Возраст обучающихся – 11-16 лет
Срок реализации программы – 3 года
Часовая нагрузка – 144
Пояснительная записка.
В настоящее время становится актуальной, проблема сохранения культурной и исторической самобытности родного края, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции.
Развиваясь одновременно с другими видами искусств, оно, кроме чисто бытового назначения, обрело и вторую не менее важную функцию - способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность и национальное самосознание.
Изучение основ традиционного ремесла, попытка трансформации ремесла и приспособления его к современным условиям, требованиям жизни и моды - вот, направление программы творческого объединения “Текстиль”.
Программа художественно–эстетической направленности. Программа направлена на сохранение и развитие таких видов прикладного творчества, как гобелен, батик и войлочное валяние. В формировании творчески развитой личности важное значение приобретает не столько восхищение эстетическим совершенством изделий народных промыслов декоративно-прикладного искусства, сколько непосредственное участие детей в изготовлении самих изделий, знакомство с профессиональным трудом людей, производящих эти вещи, воспитание и уважение к труду профессионала.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Курсы батика, гобелена и войлочного валяния, включенные в основу программы, чередуются, тесно переплетаясь друг с другом, способствуя разнообразию в обучении. Детям дается возможность создать декоративную “ткань” самим и попробовать безликую ткань и даже вещь с помощью батика сделать художественным произведением искусства. На сегодняшний день все эксклюзивное и сделанное своими руками, привлекают нас, создает художественную ценность и актуальность. В настоящее время в нашей стране наблюдается возрастание интереса к народному творчеству, к декорированию интерьера изделиями, созданными из доступных материалов – дерева, глины, соломки, ткани. Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная – высоко ценилась во все времена. Приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы.
Программа базируется на основе современных педагогических подходов:
- личностно ориентированный подход. Программа построена с учётом интересов воспитанника, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создаёт условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
- региональный подход. Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи родного села с другими деревнями, что создаёт возможности развития самосознания обучающегося.
- интегрированный подход. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая технологии работы текстиля с красителями и другими материалами, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, географии, физики, химии и технологии. При работе над композицией применяются знания из областей рисования, черчения, математики и т.д. Изучаемый материал способствует углублению знаний, умений, навыков в области технологии.
Отличительной особенностью программы является комплексный углубленный подход к изучению каждого вида рукоделия.
В объединении занимаются девочки от 11 до 16 лет, так как технология изготовления изделий, работа с красителями, воском, сложной конструкцией станка, очень сложный и недоступный процесс для детей младшего школьного возраста.
К 11 годам у ребёнка появляется мотивация к учению, самооценка своей деятельности, профориентация, повышение интересов и склонностей. Большинство девочек осознанно делают свой выбор, приходя в объединение. Остаётся лишь заинтересовать детей, развить у них пространственное и творческое мышление и воображение, ознакомить с основами рукоделия и развить желание добиться результатов своего труда, где приоритетным остаётся мотив творческого развития. Повышается степень значимости познавательного мотива – профориентация, так большинство подростков этого возраста стремятся получить и закрепить знания и умения, которые помогут им в будущей профессии. Обучающиеся работают больше самостоятельно, недостающую информацию получают через книги, журналы. Возникает мотивация самообразования. Исполнение всех работ ориентировано на декорирование интерьера и своего гардероба. Это актуально и вызывает интерес к изготовлению эксклюзивных вещей.
Цели и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного ткачества, батика и войлочного валяния, как искусства.
Творчество для любого человека - это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем. Одной из основных задач курса является формирование у детей навыков ткачества, войлочного валяния, батика, лоскутного шитья и доведение уровня их мастерства до профессионального. Другой, не менее важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения; на трудном пути постижения мастерства, чувства бережного отношения к природе. В вещи, которые лежат ненужным хламом можно вдохнуть вторую жизнь. В руках умелой мастерицы лоскутики, тесьма, пуговицы, не нужные вязаные вещи и даже старые футболки превратятся в красивые и полезные вещи.
Задачи: обучить древнему мастерству батика, гобелена и войлочного валяния; развить творческое мышление, чувство вкуса и эстетики; воспитать в них усидчивость, последовательность, коллективизм.
Формы и методы проведения занятий.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет освоить основные приемы и навыки рукоделия, ориентирует детей на конечный результат. Практика, это своего рода тренинг, закрепление пройденного материала. Лекции в данной программе рекомендуется проводить параллельно с практикой, т.к. многие вещи в искусстве не возможно объяснить на пальцах. Необходимо тут же дать попробовать это сделать детям, соответственно у детей возникает интерес, они видят, что это им под силу, материал усваивается с интересом и дети спешат узнать и попробовать больше.
