Работа заключается в том, что из росписанных кусков ткани в технике батик составляется коллаж. Из кусочков ткани выкраиваются детали и приклеиваются с помощью паутинки на основной фон выполненный в той же технике, края обрабатываются зигзагом на швейной машинке.

а) Стилизация животных. Изучение изображений животных: характера, особенности. Стилизация. Разработка эскиза в технике коллаж.

б) Роспись ткани в свободной технике. Подбор техник и красителей по техническому рисунку. Роспись ткани.

в) Составление коллажа по эскизу. Выкраивание деталей. Составление коллажа, обработка зигзагом. Подготовка работы к выставке.

3. Вводное занятие. Изучение техники Нуно-войлок. Материал и инструменты. Этапы производства.

а) Изготовление шарфа в технике нуно-волокно. Разработка примерного эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подготовка материала к работе. Валяние войлока на шолке.

б) Эскиз подушки в технике нуно-волокно. Разработка эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подбор материала для производства.

в) Валяние. Поэтапное производство.

4. Техника фелтинг. Валяние с использованием иглопробивной машины

а) Эскиз. Технический рисунок. Подбор цветовой гаммы.

б) Валяние. Валяние на драпе.

5. Итоговая работа.

а) Разработка эскизов к итоговой работе. Определиться с темой. Выбрать технику, можно смешивать техники. А также выполнять работы коллективно.

б) Изготовление итоговой работы. Подготовка материала, шаблонов. Изготовление по утвержденным эскизам.

в) Защита работ. Поиск аналогов. Почему выбрала эту тему и технику. Немного истории.

6. Итоговое занятие. Подготовка к выставке. Открытие выставки. Подготовка экскурсии в мир декоративно-прикладное искусство, в мир текстиля.

Прогнозируемый результат.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: термины, применяющиеся в изученных видах декоративно прикладного искусства, знать последовательность всех изученных технологий батика, ткачества и войлочного валяния.

Должны уметь: применять изученные техники, сочетать цвета, рисовать эскизы к работе, применять свои знания и умения в практике, создавать декоративные вещи для себя и интерьера, оформлять и хранить готовые вещи.

Методическое обеспечение.

Кадровое обеспечение – учитель дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение.

- кабинет и оборудование.

- схемы, журналы, видео и фото материал.

- образцы изделий.

Учебно-методическая литература.

- конспекты.

- учебно-методическая литература.

- дидактические материалы, наглядные пособия.

Литература.

  1. Гусева А.Г. Нетканый гобелен, или вышивка петлей, Москва, 2007.
  2. Ирина Дворникова, Гобелен за десять вечеров, Москва, 1998.
  3. Ирина Дворникова, Батик своими руками, Москва, 2000.
  4. Костецкая Л.Я., Тюменева О.Л. Школа и производство, №7,1-64, 2008.
  5. Сгопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль/ пер. с анг. Бриловой Л.Ю. С-П, 2000.
  6. Шинковская К.А. Вещицы из войлока, Москва, 2008.