Программой предусмотрены задания индивидуального и коллективного выполнения. Бесспорно положительный эффект дает коллективная работа учащихся. Особенно это актуально в разновозрастных группах и группах с разным уровнем подготовки учащихся. Степень сложности заданий зависит от уровня подготовки учащихся и требует кропотливого труда, поэтому проводится индивидуальная работа с каждым учащимся.
Одной из форм стимулирования учащихся к занятиям, оценка результативности собственной деятельности и деятельности объединения является:
Участие в выставках (в объединении, школьных, районных);
Участие в показах своих изделий на районных, городских, республиканских конкурсах, праздниках, организуемых Районным Центром детского творчества.
Тематический план.
1 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практи-ка | Методы контроля |
1. | Вводное занятие в курс ткачество а) Сырье для выработки ковров. б) Изучение конструкции и принципа работы станков. в) Техника безопасности. |
3 | 2 | 1 | Опрос |
2. | История. Ручное ковроделие. | 2 | 1 | 1 | Доклад |
3. | Изготовление ворсового ковра а) Цветоведенье. б) Эскиз (технический рисунок). в) Техника ткачества ворсового ковра г) Отходы в процессе ткачества. Виды пороков и уход за ними. |
8 | 3 | 5 | Выставка |
3 | 1 | 2 | |||
16 | 3 | 13 | |||
1 | 1 | - | |||
4. | Техника ткачества других способов. | 8 | 3 | 5 | |
5. | Изготовление подушек в технике
ручного ткачества. а) Эскиз б) Ткачество в) Завершение изделия, декорирование. |
3 | 1 | 2 | Выставка |
22 | 4 | 18 | |||
3 | 1 | 2 | |||
6. | Вводное занятие в курс батик. а) Инструменты и приспособления. б) Техника безопасности. |
3 | 2 | 1 | Опрос |
7. | История батика | 2 | 1 | 1 | Доклад |
8. | Изучение техники узелкового
батика. а) Способы. б) Изготовление эксклюзивной футболки в технике узелковый батик. в) изготовление штор |
8 | 2 | 6 | Выставка |
6 | 2 | 4 | |||
16 | 2 | 14 | |||
9. | Изучение техники холодного батика. | 5 | 2 | 3 | |
10. | Изготовление панно в технике
холодный батик. а) Стилизация растений б) Цветовое решение эскиза в) Технический рисунок г) Роспись ткани |
6 | 2 | 4 | Выставка |
3 | 1 | 2 | |||
2 | 1 | 1 | |||
24 | 3 | 21 | |||
Итого | 144 | 38 | 106 |
Программа 1 года обучения.
1.Вводное занятие в курс ткачеств. Встреча с детьми. Знакомство с целями и задачами программы, содержание и формы занятий в кружке. Расписание занятий. Выбор старосты. Распределение рабочих мест.
а) Сырье для выработки ковров.
Виды пряжи. Виды нитей основы. Физико-механические свойства основных видов сырья, пороки и недостатки пряжи, их влияние на качество коврового изделия. Расположение нитей основы и нитей утка.
б) Изучение конструкции и принципа работы станков. Инструменты и приспособления, чем можно заменить в данных условиях. Виды ковроткацких станков. Заправление станка.
г) Техника безопасности. Как правильно пользоваться инструментами, как правильно передавать. Как лучше установить станок, а также о дисциплине.
2. Из истории ручного ковроделия. Как это искусство развивалось в других странах и как перекочевало в Россию. Роль ручного ткачества в быту. Наглядное пособие. Посещение выставок. Уникальные работы мастеров. Ковроделие вчера и сегодня. Выслушивание докладов.
3. Изготовление ворсового ковра. Изучение ворсового узла. Выполнение работы с использованием данного способа ткачества.
а) Цветоведенье. Понятие о цвете. Солнечный спектр. Смешение цветов. Оттенки. Цветовой круг. Группы холодных и теплых цветов.
б) Эскиз (технический рисунок). Создание эскиза для ворсового ковра. Цветовое решение эскиза. Технический рисунок в натуральную величину. Разбор текстурных мест на техническом рисунке, в соответствии с изделием.
в) Техника ткачества ворсового ковра. Закрепление технического рисунка. Деление нитей на задние и передние. Виды ворсовых узлов, способы вязки на нитях основы. Подбор нитей по цвету, в соответствие с эскизом. Ткачество по шаблону.
г) Отходы в процессе ткачества. Виды пороков и уход за ними. Кривизна. Стягивание. Перекос. Плохо прибитая уточная нить. Не равномерная стрижка. Как правильно сворачивать и хранить.
4. Техника ткачества других способов. Виды других переплетений. Зарисовка схем. Расход нитей. Сравнение с техникой ворсового узла.
5. Изготовление подушек. Закрепление пройденного материала, и применение его в практической работе.
а) Эскиз. Создание эскиза. Цветовое решение эскиза. Технический рисунок в натуральную величину. Разбор текстурных мест на техническом рисунке, в соответствии с изделием.
б) Ткачество. Заправка станка. Подбор нитей. Закрепление технического рисунка. Ткачество по шаблону.
в) Завершение изделия, декорирование. Подушка сшивается, набивается синтипоном. Лицевая тканая сторона декорируется бусами, бисером, лентами или кружевом.
6. Вводное занятие в курс батик.
а) Инструменты и приспособления. Материал и инструменты для всех видов батика. Как применяются.
б) Техника безопасности. умение пользоваться электроприборами, что делать в тех или иных случаях, по технике безопасности, во время пользования с электроприборами.
7. Из истории батика. Как это искусство развивалось в других странах и как перекочевало в Россию. Применение. Наглядное пособие. Посещение выставок. Уникальные работы мастеров. Выслушивание докладов.
8. Изучение техники узелкового батика. Изучение схем. Зарисовка схем. Последовательность окраски. Закрепление красителей.
Изготовление эксклюзивной футболки в технике узелковый батик. Применение изученной техники в быту. С помощью техники узелкового батика, расписать футболку, используя 1-2 цвета.
9. Изучение техники холодного батика. Нюансы в исполнении работ. Сравнение эффектов с узелковой технологией. Изучение работ мастеров и художников. Способы нанесения резерва. Использование других красителей. Последовательность работы в этой технике.
10.Изготовление панно в технике холодный батик. Закрепление пройденного материала. Исполнение работы используя готовый резерв.
а) Стилизация растений. Изучение растений. Выявление особенностей. Подчеркивание особенностей растения. Вписывание в квадрат, прямоугольник по диагонали и вертикали.
б) Цветовое решение эскиза. Подбор цветовой гамы для эскиза, в соответствии с особенностями растения. Цветной эскиз в технике акварель.
в) Технический рисунок. Копия эскиза в натуральную величину. Перенесение рисунка на ткань.
г) Роспись ткани. Натяжение ткани на раму. Подбор цветовой гамы красителей в соответствии с эскизом. Последовательная роспись.
Прогнозируемый результат.
К концу 1 года обучения у учащихся развивается воображение, фантазия, художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира. Освоят понятия : гобелен, батик, цветовой круг, спектр, эскиз, стилизация, технический рисунок, резерв, уточная нить, нить основы. Должны знать: историю происхождения батика и гобелена. Последовательность работы в батике и технологию выполнения узлов в гобелене. Должны уметь: натягивать нить основы, выполнять технический рисунок, закреплять красители, снимать изделие с рамы, исправлять ошибки в процессе, и недочеты в готовой работе, хранить изделия.
Тематический план.
2 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практи-ка | Методы контроля |
1. | Вводное занятие. а) Знакомство с ремизным ткачеством, с горизонтальным станком. б) Из истории ремизного ткачества. |
3 | 2 | 1 | Опрос. |
2. | Изготовление сумки на ремизном
станке. а) Заправка ремизного станка. б) Разработка эскиза в технике коллаж. в) Подбор сырья для производства. г) Ткачество основы сумки. д) Завершение изделия, декорирование. |
3 | 1 | 2 | Выставка. |
4 | 2 | 2 | |||
2 | 1 | 1 | |||
18 | 4 | 14 | |||
4 | 1 | 3 | |||
3. | Вводное занятие в курс войлочного валяния. | 3 | 2 | 1 | Опрос. |
4. | Изучение техник войлочного
валяния. а) Создание декоративных бус б) Создание декоративной сумочки для телефона. |
12 | 2 | 10 | Выставка. |
18 | 6 | 12 | |||
5. | Изготовление панно в технике
горячий батик. а) Изучение техники горячего батика б) Стилизация растений. Цветовое решение эскиза в) Роспись ткани |
8 | 2 | 6 | Выставка. |
6 | 2 | 4 | |||
21 | 3 | 18 | |||
6. | Коллективная работа (в технике
узелкового и холодного батика) а) Стилизация рыб. б) Цветовое решение эскиза в) Роспись ткани |
6 | 2 | 4 | Выставка. |
4 | 1 | 3 | |||
18 | 3 | 13 | |||
7. | Изготовление коллективной
работы “Калейдоскоп” а) Эскиз знаков зодиака. б) Ткачество. в) Оформление работы к выставке |
2 | 1 | 1 | Выставка. |
11 | 1 | 10 | |||
1 | - | 1 | |||
Итого | 144 | 36 | 108 |
Программа 2 года обучения.
1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Знакомство с планом на год.
а) Знакомство с ремизным ткачеством, с горизонтальным станком.
Изучение конструкции станка. Названия деталей и их роль. Используемый материал и инструменты. Техника ткачества на станке. Различия ремизного ткачества с ткачеством вертикального станка. Отходы в процессе ткачества. Виды пороков и нюансы в работе на станке.
б) Из истории ремизного ткачества. Наглядное пособие готовых ткацких работ. Исторически справки. Мастерицы и их технологии. Экскурсия.
2. Изготовление сумки на ремизном станке.
а) Заправка ремизного станка. Подготовка нитей основы. Заправка нитей основы в станок. Зарисовка конструкции и этапов.
б) Разработка эскиза в технике коллаж. Разработка эскиза в технике коллаж. Выбор формы сумки, направление нитей основы и нитей утка. Выполнение цветного эскиза в технике коллаж.
в) Подбор сырья для производства. В качестве нитей утка будут использованы тонко нарезанные лоскутки ткани. Подбор лоскутков по цвету. Также можно использовать куски кожи, замши и мех.
г) Ткачество основы сумки. Ткачество основы сумки. Заготовка шаблона по форме сумки. Расчет нитей основы. Ткачество по эскизу.
д) Завершение изделия, декорирование. . Срез работы с станка. Пошив сумки и подкладки. Декорирование сумки бусами нашивками и т.п. декорирование ручек для сумки.
3. Вводное занятие в курс войлочного валяния.
Техника валяния. Виды История возникновения данного искусства. Интересные работы в технике войлочного валяния. Материал и инструменты. Возможности.
4. Изучение техник сухого и мокрого войлочного валяния. Этапы работы с войлоком. Его свойства, достоинства и недостатки.
а) Создание декоративных бус. Один из простых технологий валяния. Создание эскиза. Подбор цвета войлока и дополнительных бусинок. Валяние основных заготовок.
б) Создание декоративной сумочки для телефона. Составление эскиза. Расчет усадки. Подготовка шаблона. Подбор материала. Валяние, декорирование.
5. Изготовление настенного панно ( цветочная тема).
а) Изучение техники горячего батика. Этапы работы с воском. Изготовление пробных работ, без эскизов.
б) Эскиз. Стилизация растений. Цветовое решение эскиза. Перенесение рисунка на ткань.
в) Роспись ткани. Определение этапов работы с воском, светлых, средних, и самых темных, заключительных цветов.
6. Изготовление коллективной работы “морские глубины”.
Выполнение работы коллективно. На общем фоне, в технике узелкового батика, наносятся изображения стилизованных рыб, расписанные индивидуально ,в соответствии с композицией.
а) Стилизация рыб. Изучение построения рыб. Изучения картинок и аналогов. Выявление особенностей. Подчеркивание особенностей.
б) Цветовое решение эскиза. Цветовой эскиз в технике акварель. Подбор единой цветовой гаммы для всех рыб. Составление общего эскиза.
в) Роспись ткани. Подготовка общего фона, в узелковой технике. Перенесение рисунков на ткань. Подбор цветовой гаммы красителей. Индивидуальная роспись.
7. Изготовление коллективной работы “Калейдоскоп”.
Коллективная работа делится на отдельные фрагменты которые выполняются индивидуально. Для фрагментов “ Калейдоскопа” используются знаки зодиаков.
а) Эскиз знаков зодиака. Изучение аналогов, составление эскиза, вписывание изображения в единую форму для всех, квадрат. Цветовое решение эскизов в соответствии принадлежности знака к стихии, и его цветовой гаммы.
б) Ткачество. Натяжение нити основы. Подбор пряжи. Ткачество по шаблону.
в) Оформление работы к выставке. Работы оформляются в рамки. Развешиваются по кругу в зодиакальном порядке, на общем фоне.
Прогнозируемый результат.
К концу 2 года обучения учащиеся освоят такие понятия, как: войлочное валяние, горячий батик, ремизное ткачество, декорирование.
Должны знать: этапы заправления горизонтального станка, историю ремизного ткачества, этапы работы с воском, технологию горячего батика, историю валяния войлока, технику мокрого и сухого войлочного валяния, хранение войлочных изделий.
Должны уметь: выполнять стандартные узлы переплетения на станке, работать в коллективе, определять этапы работы в горячем батике, находить светлые и темные пятна, рисовать эскизы к работе.
Программа 3 года обучения.
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практи-ка | Методы контроля |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Изготовление коллажа, используя
технику батик. а) Стилизация животных. б) Роспись ткани в свободной технике. в) Составление коллажа по эскизу. |
4 | 1 | 3 | Выставка. |
10 | 2 | 8 | |||
8 | 2 | 6 | |||
3. | Вводное занятие. Изучение
техники Нуно-войлок а) Изготовление шарфа в технике нуно-волокно. б) эскиз подушки в технике нуно-волокно. в) валяние. |
16 | 5 | 11 | Выставка. |
3 | 1 | 2 | |||
20 | 4 | 16 | |||
4. | Техника фелтинг. а) эскиз. б) валяние. |
2 | 1 | 1 | |
11 | 3 | 8 | |||
5. | Итоговая работа. а) Разработка эскизов к итоговой работе. б) Изготовление итоговой работы. в) Защита работ. |
8 | 2 | 6 | Выставка. |
56 | 6 | 50 | |||
2 | - | 2 | |||
6. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка. |
Итого. | 144 | 29 | 115 |
Программа 3 года обучения.
1.Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Знакомство с планом на год.
2. Изготовление коллажа, используя технику батик. Работа заключается в том, что из росписанных кусков ткани в технике батик составляется коллаж. Из кусочков ткани выкраиваются детали и приклеиваются с помощью паутинки на основной фон выполненный в той же технике, края обрабатываются зигзагом на швейной машинке.
а) Стилизация животных. Изучение изображений животных: характера, особенности. Стилизация. Разработка эскиза в технике коллаж.
б) Роспись ткани в свободной технике. Подбор техник и красителей по техническому рисунку. Роспись ткани.
в) Составление коллажа по эскизу. Выкраивание деталей. Составление коллажа, обработка зигзагом. Подготовка работы к выставке.
3. Вводное занятие. Изучение техники Нуно-войлок. Материал и инструменты. Этапы производства.
а) Изготовление шарфа в технике нуно-волокно. Разработка примерного эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подготовка материала к работе. Валяние войлока на шолке.
б) Эскиз подушки в технике нуно-волокно. Разработка эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подбор материала для производства.
в) Валяние. Поэтапное производство.
4. Техника фелтинг. Валяние с использованием иглопробивной машины
а) Эскиз. Технический рисунок. Подбор цветовой гаммы.
б) Валяние. Валяние на драпе.
5. Итоговая работа.
а) Разработка эскизов к итоговой работе. Определиться с темой. Выбрать технику, можно смешивать техники. А также выполнять работы коллективно.
б) Изготовление итоговой работы. Подготовка материала, шаблонов. Изготовление по утвержденным эскизам.
в) Защита работ. Поиск аналогов. Почему выбрала эту тему и технику. Немного истории.
6. Итоговое занятие. Подготовка к выставке. Открытие выставки. Подготовка экскурсии в мир декоративно-прикладное искусство, в мир текстиля.
Прогнозируемый результат.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: термины, применяющиеся в изученных видах декоративно прикладного искусства, знать последовательность всех изученных технологий батика, ткачества и войлочного валяния.
Должны уметь: применять изученные техники, сочетать цвета, рисовать эскизы к работе, применять свои знания и умения в практике, создавать декоративные вещи для себя и интерьера, оформлять и хранить готовые вещи.
Методическое обеспечение.
Кадровое обеспечение – учитель дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение.
- кабинет и оборудование.
- схемы, журналы, видео и фото материал.
- образцы изделий.
Учебно-методическая литература.
- конспекты.
- учебно-методическая литература.
- дидактические материалы, наглядные пособия.
Литература.
- Гусева А.Г. Нетканый гобелен, или вышивка петлей, Москва, 2007.
- Ирина Дворникова, Гобелен за десять вечеров, Москва, 1998.
- Ирина Дворникова, Батик своими руками, Москва, 2000.
- Костецкая Л.Я., Тюменева О.Л. Школа и производство, №7,1-64, 2008.
- Сгопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль/ пер. с анг. Бриловой Л.Ю. С-П, 2000.
- Шинковская К.А. Вещицы из войлока, Москва, 2008.